RU  UA  EN

Субота, 23 листопада
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Бізнес

Почему Украина не перешла на цифровое вещание

В компании "Зеонбуд" пояснили причины, по которым наша страна не выполнила свои обязательства

В компании "Зеонбуд" пояснили причины, по которым наша страна не выполнила свои обязательства Фото: PHL

Украина не выполнила свои международные обязательства, и полный переход от аналогового вещания к цифровому до 17 июня 2015 года не состоялся, как это было предусмотрено международным региональным соглашением "Женева-2006". В связи с этим, в соответствии с литературной классикой, начался довольно бурный процесс поиска ответа на вопрос "Кто виноват?". Первыми сдали нервы у членов Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, и Олег Черныш 10 июня пространно предоставил свою версию ответа на извечный вопрос.

Почтенный член Нацсовета в своем ответе 39 раз вспомнил ООО "Зеонбуд" (далее — Зеонбуд), а его выводы и обвинения были, как всегда, очень далеки от фактов, поэтому считаем необходимым предоставить читателям альтернативное мнение по вопросу срыва сроков перехода страны на цифровое вещание.

Олег Черныш указал целый ряд причин, которые, с его точки зрения, привели к срыву перехода страны на цифровое вещание. Рассмотрим основные из них.

Покрытие цифровым сигналом

Претензия Нацсовета — зона покрытия цифровой сети меньше, чем это предусмотрено лицензионными условиями.
Зеонбуд категорически отвергает такие обвинения и утверждает, что зона покрытия сети составляет предусмотренные 95% населения страны и в подтверждение указанного предоставил Нацсовету:

— карту зоны покрытия, выполненную ведущими специалистами государственного центра радиочастот, авторитет которых в этой области признан не только в Украине, но и в Европе. Карта выполнена с помощью сверхсовременного специализированного программного продукта французской компании ATDI;
— результаты инструментальных измерений зон покрытия каждого действующего передатчика, с координатами точек измерений и полученными параметрами;
— всю логистику планирования, развития и измерений сети;
— перечень оборудования сети, названия производителей оборудования, компаний, которые выполняли шефмонтаж и установку передающих станций.

Зеонбуд неоднократно через СМИ указывал точки измерений по зонам покрытия отдельных передающих станций, чтобы каждый желающий смог проверить эту информацию. Прошло уже три года, и ни один из показателей инструментально не опровергнут.
И что мы слышим в ответ от Нацсовета: "некому мерить.., трудно оценить.., нет методики...", но это не мешает регулятору публично заявлять об отсутствии покрытия. Вот и Олег Черныш обычно декларирует: "Неудовлетворительное состояние покрытия, хотя это и не подтверждено документально". То есть аргументов и доказательств не имеем, но мы так считаем.

Нацсовет задает вопрос, почему большое количество населенных пунктов находятся вне зоны обслуживания цифровой сети? Это действительно так, но в чем здесь вина Зеонбуда? Лицензионными условиями предусмотрено покрытие 95% населения. В Украине около 30 тыс. населенных пунктов, посчитайте и получите результат, который свидетельствует о том, что 5% — это 1,5 тыс. населенных пунктов, для которых Нацсовет и не планировал доступ к цифровой сети на первом этапе.

Следует отметить, что в конце 2014 года Нацсовет обратился к Зеонбуду с вопросом о готовности оператора выполнить работы по уменьшению "белых пятен" в зоне покрытия. 11 декабря 2014 года Зеонбуд предоставил официальный ответ регулятора, где указал все необходимые расчеты, и общество подтвердило свою готовность найти дополнительные инвестиции, но при условии, что будет получено согласие от вещателей, ведь именно телекомпании являются заказчиками услуг Зеонбуда. Сейчас нам неизвестно, какую работу провел регулятор по этому вопросу, но это не мешает Нацсовету и дальше делать громкие заявления о том, что Зеонбуд саботирует этот процесс.

Но все эти разговоры вокруг процентов покрытия практически не имеют никакого отношения к срыву перехода Украины на цифровое вещание. Они имели бы смысл только в случае, если бы Нацсовет заявил, что, например, на 80% территории, где есть покрытие, аналоговое телевидение уже отключено, а остались только те территории, где покрытия нет. Однако по состоянию на сегодняшний день не отключен ни один (!) аналоговый передатчик из более чем 1,5 тыс. действующих. К чему тогда все эти разговоры о процентах покрытия? Наша точка зрения — исключительно для того, чтобы дезориентировать общественное мнение.

Отсутствие лицензий у регионально-местных вещателей

Именно такую причину срыва перехода на цифровое вещание назвал Олег Черныш и указал цифру, что более 130 региональных вещателей не получили лицензии на многоканальное вещание в сети Зеонбуд. Но как тогда понять, что уже четыре года Нацсовет не проводит конкурс на 122 свободных места в цифровой сети именно для таких вещателей. А с учетом аннулированных лицензий и телекомпаний, которые так за 4 года и не вышли в эфир, цифра мест в сети составляет уже более 150, то есть еще одна надуманная причина, которая не имеет ничего общего с действительностью.

