RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Общество

Конец травле на работе: как депутаты позаботились о работниках

За мобинг теперь будут наказывать руководителей

За мобинг теперь будут наказывать руководителей Фото: kadrovik.ua

В конце 2022 года народные депутаты приняли закон, устанавливающий ответственность за мобинг, проще говоря травлю работника на работе. Как именно изменилось законодательство, какое наказание предусмотрено за психологический террор на рабочем месте, и, самое главное, будет ли новый закон работать – узнавал "Апостроф".

Что такое мобинг

Мобинг (от англ. mob — толпа) – это форма психологического насилия над отдельной личностью со стороны какой-либо социальной группы.

Новый закон вводит в украинское правовое поле этот термин и трактует мобинг как "систематические (повторяющиеся) длительные умышленные действия или бездействие работодателя, отдельных работников или группы работников трудового коллектива, направленных на унижение чести и достоинства работника, его деловой репутации".

Читайте: Начальник – не Бог: в Украине вводят жесткие штрафы за травлю работников на работе

Согласно закону, целью мобинга может быть принуждение сотрудника к увольнению, или же наоборот, с целью "сбросить" на него как можно больше работы.

"Человеку могут не давать законный отпуск, или принуждать к работе, которая не входит в должностные обязанности. Например, убирать рабочее место, как это часто бывает, хотя для этого должен быть технический персонал", - объясняет "Апострофу" адвокат Дмитрий Бузанов.

Проявляться мобинг может в формах психологического, экономического давления, или того и другого одновременно. Какие это могут быть формы? Закон определяет их так:

- создание по отношению к сотруднику напряженной, враждебной, оскорбительной атмосферы (угрозы, высмеивание, клевета, пренебрежительные замечания, поведение угрожающего, запугивающего, унизительного характера и другие способы выведения работника из психологического равновесия);

- безосновательное отрицательное выделение работника из коллектива или его изоляция (неприглашение на встречи и совещания, препятствование выполнению им своих трудовых функций, недопущение работника на рабочее место, перенос рабочего места в неприспособленные для этого вида работы места);

- неравенство возможностей для обучения и карьерного роста;

- неравная оплата за труд равной ценности, выполняемая работниками одинаковой квалификации;

- безосновательное лишение работника части выплат (премий, бонусов и других поощрений);

- необоснованное неравномерное распределение работодателем нагрузки и задач между работниками с одинаковой квалификацией и производительностью труда, выполняющими равноценную работу.

Ответственность за мобинг

Ее устанавливает статья 173-5 Кодекса Украины об административных нарушениях.

Читайте: За травлю на работе установят штрафы: названы суммы

Так, если мобинг совершен физлицом, то ему может грозить штраф от 850 до 1700 гривен или даже общественные работы от 20 до 30 часов. А если работника травил ФЛП или должностное лицо, то размер штрафа от 1700 до 3400 гривен, или от 30 до 40 часов общественных работ.

Если мобинг совершен группой лиц, или лицом, которое в течение года уже привлекали к ответственности за такое же нарушение, то размеры штрафов растут. Физлицо заплатит уже от 1700 до 3400 гривен, или же получит от 30 до 50 часов общественных работ. А вот ФЛП или должностное лицо в таком случае может заплатить от 3400 до 6800 гривен штрафа, или получить от 40 до 60 часов работ.

Более того, работник, испытывающий психологическое и экономическое давление, может расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, а также требовать возмещения морального и физического ущерба.

"Согласно статье 38 Кодекса законов о труде, работник может увольняться по собственному желанию, если работодатель не соблюдает законодательство о труде. То есть решение суда об установлении факта мобинга, которое получит работник, позволит ему уволиться и получить трехмесячную среднюю заработную плату", - добавляет юрист Виктория Полищук, комментируя ситуацию "Апострофа".

Но! Все эти возмещения, ответственность, штрафы, общественные работы становятся действительными при одном условии: если в суде действительно доказано, что мобинг имел место в коллективе. И здесь возникает самый интересный вопрос:

Как доказать мобинг

Ведь очевидно, что "создание напряженной атмосферы" на работе, "поведение унизительного характера", "другие способы выведения работника из психологического равновесия" – понятия не очень конкретные и могут широко трактоваться.

