По состоянию на 22 апреля лесные пожары в Житомирской области локализованы, с воздуха тушить перестали, но на земле пожарные еще работают. В Киевской области продолжают тушить вертолеты. За три недели огнеборства на Полесье летчики специального авиационного отряда ГСЧС Украины совершили 621 вылет, на горящие леса вылили 5052 тонны воды, что соответствует примерно 90 железнодорожным вагонам-цистернам. По оценкам специалистов, если не будет новых возгораний, за несколько дней потушат все. Об особенностях весенних лесных пожаров 2020 года "Апострофу" рассказал командир авиаотряда ГСЧС Украины ИВАН КОРОБКА.
- Насколько отличается видение пожара с земли и с воздуха?
- По наземным меркам пожары разделены – Житомирская область, Киевская… Но для нас это одна цепочка – архипелаг очагов огня в одном географическом районе. Мы работаем по всему Полесью – по указанию штаба перебрасываем силы туда, где в конкретный момент ситуация наиболее угрожает быстрым распространением огня.
За три недели пожаров больших, глобальных очагов было уже девять. Случается, что из одного очага возникает другой. Но были и несвязанные возгорания. С 4 апреля, независимо один от другого, возникали новые очаги. 7 апреля появился очаг непосредственно у саркофага ЧАЭС, и он позже раздвоился. 14 апреля все вроде бы потушили, а 16-го - резко возникли два больших очага в Житомирской области в Овручском районе.
- Была ли угроза пожара Чернобыльской атомной станции, в частности - аварийному реактору?
- Большой очаг действительно возник в совершенно закрытом месте – в зоне отчуждения, где человек так просто не может оказаться. Там молодой хвойный лес с низкорасположенными ветвями. Такой лес быстро вспыхивает верховым пожаром и передается по ветру, захватывая большие территории.
Пожар возник в пяти километрах южнее реактора, затем его ветром снесло в район "Дуги" ("Дуга" – радиолокационная станция, известна также как объект "Чернобыль-2". Высота мачт – до 150 м при длине сооружения 460 м, – "Апостроф"). Мы сперва отбивали пожар от реактора, а на следующий день занялись собственно "Дугой". Это составляло сложность – из-за задымления летать в районе такого объекта было опасно.
Но я не думаю, что огонь как-то мог угрожать аварийному реактору. Скорее, он мог быть опасен предприятию "Вектор". У авиаторов была особая ответственность в этом районе, потому как из-за радиации там проблематично задействовать наземные силы.
- Сейчас много информации о намеренных поджогах. Что вы можете сказать по этому поводу, глядя с неба?
- Как таковых поджигателей мы видеть не можем, так как всякий раз летим туда, где уже пылает. Но нередко с утра наблюдаем одну картину, а к середине дня - иную. Появлялись новые очаги в 30-40 километрах один от другого. На такие расстояния искры ветром не переносятся.
Пожар в зоне отчуждения
В частности, по оперативной информации было известно, что первый пожар возник в районе Народичей, а потом полыхнуло восточнее – в районе Полесского. Но мы уже в первый день наблюдали три автономных возгорания на расстоянии в десятки километров. Значит, это не распространение пожара, а возникновение новых очагов в результате чьей-то деятельности. Умышленной или по неосторожности – это уже другой вопрос, и он не к нам.
Мы даже задумывались, ставили себя на место поджигателя: идеально сведены во времени все факторы - сухая трава после бесснежной зимы, молодой растительности (а свежая трава затрудняет распространение огня) еще нет ни на лугах, ни в лесах, к тому же синоптики прогнозировали устойчивый антициклон по всей Украине. То есть идеальные условия для поджогов. Вот только кому они выгодны?
- Как и где вы заправляете водой самолеты и вертолеты?
- На ликвидации пожаров задействовали три самолета АН-32 и три вертолета МИ-8МТ. Вертолеты набирают воду из ближайших водоемов, в частности, и из реки Припять. Самолеты заправляются только на аэродромах. Заправляются достаточно быстро – 12-15 минут. Используем две площадки – нашу постоянную базу в Нежине и военный аэродром в Озерном, близ Житомира. Вертолеты за один вылет делают по 25-30 сливов воды по 3 тонны каждый.
По состоянию на 22 апреля отряд совершил 621 вылет, слито 5052 тонны, это примерно 90 вагонов-цистерн воды. Сколько по площади – трудно сказать, так как возгорания разной интенсивности, и соответственно, по-разному тушим. Один слив самолета накрывает водой (в зависимости от высоты над огнем) площадь 120-150 метров на 50-70 метров. Вертолет - примерно 10 на 25 метров за один слив. Работаем преимущественно на высотах 40 м - для самолетов и 20 м - для вертолетов. Языки пламени достигали 10-15 метров и выше.
Наша задача – разбивать большие пожары на локальные маленькие, чтобы далее уже могли справиться наземные силы. Так сказать, разрываем фронт огня.
- Какие еще работы, кроме тушения пожаров, выполняют летчики ГСЧС?
- Авиационный поиск и спасение в труднодоступных местах, включая горные, а также на акваториях морей; медицинская эвакуация и перевозка тяжело больных на специально оборудованных воздушных судах. Ну и, пожаротушение. Всего у нас 19 воздушных судов – 7 самолетов и 12 вертолетов. Базируемся в Нежине, но имеем точки дежурств по регионам Украины – Харьков, Одеса, Ужгород, Киев.
Сгоревшие в результате лесного пожара дома в селе Раговка Киевской области
Из всех видов спасательных работ пожары - наиболее опасны. Главным образом - из-за постоянной сильной задымленности, когда нет визуальной информации, но ты при этом знаешь, что где-то рядом крутятся и другие суда. К такой работе допущены только летчики первого класса. Опыт в нашем отряде нарабатывался годами. Регулярно тушим лесные пожары. В свое время много тушили в Крыму – в труднодоступных местах в горах. Тушили в Грузии, Турции, Израиле, Черногории.
- Многие обращают внимание, что в Беларуси леса не горят. С вашей точки зрения – почему?
- На самом деле, и Беларусь тоже немножко горит, мы это наблюдаем по спутнику. Но горит не так, как украинское Полесье. Белорусская часть бассейна Припяти более населена. После аварии на ЧАЭС там рекультивированы земли. Населенные пункты живые, много людей. Их леса… не хочу употреблять банальное слово "ухоженные", но им явно уделяется больше внимания. У нас же в Чернобыльской зоне запрещена вырубка, и это создает проблему: леса захаращены и хорошо "подходят" для горения. А пожар – он, как живой, пользуется тем, что ему оставили люди.
Белорусские коллеги работают с нами в постоянном контакте. Соответственно, зная, что здесь происходит, принимают повышенные меры безопасности. Любое возникновение очагов сразу ликвидируется.
В Беларуси, если посмотреть по карте, куда более развиты дороги. У нас – в том же Овручском районе – лесные дороги в плохом состоянии, сложно добираться даже для обслуживания леса. Что бы кто ни говорил, финансирование лесного хозяйства в данных районах привело к ситуации, в которой мы и оказались. Думаю, здесь комплексная проблема - слишком долго не чистились леса.