RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

Украина на взлет: почему кривая заболеваемости COVID-19 растет каждый день

Как работает локдаун в других странах и почему у нас ничего не получается

Как работает локдаун в других странах и почему у нас ничего не получается Фото: Getty images

В Украине 25 ноября был установлен очередной коронавирусный антирекорд – 15331 заболевших за сутки. Еще в октябре президент Владимир Зеленский заявлял, что именно 15 тысяч – точка невозврата, после которой будет введен жесткий локдаун по всей стране. Однако в правительстве уверяют, что речь об ужесточении карантина в ближайшее время не идет, несмотря на то, что по прогнозам эпидемиологов, 15 тысяч в сутки для Украины далеко не предел. Вместе с тем, многие страны еще в октябре пережили пиковые антирекорды второй волны COVID-19, но в короткие сроки успели локализовать этот "пожар". Почему получилось у них, но никак не выходит у нас, разбирался "Апостроф".

В мире падает, у нас растет

Эпидемиологическая ситуация в Украине резко начала ухудшаться в начале октября, когда количество зараженных стало превышать 4 тысячи случаев в сутки. Впрочем, это было прогнозируемо, ведь эпидсезон традиционно начинается в середине осени.

И здесь Украина оказалась в коронавирусном тренде. Например, в Бельгии суточное количество зараженных с начала марта было на уровне 2 тысяч человек, но уже в октябре произошел резкий скачок: 3 тысячи в начале месяца, более 10 тысяч в середине, и абсолютный рекорд 30 октября – 23 тысячи случаев в сутки. Сейчас Бельгия вернулась на докризисный уровень: 2 тысячи зараженных в сутки.

Похожая картина наблюдалась и в Чехии: 1,5-2 тысячи зараженных весной и летом, потом резкий скачок в октябре до 15 тысяч и постепенный спад в конце ноября до 3-5 тысяч в сутки.

В Австралии количество зараженных за все время пандемии никогда не превышало даже 800 случаев в сутки, но, тем не менее, и там был свой пик, который пришелся на конец июля – начало августа. В это время на континенте был зафиксирован антирекорд: 721 случай за сутки, но уже с середины августа пандемия резко пошла на спад и практически всю осень в Австралии фиксируют лишь единичные случаи заражения.

Что касается Украины, то кривая заболеваемости с начала осени в нашей стране практически каждый день идет по восходящей, делая остановки на очередных антирекордах. Почему так?

Старые проблемы

Во-первых, низкий охват населения тестированием. Так, согласно данным ресурса Worldometers, на котором аккумулируется вся основная мировая статистика по коронавирусу, Украина занимает 105 место в мире по тестированию на 1 миллион человек. В то время как Бельгия - 21 место, Австралия 32-е, а Чехия 47-е.

"У нас тестирование так и не вышло на отметку 100 тысяч в день - это при том, что в Европе практически все страны тестируют намного активнее", - поясняет "Апострофу" руководитель Первого добровольческого мобильного госпиталя (ПДМГ) имени Н. Пирогова Геннадий Друзенко.

Тестирование, конечно же, не лечит COVID-19, но чем больше будет тестов, тем больше зараженных можно выявить и изолировать, а значит прервать цепочку распространения вируса.

Правда, в случае с Украиной, это лишь теоретические выкладки, ведь самоизоляция, по сути, никак не контролируется правительством, а люди с симптомами коронавируса вынуждены передвигаться на общественном транспорте, чтобы элементарно сдать ПЦР-тест. Хотя, например, в Австралии существуют прецеденты, когда за нарушение правил обсервации люди получали реальный тюремный срок.

Полиция АвстралииФото: Getty images

Во-вторых, снижение пиковых показателей заболеваемости в Европе связано с теми или иными формами жесткого локдауна, который вводили страны.

"Как правило, три недели (локдауна) могут разорвать цепочку заражений" , - уверяет Друзенко.