Впрочем, юристы уверяют, что хорошо, что понятие мобинга вообще появилось в правовом поле.

"На сегодняшний день в ЕРДР есть 77 решений, где упоминается слово "мобинг", и около 20 решений, где суды пытались обосновать понятие мобинга, но выводы отрицательные. Не было законодательства, поэтому невозможно было установить факт мобинга. Даже когда он был, работники не могли доказать наличие и факт мобинга, потому что в законодательстве у нас вообще отсутствовало это понятие. Сейчас мы получили механизм, который поможет работникам доказать факты дискриминации", - добавляет Полищук.

Так какие же должны быть доказательства мобинга?

"Это может быть переписка в социальных сетях, мессенджерах, скриншоты переписок с руководством, другими сотрудниками, кадровиками. Могут быть использованы записи с камер видеонаблюдения, если таковые были установлены на предприятии, аудиозаписи разговоров. Также в качестве доказательств могут быть использованы внутренние приказы по предприятию, которые демонстрируют, что по отношению к отдельным сотрудникам не происходит повышения, не выплачиваются доплаты или премии", - объясняет Виктория Полищук.

"Факты мобинга могут быть доказаны и свидетельскими показаниями, или же, если были какие-то очень серьезные издевательства, можно даже заказать экспертизу у психолога, ведь психолог также может давать в суде показания", - добавляет Дмитрий Бузанов.

Но кто должен собирать все эти доказательства для суда? Кто должен устанавливать, был ли мобинг "систематическим", "длительным"? Очевидно, здесь необходимо досудебное расследование, ведь презумпция невиновности – основополагающий принцип административной ответственности.

"Однако производство по делам об административных правонарушениях отличается от уголовного производства отсутствием досудебного расследования, - отмечается в заключении главного научно-экспертного управления ВР. - Таким образом, бремя доказывания эпизодов мобинга при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 173-5 КУоАП, фактически возлагается на возможную жертву, которая вынуждена будет и дальше страдать от проявлений мобинга (травли) с целью сбора фактических данных, которые могут быть использованы в качестве доказательств по делу".

"Так же работник в любом случае должен собрать все доказательства, которые у него есть, а работодатель может их опровергать. Если работодатель этого не сделал, или даже не явился в суд, то принимается решение по имеющимся доказательствам", - подчеркивает Полищук.

Таким образом, доказательство факта мобинга становится сложной задачей и может травмировать саму жертву. В таком случае:

Как поступить правильно

На самом деле, понятие мобинга относительно ново только для Украины. В ряде стран Европы уже давно действует соответствующее законодательство. К примеру, в Польше и Франции, а в Швеции вообще мобинг введен в правовое поле еще с 1993 года. В принципе, авторы закона и руководствовались идеей нормировать отечественное законодательство к европейским стандартам.

Но! В той же Швеции при признаках совершения мобинга руководство компании обязано начать собственное расследование, оказать поддержку работнику, а в стране созданы организации по оказанию помощи жертвам мобинга.

В Бельгии действует закон "О защите от насилия, мобинга и сексуальных домогательств на рабочем месте". Работодатель должен осуществлять мероприятия по профилактике, проводить обучение, расследовать самостоятельно случаи и поддерживать жертв.

То есть урегулирование проблемы мобинга лежит не в плоскости административного наказания отдельных лиц, а в плоскости кадровой профилактики травли на работе.

"В странах Европы почти в каждой компании разработана официальная политика по борьбе с мобингом и травлей. Это может быть как отдельное положение о борьбе с мобингом, либо эти нормы зафиксированы в кодексах поведения и этики сотрудников. Таким образом, у работников есть гарантии, что если они обращаются к руководству компании по факту мобинга, то их заявление будет обязательно рассмотрено и расследовано. И столь высокий уровень оперативности влияет на минимизацию мобинга в компании", - объясняет Виктория Полищук.

Кроме того, это не столько проблема административной ответственности.

"Мобинг может быть причиной для проверки предприятия, если работник обратился. А при проверке могут найти какие-то другие нарушения, поэтому работодателю просто не выгодно, чтобы на его предприятии были признаки мобинга", - подытожила Виктория Полищук.

Читайте также

Новини партнерів