RU  UA  EN

вторник, 13 мая
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 46.00
НБУ:USD  41.05
Общество

Станет ли военный омбудсман реальным защитником прав военных — анализ законопроекта

ВСУ Фото: facebook.com/GeneralStaff.ua

В Раде появился законопроект о создании дополнительного механизма защиты прав военнослужащих через институт военного омбудсмана. Чем будет заниматься такое должностное лицо, которое будет иметь полномочия и влияние - в материале "Апострофа".

В конце прошлого года президент Владимир Зеленский назначил уполномоченную по защите прав военнослужащих и членов их семей Ольгу Решетилову. Через 4 месяца, 8 мая, президент внес в Раду законопроект о военном омбудсмане для нормирования вопросов деятельности должностного лица. Согласно документу, военный омбудсман – должностное лицо, через которое президент будет осуществлять гражданский контроль за соблюдением органами военного управления и военным командованием прав военнослужащих, военнообязанных и резервистов, членов добровольческих формирований территориальных общин и полицейских полиции особого назначения Национальной полиции Украины.

Предполагается создание Офиса военного омбудсмана. Сам военный омбудсман будет назначаться на должность президентом сроком пять лет. При этом предлагается закрепить норму, что одно и то же лицо не сможет быть назначено на должность более чем на два срока подряд. Военным омбудсманом, в частности, не может быть назначен гражданин Украины младше 30 лет, имеющий высшее образование по степени ниже специалиста (магистра), свободно не владеющий государственным языком, не имеющий высоких моральных качеств и безупречной репутации, не проживавший в Украине в течение последних пяти лет перед назначением.

Также на должность не может быть назначено лицо, которое:

●имеет не погашенную судимость за совершение уголовного правонарушения;

●привлекалась к уголовной ответственности за совершение коррупционного уголовного правонарушения или уголовного правонарушения, связанного с коррупцией;

●имеет статус военнослужащего;

●в течение последнего года привлекалась к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с коррупцией;

●является членом политической партии;

●имеет гражданство или подданство другого государства;

●имеет задолженность по уплате алиментов на содержание ребенка за более шести месяцев.

Согласно документу, военный омбудсман будет осуществлять гражданский контроль за соблюдением органами военного управления и военным командованием прав военнослужащих; будет анализировать причины и условия, приводящие к нарушениям прав военнослужащих; будет нарабатывать предложения по их минимизации и устранению, а также для предотвращения их возникновения в будущем. По результатам рассмотрения жалоб от военнослужащих для выяснения обстоятельств возможного нарушения прав омбудсман или один из его заместителей будет вправе назначать проверки. Вывод по результатам проверки будет направляться командиру, наделенному дисциплинарной властью в отношении военного должностного лица, действия (бездействие) и/или решение которого привели к нарушению прав военнослужащего, вместе с требованием о принятии неотложных мер по пресечению выявленного нарушения прав и рассмотрению вопроса о привлечении военного должностного лица к дисциплине.

Как отметила Решетилова, законопроект предусматривает, что военный омбудсман и его Офис будут созданы в вертикали верховного главнокомандующего. По ее мнению, "в сегодняшних условиях это наиболее действенная модель, которая позволяет оперативно и эффективно реагировать на нарушения в войсках, участвовать в подготовке изменений и реализации непосредственно в органах военного управления и воинских частях".

Есть ли потребность в военном омбудсмане

За почти три месяца с момента назначения на должность Ольга Решетилова получила более 5 тысяч обращений от военнослужащих и членов их семей. За неделю с момента запуска почтового ящика ([email protected]) – более 260 обращений.

Чаще всего военные и их родные обращались с вопросами:

●ВЛК и порядок ее прохождения;

●перевод через “Армия+”;

●денежное довольствие, в частности получение боевых выплат;

●основания и порядок увольнения с военной службы;

●возможность ротаций с передовых позиций.

Обращения иллюстрируют проблемные места в украинской армии. По мнению военного эксперта Ивана Ступака, введение омбудсманов означает, что система плохо работает. " Нужен постоянный смотрящий , - объясняет он "Апострофу". - Власть делает прокладку в виде омбудсмана. Это значит, что система не работает автоматически. Нам же нравится, когда светофор работает автоматически. А когда регулятор на улице - это омбудсман и есть ".

