RU  UA  EN

Четвер, 21 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Бізнес

Внутренний рынок автомобилей упал на 60%

Автомобили ЗАЗ остаются в числе лидеров продаж Фото: Владислав Содель

Крупнейшие производители автотранспорта сообщают, что первичный рынок легковых автомобилей по результатам первого полугодия продемонстрировал 60-процентное падение. При этом сохраняется спрос на автотранспортную технику среднего ценового сегмента. Эксперты отмечают, что стабилизировать ситуацию на рынке удастся лишь после окончания политического кризиса в Украине.

Покупатели не доехали

Представители ассоциации «Укравтопром» (объединяет около 10 крупнейших производителей и сборщиков транспортной техники) сегодня заявили, что за семь месяцев текущего года продажи легковых автомобилей снизились на 47% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Впрочем, в июле по отношению к предыдущему месяцу объемы реализации автотранспорта возросли на 27% – и составили 17,1 тыс. единиц техники.

Львиную долю продаж традиционно сформировал крупнейший сегмент рынка – легковые автомобили. Их первичная реализация по сравнению с июнем выросла на 11% и зафиксировалась на отметке в 7,3 тыс. шт. Вместе с тем, эти результаты на 61% ниже показателей годичной давности в аналогичном периоде. Больше всего украинцы покупали новые автомобили – на этот сегмент транспорта приходится 93% первичных продаж, или 6,8 тыс. шт. Впрочем, эти цифры также демонстрируют значительное падение рынка новых транспортных средств более чем на 60%.

Максимальный спрос при этом пришелся на автомобили, представленные в низком и среднем ценовых сегментах. Лидером продаж является украинский бренд ЗАЗ. Автомобили этой марки заняли более 9,5% июльского рынка новых легковых автомобилей. На втором месте по объемам реализации – японские автомобили Тoyota – увеличили продажи всего на 1% по сравнению с июнем, а китайские Geely, несмотря на прекращение производства в Украине, увеличили объем реализации на 8%. Популярными среди украинских потребителей по-прежнему остаются и немецкие Volkswagen. За месяц их продажи выросли на 6%. Пятерку лидеров замыкает бренд Skoda, однако реализация транспортных средств этой марки в июле сократилась на 4%.

«Всегда есть куда падать»

По словам директора департамента маркетинга и экономического анализа «Укравтопрома» Георгия Овсянникова, популярность автобрендов ЗАЗ и Geely объясняется их низкой ценой и маркетинговой политикой. «Кроме того, эти автомобили не так сильно привязаны к курсу иностранных валют, а поэтому и цены на них почти не подвержены валютным колебаниям»,– отмечает он. По мнению господина Овсянникова, нынешнее падение рынка отнюдь не является пределом. «Мы уже поняли, что как такового "дна" рынка у нас нет – всегда есть куда падать. Составляя прогноз на этот год, мы ожидали, что производство достигнет 160-170 тыс. автомобилей в год, однако сейчас понятно, что этих показателей добиться скорее всего не удастся»,– рассказал А' Георгий Овсянников.

Президент Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко отмечает, что падение продаж машин для нынешней ситуации на рынке естественно. «На украинском авторынке сейчас наблюдается большой отложенный спрос. Кредит на покупку автомобилей сейчас выдают неохотно, и в основном люди приобретают машины за свои собственные сбережения»,– говорит он. По его мнению, именно этот факт также вывел в лидеры рынка автомобили низкого и среднего ценового сегментов. «Когда люди берут машину в кредит, они покупают то, что им нравится, а когда они вынуждены рассчитывать на собственные средства, то и покупка планируется строго "по карману"»,– отмечает господин Назаренко. Вместе с тем для нормализации работы рынка в первую очередь необходимо достижение стабильной экономико-политической ситуации. «Я думаю, что существенного снижения продаж в дальнейшем не предвидится. Как только внешнеполитические отношения Украины войдут в конструктивное русло, люди снова начнут покупать автомобили. Конечно, это, если не учитывать Донецкую и Луганскую области: там ситуация разрешится не так быстро»,– считает президент ВААИД.

Однако, рынку необходимо еще дождаться окончания кризиса. Георгий Овсянников отмечает, что сегодня у производителей нет ресурсов для того, чтобы заинтересовать потребителей. «Склады заполнены продукцией, заводы практически остановлены. Без действий со стороны государства выровнять ситуацию не удастся. Вероятнее всего, последствиями кризиса на рынке станет закрытие ряда заводов»,– говорит он. Вместе с тем, реальных шагов от государства в «Укравтопроме» никто не ожидает, понимая, что выведение автопромышленности из кризиса – не самая важная сейчас проблема для государства. «После стабилизации политической ситуации уже можно будет говорить о возможности восстановить производство. Но в первую очередь необходимо понять, нужно ли это будет государству. Да и не все заводы захотят открыться»,– считает эксперт «Укравтопрома».

Читайте також

Мобілізація водіїв: чи чекає на Україну паливна криза

Новий закон про мобілізацію ускладнить перетин кордону водіями, до чого це призведе