Школьники одной из бельгийских школ решили пошутить. Накануне выпускного они организовали костюмированную вечеринку, на которой все были одеты в китайские костюмы и соломенные головные уборы, а пара ребят - еще и в костюмы панд. "Время коронавируса", - так назвали они свое фото. Такую недобрую шутку сеть не оценила и справедливо назвала расистской. Однако то, что можно списать на переходный возраст и отсутствие воспитания в случае с подростками, уже не оправдаешь ничем, когда ты взрослый.
О большом количестве насилия - и психологического, и физического - в связи с пандемией коронавируса свидетельствует обширный список стран из соответствующей статьи в Википедии. Случаи коронахейтерства зафиксированы во всех частях света - от Европы до Австралии и Океании. В первую очередь агрессия, особенно в первые недели распространения коронавируса, была направлена против лиц азиатского происхождения. Но очень быстро объектом агрессии стали другие люди, у которых появилось подозрение на коронавирус. Отказ в предоставлении мест проживания, отказ в услугах, ксенофобия, различные формы расизма, публичные унижения и побои - вот примерный спектр коронахейтерства сегодня. Есть среди этого списка и Украина, которая на фоне США или Великобритании, сравнительно скромно вписалась туда со случаем в Новых Санжарах.
В Украине, битой шестью годами войны и различными кризисами, и в целом не очень внимательной к чувствам различных меньшинств, эпидемия коронахейтерства проходит в облегченной форме - или, может, мы этого не диагностируем. Минздрав Украины своевременно сформировал памятку для журналистов о том, как правильно писать о COVID-19. В ней много внимания уделено тому, как не стигматизировать людей, заболевших коронавирусом. В бюллетене Минздрава акцентируется внимание на том, что коронавирус является не "китайской болезнью" или "уханьский заразой", а проблемой всех людей. А человек, получивший COVID-19, не превращается в чудовище, которое лишь "заражает" и "распространяет вирус", а остается таким же человеком, каким и был раньше.
Необходимость ограничить эмоциональную эпидемию коронахейтерства столь же насущная, как и потребность остановить сам вирус. Незадолго до начала пандемии, в феврале 2020-го, британский эпидемиолог Адам Кухарский опубликовал книгу под названием "Правила заражения: почему всевозможные штуки распространяются и почему они прекращаются" - блестящее введение читателя в мир вирусных стратегий, которые в равной степени касаются как эпидемий, так и трендов, а также моделей поведения или идей. Конечно же, книга оказалась более чем актуальной.
В ней автор, в частности, пишет о том, что следствием социальной стигматизации заболевших людей, является не только ухудшение морального климата в обществе. Сама борьба с эпидемией через атмосферу клеймения становится чрезвычайно усложненной. Из-за страха осуждения много случаев заражения остаются просто не зафиксированными. Подозрение о заболевании создает атмосферу отчуждения вокруг человека, семьи или определенной группы людей. А это, конечно, отбивает у людей охоту сообщать о заболевании, заставляет их скрывать свою болезнь. В свою очередь, это усиливает распространение инфекции и делает выявление источника практически невозможным делом.
Аналогичные предупреждения об опасности стигматизации делает и Всемирная организация здравоохранения. В своем отчете от 24 февраля они, кроме выводов Кухарского, также указывают на два других опасных последствия стигматизации. Человек, находясь в атмосфере коронахейтерства, будет до последнего отказываться просить о профессиональной помощи. Кроме того, такая стигматизация заставляет людей пренебрегать полезными привычками, которые могут спасти им жизнь или защитить других.
Баррикады в Новых Санжарах
В Украине стигматизация людей, больных COVID-19 происходит по тем же стратегиями, что и в остальном мире. Это ксенофобия и синофобия (нетерпимость к Китаю и всему китайскому, - "Апостроф"), распространение ложных слухов о болезни известных людей и политиков, клеймение известных людей и политиков, которые заявили о том, что больные COVID-19 и тому подобное.
Отдельная история коронахейтерства - это отношение к "заробитчанам", вернувшимся из-за границы. Несколько случаев распространения вируса через людей, вернувшихся после заработков, вызвало волну ненависти ко всем "заробитчанам", независимо от того, подтвердилось ли у них заболевание коронавирусом, или нет.
В международном "Руководстве по предотвращению социальной стигматизации", на основе которого были разработаны указания украинского Минздрава, объясняется, чем вызван такой страх перед коронавирусом: 1) это новая болезнь и мы многого о ней не знаем; 2) мы часто боимся неизвестного; 3) этот страх легко привязать к каким-то конкретным людям.