В той же Чехии ввели даже чрезвычайное положение и комендантский час. Ограничили работу кафе, ресторанов, отменили культурные мероприятия и, конечно же, ввели жесткую ответственность за нарушение карантина, вплоть до тюремного заключения. Однако, несмотря на жесткий локдаун, общественный транспорт в Чехии не переставал курсировать по маршрутам.

Похожая ситуация и в Бельгии: комендантский час, запрет на собрания более 4 человек, закрытие всех спортивных объектов, ограничение времени работы магазинов.

"А в Украине локдаун выходного дня похож на полубеременность. Но вирус, к сожалению, распространяется не только на выходных", - добавляет Друзенко.

Правда в Украине жесткий локдаун уже действовал весной. Однако он существенно отличался от локдаунов стран с развитой экономикой хотя бы тем, что люди действительно боялись его нарушать.

"У нас очень много запретов. Нельзя даже в гости пойти и вообще выйти на улицу без уважительной причины. Если вышел – штраф 2 тысячи канадских долларов (43,6 тыс. гривен – "Апостроф"). И я не хожу. Платить такие штрафы у меня просто нет денег, а "порешать" тут, конечно же, нельзя", - рассказывает изданию жительница Ванкувера Елена.

В Украине, конечно, выходить на улицу никто не запрещал, но даже те ограничения, что были во время жесткого локдауна, а потом и во время деления страны на карантинные зоны, выполнялись кое-как. Ведь и сейчас маска на подбородке обычная картина для столичного метро, а административные протоколы успешно обжалуются в судах.

"Уже никто не боится ходить без маски, а у государства не хватает ресурса обеспечить выполнение хотя бы тех минимальных требований, которые утверждены действующим законодательством. С одной стороны, недорабатывают правоохранители, и нет демонстрации решимости государства серьезно наказывать нарушителей, но с другой, проваливается информационная кампания правительства. Кабмин врет, украв половину коронавирусного фонда на дороги, поэтому доверие к государственным институциям у людей крайне низкое", - подчеркивает Геннадий Друзенко.

Полиция в УкраинеФото: Апостроф / Александр Гончаров

Все делают вид

Лояльное отношение украинских властей к нарушению карантинных мер, которые она сама же и установила, объясняется тем, что если все делать правильно, либо вообще ввести жесткий локдаун, как, например, призывает глава МВД Арсен Аваков, то экономика страны еще больше обвалится. Конечно, и в Европе были протесты против локдаунов и комендантского часа, но там власти хотя бы предложили бизнесу, который пострадал вследствие карантина, адекватную поддержку.

Так, в Бельгии самозанятым лицам, потерявшим прибыль, выплачивают пособия от 1300 до 1600 евро, предоставляя при этом медицинскую страховку. Примерно такие же пособия получили и работники предприятий, которые ушли в вынужденные отпуска.

В Чехии сотрудникам кафе, ресторанов и магазинов, которые закрылись вследствие локдауна, 80% заработной платы выплачивает государство. Кроме того, пакеты помощи для бизнеса на сотни миллиардов евро, организовали во Франции, Италии, Испании, Польше.

А украинское правительство пока только думает какие бонусы сможет предоставить для бизнеса. Например, в Кабмине звучит идея о выплате пособий в размере 8 тысяч гривен (237 евро) для предпринимателей, которым придется свернуть свою деятельность в случае полного локдауна. Но это, откровенно говоря, не густо.

Вот и выходит, что государство делает вид, что усиливает карантин, а украинцы делают вид, что его соблюдают.

"В Европе за время карантина готовили медиков в вопросах интенсивной терапии, готовили лечебные учреждения к осложненным ситуациям, массово подводили кислород, готовили детские сады и школы, вели правильную информационную кампанию. Ввели и жесткие правила, которые контролировала полиция. А у нас ковид показал неадекватный и непрофессиональный подход к решению вопросов пандемии. Выводы мы, к сожалению, не делаем. Мы не сделали выводы, когда у нас была эпидемия кори, туберкулеза, внутрибольничных инфекций. У нас вся система направлена на пожаротушение. И это приведет к экономическому коллапсу целой страны", - резюмировал эпидемиолог Андрей Александрин, комментируя ситуацию "Апострофу".

Читайте также