Переговоры по решению газовых проблем между Украиной и Россией, длившиеся почти полгода, наконец-то завершились подписанием компромиссного варианта. Договоренности позволят уже с ноября возобновить поставки газа в Украину до конца года по цене $378/1 тыс. кубометров, а до апреля ‒ по $365. Подписанный протокол также снимает опасность срыва транзита топлива в Европу. Руководство Еврокомиссии не скрывает своего удовлетворения, но Украине пока радоваться нечему ‒ уступки слишком велики, как и риск того, что РФ нарушит договоренности.
При активном участии Еврокомиссии Украине и России удалось лишь временно решить проблемы с поставками газа. Длившиеся в течение полугода консультации были завершены в Брюсселе 30 октября около полуночи. Принятию окончательного решения предшествовали еще двухдневные переговоры, которые прерывались отъездом российской делегации в Москву на дополнительное согласование позиций и сопровождались телефонными разговорами президента Петра Порошенко с руководством ЕК. Зато достигнутые в результате договоренности позволили главе Еврокомиссии Жозе Мануэлю Баррозу и еврокомиссару по энергетике Гюнтеру Эттингеру эффектно завершить свои каденции. «Не может быть лучшего способа закончить мое председательство в Еврокомиссии, чем объявить о достижении очень важной договоренности между Россией и Украиной,‒ не скрывал своей радости господин Баррозу.‒ Договоренности во многом достигнуты благодаря упорным и решительным действиям Европейской комиссии. Это важный шаг в общей энергетической безопасности Европейского континента. Теперь люди в Европе не замерзнут этой зимой».
Договор без гарантий
В итоге подписано два документа: трехсторонний протокол об условиях поставок российского газа в Украину до конца марта 2015 года и дополнительное соглашение к контракту о поставках газа от 19 января 2009 года, которым определен механизм выполнения договоренностей. Уже с ноября Россия возобновит поставки газа в Украину. До конца 2014 года стоимость топлива составит $378/1 тыс. кубометров, а с 1 января и до конца первого квартала – $365. Ранее обсуждался вариант единой цены на весь зимний период ‒ в размере $385. Однако Украина настаивала на определении цены по формуле (согласно контракту, стоимость газа на IV квартал составляет $478.‒ А'), но с ее фиксацией в дополнительном соглашении к контракту, а не путем предоставления скидки на основании решения российского правительства. Итоговые договоренности свидетельствуют о том, что решение все же принято в пользу России ‒ скидка в размере $100 на цену газа предоставлена путем отмены экспортной пошлины. Соответствующее решение правительства РФ может быть принято уже 1 ноября, сообщил глава «Газпрома» Алексей Миллер.
Таким образом, отсутствие фиксированной цены в допсоглашении не дает гарантий сохранения «льготной» цены для Украины. РФ в любой момент может возобновить действие пошлины, как это произошло в апреле. По мнению директора энергетических программ Центра им. Разумкова Владимира Омельченко, цена газа достаточно высока. «Сегодня, с учетом рынка ЕС, цена должна быть не выше $300-320,‒ поясняет он.‒ Скидка так и не оформлена контрактом, а устанавливается правительством РФ. Также просто, как она может быть введена, так же быстро ее могут и отменить»,‒ считает эксперт. В данном случае экономия может составить лишь $7 млн на каждом миллиарде кубометров топлива.
В украинском правительстве признают, что газовый вопрос решен пока частично. По словам премьер-министра Арсения Яценюка, подписанный протокол не дает повода «для эйфории и победных реляций». Протокол, обнародованный Кабинетом министров, подписан министром энергетики и угольной промышленности Украины Юрием Проданом, еврокомиссаром Гюнтером Эттингером и министром энергетики РФ Александром Новаком. В документе отмечается, что он обязателен для выполнения всеми сторонами. Помимо цены на газ, в документе содержится обязательство Украины осуществлять предоплату вплоть до апреля 2015 года. Причем поставки могут начаться лишь после того, как Украина оплатит первый транш долга в размере $1,45 млрд за газ, закупленный в конце 2013 года, и второй транш в размере $1,65 млрд за поставки топлива в I полугодии 2014 года. Согласно протоколу, оплата общей суммы в размере $3,1 млрд до 31 декабря, является условием продолжения поставок газа в 2015 году. По словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, это станет основанием для отмены принципа «бери или плати». Оплата первого транша может состояться уже на следующей неделе. Следует отметить, что Украина настаивала на пролонгации оплаты долга в размере $3,1 млрд до марта. «Ни одна компания в Европе не получает газ от “Газпрома” по предоплате. Это, фактически, дискриминационное условие»,‒ считает эксперт Владимир Омельченко.
