RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Бізнес

Украинцев урезали в одежде: что будет с ценами

Ритейлеры больше чем на четверть урезали ассортимент товара

Ритейлеры больше чем на четверть урезали ассортимент товара Из-за снижения доходов, покупатели переходят на более дешевую одежду и практически отказываются от зарубежных брендов Фото: Владислав Содель

Выбор одежды и обуви в магазинах станет более ограниченным. Розничные сети сокращают ассортимент на 30%. Пытаясь оптимизировать затраты, они отказываются от продажи неходового товара, к примеру галстуков и рубашек делового стиля. Сократился выбор и торговых марок – часть операторов решила закрыть свои магазины в связи со значительным падением продаж. В сложившейся ситуации участники рынка прогнозируют дальнейшее повышение цен на одежду и обувь.

Обесценивание гривны более чем в три раза привело к резкому росту цен на импортные товары. «Однако большая часть ритейлеров не поднимала цены на уровень девальвации гривны. Так как это привело бы к резкому падению продаж»,– рассказывает совладелец компании Zeebra (ТМ Butlers, Glossip, Peacocks) Дмитрий Ермоленко. Директор одной из розничных сетей Иван Пилюгаев отмечает, что средняя цена единицы товара в марте выросла более чем на 50% по сравнению с прошлым годом. В итоге, по словам господина Ермоленко, продажи одежды и обуви в магазинах в гривне в среднем по рынку остались на уровне прошлого года, а в валюте снизились пропорционально скачку курса.

Сейчас цены во многих украинских магазинах выше, чем в Европе. К примеру, простая футболка бренда Zara в Германии стоит 12,95 евро, в Польше – 12,28 евро, в магазинах нашей страны – 400 грн (по курсу НБУ на 6 апреля – 15,85 евро). Похожая футболка бренда Mango на родном для него рынке – в Испании – стоит 10 евро, аналогичная цена в Германии, а у нас – 499 грн (19,8 евро). При этом сетевой рознице легче сдержать цены, чем одному-двум магазинам одного бренда. На одном из розничных форумов, прошедшем в прошлом месяце, ритейлеры заявляли, что сетевые операторы демпингуют на 30-40%.

В сложившейся ситуации для удержания спроса розничные операторы пытаются оптимизировать затраты, в частности путем пересмотра ассортимента. Иван Пилюгаев отмечает, что многие сети уменьшили ассортимент и товарный запас. «Проблемы с заемным финансированием, падением покупательской способности приводят к тому, что ритейлеры не могут "заморозить" столько денег в товаре, как раньше. Поэтому урезают коллекцию, оставляют более популярные товары, которые продаются за короткий срок»,– говорит господин Ермоленко. При этом он добавил, что сети отказываются от таких товаров, срок продажи которых превышает 10 недель, в зависимости от формата. К примеру, это рубашки делового стиля и галстуки.

Помимо этого, ритейлеры сокращают и размерную сетку. «То есть, отказаться от закупки неходовых размеров одежды и обуви в зависимости от целевой аудитории бренда. Заказать меньшее количество того или иного размера ритейлеры не могут, так как поставщики определяют стандартный заказ, учитывающий также количество позиций»,– поясняет соучредитель Ukrainian Retail Association Александр Фиалка. Таким образом, по его словам, розничные операторы сократили ассортимент в среднем на 30%.

Однако, не выдерживая конкуренции и ухудшения финансовых показателей, часть ритейлеров принимает решение закрыть магазины. С рынка ушли известные сети New Look, Esprit, OVS и RiverIsland, Bosko, Minelli, Marella, были закрыты магазины аксессуаров SIX и IAM, Mexx. Некоторые сети закрывают часть торговых точек. По данным участников рынка, так поступили российская компания Incity и обувная сеть Centrо. Отказалась от выхода в страну популярная в мире марка H&M, несмотря на то, что у нее уже было подписано около трех предварительных договоров аренды с торговыми центрами.

Цены на одежду и обувь в долгосрочной перспективе будут расти, прогнозирует господин Ермоленко. «Розница может работать некоторое время в себе убыток. Однако, если сеть планирует продолжать работать на рынке, ей нужно подтягивать цены к уровню девальвации»,– поясняет господин Ермоленко. Некоторые сети уже так поступили. «Мы сразу подняли цену до уровня девальвации. При этом сократили объем заказываемого товара и больше сделали упор на покупку недорогих вещей в линейке»,– рассказал генеральный директор группы компаний «Ультра» (сети Baldinini, Levi's, Lagerfeld и Guess) Андрей Макаров. При этом привлекать покупателей розничные операторы продолжат скидками и сезонными распродажами.