RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.80
  • НБУ:EUR 43.35
НБУ:USD  41.80
Общество

Отменят ли ВНО и что будет с обучением с 1 сентября - отвечает образовате­льный омбудсмен

ВНО будет меняться и совершенствоваться, чтобы соответствовать условиям современности

ВНО будет меняться и совершенствоваться, чтобы соответствовать условиям современности Фото: facebook.com/sivangor

Уже завтра, 25 июня, в Украине стартует основная сессия внешнего независимого оценивания. Открывает сессию тестирование по математике. В этом году из-за пандемии коронавируса проведение ВНО оказалось под угрозой: сначала тестирование перенесли, а затем появились слухи, что ВНО как такое правительство вообще может отменить. Ненамного лучше оказалась ситуация и в школьном образовании: после трех месяцев дистанционного обучения на карантине, которое было раскритиковано большинством родителей, в СМИ появилась информация, что 1 сентября школьники имеют все шансы продолжить учиться дома. Что из этого правда, а что нет, какие угрозы для ВНО сегодня существуют и сможет ли Минобразования сделать тестирование безопасным, в интервью "Апострофу" рассказал образовательный омбудсмен СЕРГЕЙ ГОРБАЧЕВ.

- Очень многие родители школьников критиковали формат дистанционного обучения на карантине. Действительно ли все было так плохо, как говорят родители?

- Есть такой общий закон, который знают маркетологи: довольный клиент скорее промолчит, а недовольный напишет жалобу. В апреле, после месяца карантина и дистанционного обучения, мы провели опрос среди родителей: получили более 8 тысяч ответов.

Надо отметить, что мы проводили опрос через google-форму, поэтому ответы, разумеется, давали те, кто имеет доступ к интернету. А ведь есть еще довольно большая группа людей, которые такого доступа не имеют, и это большая проблема. Нам необходимо качественное социологическое исследование: как оценивает общество реализацию дистанционных форм обучения во время карантина.

Но даже наше исследование позволило отчетливо увидеть три группы родителей.

Первая группа - те, кто доволен дистанционными формами обучения настолько, что их отношение к учителям и школе улучшилось. Таких родителей было почти треть: 27%.

Вторая группа это те, кто не почувствовал существенной разницы - их около половины.

Третья группа - те, кто были недовольны настолько, что сообщили о об ухудшении отношения к школе и учителям.

В целом, могу утверждать, что образование очень по-разному справилось с вызовами дистанционного обучения. И здесь все зависело от конкретной школы, конкретного директора школы, конкретных учителей.

Были, например, учителя, которые просто на все махнули рукой и даже заявляли, что не их обязанность - проводить дистанционное обучение. Были такие учителя, которые подходили к вопросу чисто формально: написали задание на листе, сфотографировали, бросили в Viber и якобы выполнили свою функцию. Но, это конечно не никак не может удовлетворить учеников и родителей.

Тем не менее, вдохновляет то, что было много учителей, которые действительно профессионально и ответственно подошли к вопросу: наладили коммуникацию, давали нормальные по объему задачи, а не такие, которые выносят мозг, проверяли эти задачи, осуществляли обратную связь, выставляли вполне заслуженные оценки. И это факт. Таких случаев, согласно нашему опросу, мы увидели больше половины. То есть реально школы отработали, но не все одинаково. Поэтому родители должны ставить вопрос не к президенту или министру образования. Они должны ставить конкретные вопросы к конкретному директору школы: почему это наша школа не обеспечила качественное (насколько это было возможно в этих экстремальных условиях) дистанционное обучение во время карантина.

- И все же, какие самые распространенные проблемы дистанционного обучения мы увидели?

- Есть три группы проблем, с которыми мы столкнулись, и каждая из них требует решения.

Первая и самая чувствительная проблема для организации обучения - это содержание образования: чему именно нужно учить, как учить, какие объемы задач, как они должны быть построены и как их проверять и засчитывать.