Отсутствие автоматизации создает риск ручного управления, уверен Ступак. " К примеру, к вам поступают жалобы. Если вы заинтересованы решить этот вопрос, вы будете решать. Если по каким-то основаниям вам не интересен этот скандал, этот военный, или, например, еще хуже - у вас был с ним конфликт в прошлом... Эту жалобу где-то под сукно, потом отписка какая-то. То есть снова и снова мы полагаемся на какого-то одного очаровательного чиновника," – говорит собеседник издания.

Кроме того, не следует забывать, что это дополнительная нагрузка на бюджет, добавляет он. Тем более что у нас уже есть уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека. Однако, по мнению нардепа из оборонного комитета Александра Федиенко, военный омбудсман будет решать "непубличные вопросы" и работать на опережение. " Вопросы связаны, с военными, нуждаются немного другой специфики, во-первых, а во-вторых, не все вопросы могут быть публичными. И очень важно, что этот омбудсман или его специалисты должны не ждать, а ехать непосредственно по военным подразделениям, особенно, это зона ведения боевых действий ", - отметил "Апострофу" Федиенко.

Не считая того, омбудсман сумеет быстрее реагировать на трудности в армии. "На сегодняшний день большая проблема в Киеве из-за чрезмерной нагрузки Киевского окружного административного суда, потому что так и не заработал Киевский городской окружной административный суд. И эта нагрузка идет на областной. Они тянут нагрузку двух судов. И дела… большинство не рассмотрены за 2021-2022 годы. Сейчас, когда подаешь иски от этого - можно ожидать от этого. дисциплинарные органы. Конечно, проблема может быть решена быстрее, чем через суд ”, - объясняет “Апострофу” адвокат Алина Самарец.

Будет ли омбудсман реальное влияние

По мнению Ивана Колганова, руководителя практики военного права, военного юриста ЮК "Приходько и партнеры", полномочий у военного омбудсмана более чем достаточно. " Однако вопрос в том, как к этим полномочиям будут относиться "профильные" структуры Сил обороны Украины и реагировать на соответствующие замечания и проверки Офиса военного омбудсмана. Ведь при Министерстве обороны Украины действует специализированное "Центральное управление защиты прав военнослужащих", которое на практике действительно иногда работает и помогает влиять на законность действий". исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей ”, - заметил он “Апострофу”.

В то же время, предложенной дисциплинарной ответственности за выявленные омбудсманом нарушения не всегда может быть достаточно. " Дисциплинарные взыскания обычно ограничиваются выговорами, предупреждениями или служебными перемещениями. В условиях военных действий это слабый сдерживающий фактор, особенно для должностных лиц, злоупотребляющих властью или системно игнорирующих права военных ", - убежден специалист.

Для усиления влияния военного омбудсмана президент также инициировал внесение изменений в Уголовный кодекс и Кодекс Украины об административных правонарушениях. Согласно документу, вмешательство в деятельность военного омбудсмана будет караться лишением свободы до двух лет, а невыполнение его законных требований – штрафом до 17 000 грн. Невыполнение законных требований военного омбудсмана будут рассматривать районные, районные в городе, городские или горрайонные суды. По мнению Колганова, важно, чтобы военный омбудсман имел полномочия передавать материалы в ГБР или другие правоохранительные органы для расследования уголовного правонарушения и мог быть участником дисциплинарного или судебного производства. Вместе с тем, целесообразно брать на эту должность бывших военнослужащих, которые разбираются в деле "изнутри" и знают все проблемные места в рядах Сил обороны Украины.

Вообще военный омбудсман тогда станет реальным защитником прав военных в Украине, если действительно будет независимым от Минобороны, будет иметь доступ к объектам военной инфраструктуры, будет быстро реагировать на нарушения, будет поддерживаться нормативной базой и ресурсами, резюмирует Колганов.

Читайте также

Новини партнерів