Отсутствие достаточного количества цифровых приемников у населения

Олег Черныш утверждает, что только 1,6 млн телезрителей смотрят цифровое эфирное ТВ. Но факты говорят о совсем других цифрах. Еще в октябре 2014 года рабочая группа при Нацсовете получила на свой запрос информацию о цифровых приемниках. Таким образом, Зеонбуд предоставил информацию о том, что к биллинговой системе сети подключены более 3,75 млн цифровых приемников. Включены — это значит, что приемник подключен к электросети, приемной антенне, он получил через эфир соответствующие коды доступа и начал принимать телепрограммы из цифровой сети. Компании — поставщики приемников официально подтвердили Нацсовету, что именно такое количество приемников было реализовано населению. Более того, фискальная служба Украины предоставила Нацсовету информацию о том, что примерно 3 млн цифровых приемников официально ввезены в страну.

В том же октябре 2014 года Нацсовет получил ответ и от поставщиков цифровых телевизоров в стандарте Т2, то есть таких, которым для приема сигнала цифровой сети вообще не нужны дополнительные приемники. В то время таких телевизоров было реализовано населению уже 1,7 млн.

У нас нет информации, сколько было реализовано населению цифровых приемников и телевизоров Т2 после октября 2014 года, ведь Нацсовет своими решениями взял на себя все эти вопросы, но есть основания считать, что за 8 месяцев какое-то количество приемников и телевизоров с Т2 все же была реализовано.

То есть Нацсовет в течение года так и не смог разобраться с этим важнейшим вопросом и считает возможным оперировать очень сомнительными цифрами выборочных социологических опросов. И в отличие от зон покрытия, в этом случае, государственный орган верит каждой цифре, не слишком заботясь о ее достоверности. Уже не нужны ни европейские методики измерений, ни дополнительные подтверждения.

Отсутствие эффективной информационной кампании

По мнению Олега Черныша, именно отсутствие эффективной информационной кампании о переходе на цифровое ТВ привело к тому, что уровень насыщенности рынка цифровыми приемниками не достаточен для перехода на цифру. И виноват в этом, конечно, Зеонбуд, который рекламировал не то и не так. Поэтому в 2014 году Нацсовет запретил трансляцию телекомпаниями информационных роликов "Т2", изготовленных по заказу и на средства Зеонбуда. Было заявлено, что теперь Нацсовет будет заниматься этим вопросом и покажет всей стране, как надо работать.

Но странное дело, когда в 2012-2013 годах Зеонбуд делал все не так, по мнению Нацсовета, то за эти два года более 11 млн телезрителей получили возможность приема телевидения с помощью цифровой сети, то есть по 500 тыс. ежемесячно.

А сколько же подключилось к цифровой сети за последние 8 месяцев, начиная с октября 2014 года, когда вопрос информирования населения и обеспечения его цифровыми приемниками Нацсовет полностью взял на себя? По логике, мы сейчас должны были бы наблюдать за профессиональной и очень креативной информационной кампанией от Нацсовета, и это должно было бы привести к кардинальному ускорению перехода населения на цифровой формат телевидения, может и не по 1 миллиону телезрителей ежемесячно, но все же больше, чем по 500 тыс., как это было раньше.

И что же мы слышим по этому поводу от Олега Черныша: "Нужно разработать какую-то свою (государственную) торговую марку. Надеюсь, что с сентября мы запустим новую информационную кампанию для населения".

То есть уже 8 месяцев в Украине не происходит вообще никакого информирования населения об особенностях перехода страны на цифровое вещание, все ждут, когда Нацсовет сможет организовать разработку "какой-то своей" торговой марки. Подождите еще 3 месяца, Олег Черныш надеется что-то запустить.

В таком случае вопрос, кто же виноват в том, что Украина не может своевременно выполнить свои международные обязательства и перейти на цифровое вещание, становится риторическим.

Что нужно делать?

1. Немедленно восстановить информирование населения страны о переходе страны на цифровой формат вещания, как это предусмотрено Планом развития телерадиоинформационного пространства, а именно — 5 минут ежесуточно на всех каналах вещателей, которые транслируются в цифровой сети.
2. Кардинально улучшить предложение для телезрителей, расширив пакет программ цифровой сети до 52 каналов, за счет лучших мировых развлекательно-познавательных каналов. Для этого нужно только решение Нацсовета.
3. Нацсовет должен взять под ежедневный контроль работу с компаниями-поставщиками в Украину цифровых приемников. Ведь очевидно, что идея Нацсовета о том, что рынок все сам отрегулирует, не сработала.
4. Нацсовету организовать реальную работу по анализу обеспечения приемниками населения в зонах работы аналоговых сетей, с целью выявления передатчиков, которые уже сейчас могут быть отключены без потери зрительской аудитории, с участием представителей Зеонбуда, вещателей, компаний — поставщиков цифровых приемников.

Но, с нашей точки зрения, национальный проект по переходу страны на цифровое вещание будет "пробуксовывать" до тех пор, пока эффективность работы высокопоставленных чиновников будет оцениваться не количеством объявленных предупреждений и закрытых телеканалов, а новыми реализованными национальными проектами, ростом рекламного рынка, увеличением количества и улучшением качества программ, каналов, расширением зрительской аудитории и др.

На сегодня в Украине уже три года работает сверхсовременная и крупнейшая в Европе сеть эфирного цифрового вещания. Более 4 млн домохозяйств уже имеют техническую возможность для приема сигнала сети. Фактически осталось сделать последние усилия. С нашей точки зрения, именно Нацсовет должен стать тем модератором конструктивных процессов, которые приведут Украину к успеху. Со своей стороны, ООО "Зеонбуд" будет прилагать максимум усилий, чтобы сделать эти процессы максимально открытыми и приемлемыми для вещателей.

По материалам УНН

Читайте також