Вторая проблема - психоэмоциональная. Не все наши дети, к сожалению, умеют самостоятельно учиться. И, к сожалению, не все учителя психологически готовы работать в условиях неопределенности: быстро меняться, реагировать на вызовы современности и находить новые формы обучения, чего от них, собственно, и требует профессионализм.

Третья группа проблем - техническое обеспечение доступа к дистанционному обучению. Это и обеспечение доступа к интернету, то есть инфраструктурная проблема. Это и наличие необходимой техники в учебных заведениях и семьях. Поэтому учебные заведения нужно оснащать техникой: это надо делать системно и более насыщенно.

А вот с семьями - сложнее. Конечно, можно посоветовать больше внимания обратить на обеспечение ребенка возможностью получения связи во время обучения. Но мы понимаем, что есть семьи очень разного достатка. А что делать, если в семье несколько детей учатся одновременно? То есть это очень болезненная проблема, ведь есть такие запросы, мол, пусть государство обеспечит детей средствами обучения. Но надо понимать, что государство может обеспечить детей средствами обучения только за счет родителей, ведь это их налоги. Надо очень тщательно смотреть бюджет, источники финансирования.

Есть проблема и в программных средствах доступа к дистанционному обучению. Очень нужна единая образовательная платформа для образовательного процесса и образовательной коммуникации. Есть очень неплохие платформы для обучения, например Zoom, который стал очень популярным. Есть специализированная платформа Classroom от Google. Кстати, большинство использует именно ее, и это очень хороший продукт, которым я лично как учитель пользовался очень давно. Но когда я, как директор школы, года три назад провел для учителей семинар как работать с Classroom, то учителя послушали, но практически никто не стал этого использовать, по крайней мере системно. Теперь они просто вынуждены: большое количество учителей очень быстро, может и не по своей воле, повысило свои компьютерные способности, иначе просто невозможно работать.

- Сейчас родители школьников сильно паникуют. Они говорят, что в их школах учителя уже готовятся к продолжению формата дистанционного обучения с 1 сентября . По крайней мере, ходят такие слухи. Официального решения, конечно, нет, но родители обеспокоены. Есть ли у вас информация, что с нового учебного года дистанционное образование действительно могут возобновить?

- Извините, но у нас очень любят иногда распространять выразительные глупости. Никто не говорит о том, чтобы отменить обычную форму очного обучения. Школа как место общения и живого обучения будет всегда. Одновременно мы должны использовать для эффективного обучения возможности современных технологий. Когда дети будут ходить в школу, нужно предоставлять им больше возможностей в использовании дистанционных инструментов.

Одновременно было бы безрассудно и непредусмотрительно не думать о возможности форс-мажорных ситуаций. Потому что никто не застрахован от новых вспышек эпидемии. Поэтому мы должны быть готовы к разным ситуациям, но намерение всей системы образования - учиться в обычном режиме, чтобы дети ходили в школу, общались между собой и общались с учителями. Это основной вариант, который мы реально рассматриваем.

Но надейся на лучшее и готовься к худшему. Мы не знаем, что будет дальше, поэтому должны быть готовы к любым вариантам развития. Никто не отменяет очное образование. Пусть прекратят разгонять глупости. Для того, чтобы это понять - просто посмотрите на сайты школ, управлений, департаментов образования. Там просто сплошным потоком идут сообщения о том, что в такую-то школу завезли мебель для первоклассников, там - сделали ремонт столовой или спортивного зала, там - завезли новое оборудование для компьютерного класса. И таких сообщений - сотни. Кто бы задумался: для кого это все, кто этим будет пользоваться, если - как панически кричат "желтые" сайты - детей в школе не будет?

- Поговорим о ВНО. Вы говорили, что информацией о полной отмене ВНО может проверяться реакция общества. Например, я даже не мог подумать, что у кого-то может возникнуть идея отменить ВНО, что ВНО неприкосновенно. Так, кому же выгодно таким образом проверять общество?