Арсений Яценюк уже поручил Национальному банку, Минфину и НАК «Нафтогаз-Украины» начать оплату газа согласно достигнутым договоренностям. Средства на погашение долга в $3,1 млрд зарезервированы на счетах казначейства. Правительство еще находится в активном поиске источников финансирования для авансовой оплаты газа. По словам источника А’ в правительстве, основным кредитором может стать МВФ.
Надавить на Украину
Как заявил министр энергетики РФ, стороны согласились с тем, что на сегодня общий размер долга за газ составляет $5,3 млрд. Эта цифра рассчитана российской стороной с учетом цены газа во втором квартале в размере $485. Ранее Россия называла сумму долга на конец апреля ‒ $3,5 млрд. В июне задолженность увеличилась до $4,6 млрд, из которых $1,45 млрд ‒ за ноябрь-декабрь 2013 года, $3 млрд ‒ за апрель-май 2014 года. В то же время, в протоколе зафиксировано, что Украина и Россия имеют разные позиции в отношении размеров долга. «Для “Нафтогаза” оплата $3,1 млрд в рамках графика платежей означает полную оплату неоплаченных счетов (расчет базируется на цене $268,5/1 тыс. кубометров). Для “Газпрома”… означает частичную оплату»,‒ говорится в протоколе. Таким образом, определен временный механизм выхода из сложившейся ситуации ‒ до решения Стокгольмского арбитража о размере долга.
Условия договоренностей, прописанные не в протоколе, а в дополнении к контрактам, текст которых не разглашается, судя по заявлению господина Миллера, вводят минимальный объем газа, который может быть закуплен Украиной в ноябре и декабре ‒ по 2 млрд кубометров. «$760 млн (стоимость 2 млрд кубометров.‒ А') ‒ это оплата, которая должна быть сделана для того, чтобы были начаты поставки газа в ноябре. Соответствующая сумма ‒ и на декабрь»,‒ заявил господин Миллер. Такое условие ранее Украина не рассматривала как возможный вариант. Ранее в интервью А’ господин Продан отмечал, что при предоплате Украина сможет закупать любой необходимый объем газа. По словам высокопоставленного источника А' в Кабмине, Украина намерена закупить минимальный объем газа до конца 2014 года ‒ не более 3 млрд кубометров. Такая максимальная экономия объясняется тем, что в I квартале стоимость газа будет снижена до $365, а с апреля ‒ в результате дальнейшего падения мировых цен на нефть ‒ стоимость российского газа может снизиться до $330-340. Именно тогда и можно будет делать основные закупки топлива.
По мнению главы Бюро комплексного анализа и прогнозов Сергея Дьяченко, фиксирование минимального объема газа для его закупки по предоплате ‒ недопустимое условие. Фактически, РФ, согласившись отменить действие принципа «бери или плати», вводит минимальный порог оплаты без учета потребностей покупателя. «Однако на это согласились. Видимо, не было другой возможности»,‒ отметил господин Дьяченко. Он считает, что договоренности были продиктованы желанием решить газовые проблемы. Однако без деталей по дополнительному соглашению к контракту окончательную оценку договоренностям и возможным рискам дать практически невозможно: «Какой бы договор не заключили, всегда есть поле для провокаций». Владимир Омельченко называет результат договоренностей отрицательным, в частности, и из-за позиции ЕС. «Еврокомиссия доказала, что ее работа основывается не на принципах, а лишь на материальных интересах. Если бы позиция Европейской комиссии была более жесткой, то можно было бы добиться другого результата. Но в ЕК сочли, что легче вместе с “Газпромом” надавить на Украину, чем спорить с российским монополистом. Поэтому мы и видим такой результат. В данных обстоятельствах, когда два таких крупных игрока вступили в игру, Украине было очень сложно добиться чего-то большего»,‒ резюмирует господин Омельченко.