Украинским родителям, которые находятся в разводе, станет проще вывозить своих детей за границу, будь-то отдых или учеба, поскольку в среду, 3 июля, Верховная Рада приняла во втором чтении соответствующий законопроект. Однако такие нововведения оценили не все эксперты и родители, опасаясь, что отсутствие механизма возврата детей значительно осложнит общение ребенка со вторым родителем. Кроме того, существует и ряд других, более насущных проблем, которые не решает законопроект. В его деталях разбирался "Апостроф".
Механизм упрощения выезда ребенка заграницу предусмотрен в законопроекте № 8296 ("О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно создания экономических предпосылок для усиления защиты права ребенка на надлежащее содержание"), авторства 53 народных депутатов разных фракций, который Верховная Рада приняла 3 июля.
Закон в целом регулирует проблему невыплаты алиментов одного из родителей тому, кто фактически проживает с ребенком, и вводит ряд жестких наказаний в случае неуплаты, вплоть до отчуждения собственности и автоматического ареста, накладывающегося на имущество должника.
Есть в документе также нормы, которые регулируют и выезд ребенка заграницу. Родителю, желающему вывезти ребенка за границу, больше не нужно будет получать нотариальное разрешение от другого родителя.
Согласно изменениям, родитель, проживающий с ребенком, может сопровождать его за границу при наличии задолженности по уплате алиментов другого родителя более четырех месяцев. При этом закон предусматривает возможность выезда ребенка заграницу сроком до одного месяца с тем из родителей, с которым он проживает, не только на лечение, обучение и отдых, но и на детские соревнования, фестивали, олимпиады и конкурсы, в том числе в составе организованной группы детей.
Кроме того, законом предусматривается предоставление права тому из родителей, кто не проживает с ребенком, и не имеет задолженности по алиментам, обратиться в суд и по упрощенной процедуре получить разрешение на выезд с ребенком за границу без согласия другого родителя, если он его не предоставил в течение 10 дней.
Прописано там и то, что получить документ, в котором закреплено место жительства ребенка, можно будет в органах опеки, где можно получить соответствующее подтверждение. Сейчас документ выдает только суд.
Законом предусмотрены и некие предохранительные меры в случае, если один из родителей нарушает правила пребывания ребенка за границей. Так, нарушение на один день срока пребывания карается штрафом, также горе-родителю запрещается выезд за границу с ребенком сроком на один год. Если ребенок выехал и не вернулся, то тогда родителю грозит уголовная ответственность на родине.
Однако с подобными нововведениями не согласны многие родители, которые считают, что благодаря этому закону можно будет беспрепятственно вывозить детей заграницу и не возвращаться на родину.
“Они предлагают на один месяц вывозить детей тому, у кого есть решение суда по месту жительства. Первый вопрос: кто будет контролировать этот месяц? У государства нет механизма такого контроля. Второй момент: чтобы вернуть ребенка, другой родитель должен подавать в суд по Гаагской конвенции на возврат ребенка. Третье: предоставляются преимущества только одному из родителей, а другой, чтобы отдохнуть с ребенком, должен подать в суд на вывоз ребенка за границу. Но, даже получив такое решение, он не сможет вывести ребенка за границу, потому что физически его у него нет. Этот законопроект меньше всего касается защиты прав детей, он больше касается расширения полномочий самого министерства юстиции, которое это всего использует для собственного пиара”, - комментирует "Апострофу" глава общественной организации "Отец имеет право" Александр Швец.
По его словам, никто из оппонентов данного закона не против того, чтобы ребенок был вывезен за границу на отдых или лечение. Однако должны быть механизмы возвращения таких детей на родину.
“Поэтому мы просили вернуть законопроект на повторное чтение. Фактически об этом говорит и главное юридическое управление, у которого много замечаний к данному законопроекту. Надо усилить инструменты по защите прав детей, а также усилить ответственность для тех, кто не платит алименты, например, применять административную ответственность к тем, кто не платит алименты даже месяц-два, но Министерство с нами не согласно", - продолжает Швец.
Есть ряд претензий и у профильных экспертов касательно законопроекта и отдельных его норм. Так, руководитель секретариата межфракционного депутатского объединения "Защита прав ребенка" Людмила Волынец считает, что должна была быть предусмотрена ответственность за несоблюдение всех прав ребенка, а не только за невыплату ему алиментов.
"Алименты не являются исчерпывающими обязательствами по отношению к ребенку. Есть дети, у которых нарушены жилищные права. Например, родители заложили в кредит квартиру, в которой был прописан ребенок, и таких нарушений очень много со стороны родителей. Если бы законодатель написал, что в случае, если один из родителей, отдельно проживающий, нарушает те или иные права ребенка, то за плохое исполнение родительских обязанностей таких родителей наказывают. Непонятно, почему выбраны только алиментные отношения. Второе, что настораживает: а кто сказал, что тот, кто живет с ребенком, во всех случаях является хорошим родителем? Там вполне могут быть сожители, которые бьют ребенка. Мы сегодня постоянно получаем информацию, что сильно бьют детей. Я бы в общем назвала этот документ законом для избранных. Для тех, кто хочет выехать за рубеж", - комментирует эксперт "Апострофу".
Эксперт также указывает на то, что государству не хватает качественной программы, которая бы в корне меняла семейную политику в Украине.
"Получить разрешение от родителя на выезд ребенка заграницу сложно, когда существует конфликт между родителями. А что государство делает для того, чтобы примирить родителей ребенка? Ведь он страдает не только потому, что ему не дают разрешение на выезд за рубеж. Он страдает и тогда, когда папа с мамой воюют между собой. Государство должно задуматься над тем, что у нас есть минимум 20% детей, где существует устойчивый конфликт между родителями. Поэтому у государства должна развиваться примиренческая функция, которая бы стимулировала их выполнять обязательства перед ребенком не через режим конфликта, а через режим сотрудничества. Но у государства пока нет ни службы медиации, ни других механизмов, позволяющих решить эти проблемы",- считает Волынец.
При этом авторы принятого законопроекта утверждают, что ко второму чтению все замечания оппонентов были учтены.
"В предложенном ко второму чтению тексте законопроекта при участии Минюста были учтены все конструктивные предложения и замечания других народных депутатов, а также были учтены отдельные нормы альтернативного законопроекта (№8296-1)", - пояснила "Апострофу" нардеп и соавтор законопроекта Татьяна Рычкова.
Отметим, что за законопроект проголосовали 230 депутатов.