- Парламентский комитет по вопросам образования на днях отклонил законопроект, которым предлагалось отменить ВНО для поступления на контракт в медицинские университеты (законопроект №3272 был подан тремя депутатами из группы "За будущее" и депутатом из группы "Доверие", - "Апостроф"). То есть, знаешь ты или не знаешь химию и биологию, только плати деньги, а потом учись и лечи так - как умеешь. Это реальная ситуация и реальная проблема, и таких законопроектов может быть еще несколько, о которых мы просто не знаем. Никто не назовет законопроект "Отмена ВНО". Нет. Законопроекты будут называться "О внесении некоторых изменений...", и там, где-то глубоко в тексте будет написано "а давайте выбросим ВНО, и пусть университеты сами проводят экзамены". А как некоторые университеты проводили экзамены 15 лет тому, мы очень хорошо помним.

- Кто лоббирует такие вещи? Это ректоры университетов стремятся отменить ВНО?

- Не могу говорить, у каких ректоров есть подобные настроения, ведь они их публично не озвучивают. Но меня очень радует то, что некоторые ректоры уже успели заявить, что ВНО неприкосновенно, и никаких идей его отменить нет и быть не может. Например, такое заявление сделал ректор университета Гринченко Виктор Огневьюк и ректор Запорожского университета Николай Фролов. Такие заявления поступают и от других ректоров. Но ректоры бывают разные.

- Соглашусь, что ВНО, как форма поступления в вузы, неприкосновенна. Однако, в экспертных кругах звучат идеи, что ВНО нужна содержательная трансформация, совершенствование. Вы тоже так считаете?

- Я глубоко убежден, что ВНО должно меняться, совершенствоваться и соответствовать условиям современности, поскольку со времени его внедрения прошло почти 15 лет. Это надо учитывать. Но при любых трансформациях ВНО должно сохранять две ключевые составляющие: быть внешним и независимым. Нельзя поручать оценки качества работы тому, кто эту работу выполняет. Это должен делать другой субъект. Например, вы заказываете дома ремонт, к вам пришли строители, кое-как сделали и говорят, что они все сделали классно, им все нравится, хозяин, давай деньги. Это примерно то же самое.

- В Минобразования говорят, что пункты сдачи ВНО в эпидемическом плане будут безопасными для абитуриентов. Как вы, как бывший директор школы, оцениваете, действительно ли на местах может быть эффективно обеспечена такая защита?

- После того как был принят закон об освобождении от государственной итоговой аттестации, участников ВНО станет меньше. Если бы такое решение было раньше, то Украинский центр оценивания качества образования (УЦОКО) мог бы перекомплектовать группы для участия в ВНО. Там очень сложная и очень жесткая процедура для обеспечения добропорядочности. Формируются группы участников из разных учебных заведений, различных типов учебных заведений. Скажем, в одной аудитории могут быть как выпускники 11 классов, так и выпускники колледжей, профтехучилищ. Так вот, если бы закон был принят раньше, можно было бы сделать новое распределение. Сделать его быстро сейчас просто нет времени, но количество участников уменьшится примерно на треть. Мы это поймем во время второго ВНО по украинскому языку, когда все придут.

По моему мнению, с учетом уменьшения количества людей, мы получим вполне удовлетворительные условия с точки зрения безопасности для участия в ВНО. Кто-то гарантирует это? Гарантировать никто не может, ведь возможность заразиться есть во многих местах: дорога, сбор. Однако самое главное - выполнение правил. Когда мы ходим по улицам, много людей в масках видим? Если участники и организаторы ВНО будут четко придерживаться всех требований безопасности, то степень защиты будет очень высокой.

- Кстати, что касается правил безопасности. Очень многие родители жалуются, что дети будут сидеть по три часа в душной аудитории в маске. Будут терять сознание...

- Вполне разделяю эти волнения, но думаю, что наши дети гораздо более спокойны, чем их родители. Гораздо больше перед экзаменом волнуются родители, чем дети. Будем надеяться, что все будет хорошо. И я понимаю эти опасения, но безопасность является чрезвычайно важным фактором.

Читайте также