Такая ситуация страха и неопределенности упрощает реакции людей, сводя их к простой формуле: бей или беги. Соцсети подхватывают эту тенденцию к упрощению и предлагают нам на время карантина еще и выхолощенную форму реальности - лайк или дислайк. Дистанциированность и некоторая анонимность, которую дает Фейсбук, позволяют нам не думать о последствиях нашего троллинга, о долгосрочных эффектах от наших "шеймов" и "хейтов". Между тем в Польше, как сообщает GazetaWyborcza, известный врач-гинеколог покончил с собой из-за травли в сети - его обвиняли в том, что он якобы заразил своих пациенток.
Читайте также: Темные стороны карантина: как бороться с эпидемией домашнего насилия
Замкнутое в квартире, зажатое в формат соцсетей, сознание человека порождает такие же клаустрофобные идеи. Они отражаются как в частных постах, так и в работе журналистики. Популярное столичное издание опубликовало адреса киевских домов (как сообщили в СБУ, фейковых), в которых, якобы, были обнаружены заболевшие коронавирусом. Житомирская ОГА пошла еще дальше и обнародовала карту с "чумными районами", где были зафиксированы случаи заболевания. С точки зрения журналистской этики, эти и другие случаи являются примерами нарушения прав человека, поскольку состояние его здоровья является его частной информацией. С точки зрения чисто человеческой этики - это глухое замыкание людей внутри собственного, охваченного паникой сознания, помноженное где-то на погоню за кликбейтами, где-то - на политический заказ (явный или скрытый) или на еще какую-то "халтурку".
Страх делает человека примитивным и уродливым. Как писатель я знаю, что человек стоит большего. Я не призываю к персональной революции достоинства - преодолевать смертию смерть нас учат святые наставники и апостолы. Я призываю хотя бы к маленькой демонстрации достоинства. Эта демонстрация достоинства могла бы проявиться в том, что мы сможем остаться людьми даже в такие неприветливые времена, как наше, и в таких неприятных местах, как соцсети.
Продукты, переданные переселенцами для украинцев, оказавшихся на обсервации в Новых Санжарах
Эта личная демонстрация достоинства может носить два аспекта - прикладной и, так сказать, лирический.
Прикладная часть, думаю, лучше воплощена в тех простых шагах, которые рекомендует ВОЗ в уже упомянутом отчете по преодолению стигматизации. Делай свое дело, советуют там. Каждый из нас на своем месте может сыграть свою роль не только в прерывании цепочек распространения коронавируса, но и в прерывании цепочек коронахейтерства. Среди важных рекомендаций, которые приводит данный документ, я бы хотел отметить две: привлекать социально влиятельных людей и участвовать в положительных инициативах. Очень важно, чтобы каждый, кто чувствует себя вознагражденным вниманием своей аудитории, присоединился к умалению стигматизации в обществе. Как это можно сделать? Через публичное разъяснение морального и физического вреда (о них мы писали выше), который можно причинить людям путем клеймения.
Второй элемент - привлечение к положительным инициативам - также в значительной степени помогает уберечь нашу лодку от лишнего расшатывания. Одна из таких инициатив - кампания # ДоброНаДиване, инициированная Проектом развития ООН в Украине. Суть этого простого, но правильного челленджа - в том, чтобы рассказать на видео о полезных делах, которыми ты занимаешься на карантине. Снял себя - передай эстафету двум друзьям. Ну и отметь в посте хештег #ДоброНаДиване. Такой простой челлендж - лучший способ реагировать на злость и раздражение. Вместо того, чтобы вступать с ними в бой, стоит просто переставить себя на другие рельсы и делиться конструктивом.
Вторая часть нашей демонстрации достоинства, как я пообещал, лирическая. Для некоторых это слово будет, в лучшем случае, эвфемизмом к слову "непрактичная", а в худшем - к слову "бессмысленная". Каждому из нас стоит понять, что цепочки ненависти прерываются на нас. И только от нас зависит, продолжим мы их или остановим. Пророку Мухаммеду приписывают примерно такую мысль: нет большего нектара, чем ядовитые слова, которые ты хотел сказать, но вовремя проглотил. И лучше останавливать эти слова не тогда, когда они уже выходят из нас, а тогда, когда они только начинают в нас входить. Это мог бы быть еще один челлендж - тихий и незаметный. Просто отказываться читать и слушать то, что заведомо несет в себе ненависть. Эскапизм? А по-моему, свобода выбора. Это мое осознанное решение, мой конструктивный выбор - на что тратить свое время, внимание, свое сознание. Без нас мир не рухнет. А вот наши собственные дела за нас никто не сделает.
Пчела летит туда, где пахнет медом. У большинства из нас сейчас - масса свободного времени. И множество незаконченных дел, непрочитанных книг, недодуманных мыслей. У нас есть, в конце концов, наша семья и общий Пасхальный завтрак, пусть, может, и по скайпу. Это - наш мед. Почему бы не трудиться над ним?
Муха тоже летит туда, где пахнет медом. Но по дороге она всегда найдет себе что-то еще.