RU  UA

Пʼятниця, 15 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.40
НБУ:USD  41.00
Транспорт та зв'язок

Авто на иностранных номерах. Несколько проблем, которые грозят украинцам

Глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров рассказал об особенностях отечественного авторынка

Глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров рассказал об особенностях отечественного авторынка В Україні останнім часом з'явилася величезна кількість машин з іноземними номерами, в основному литовськими Фото: flickr.com/jo.sau

Владельцы автомобилей с иностранными номерами регулярно проводят акции протеста против планов властей ограничить ввоз в Украину машин с зарубежной регистрацией. В интервью "Апострофу" генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров ОЛЕГ НАЗАРЕНКО рассказал о схеме импорта таких авто и пояснил, почему ездить на таких машинах – незаконно. Также эксперт прокомментировал, как изменился отечественный авторынок после начала конфликта между Украиной и Россией.

- В Украине в последнее время появилось огромное количество машин с иностранными номерами, в основном литовскими. Объясните, это законно или нет?

- Дело в том, что они появлялись постоянно, начиная с 90-х годов. И, как только силовые структуры, властные структуры что-то попускают, естественно, закон начинает нарушаться. Это элементарно. На самом деле, я считаю, что в данном случае поездки украинцев на автомобилях с иностранной регистрацией на сегодня незаконны, так как противоречат 380-й статье Таможенного кодекса Украины.

- Расскажите об этой схеме – как их вообще завозят? Как я понимаю, это же не те люди, которые потом на них ездят? Их завозят какие-то фирмы, которые на этом делают бизнес. Обычному человеку сложно вот так взять – и завезти машину?

- Абсолютно. Практически невозможно. Допустим, вы поехали в Германию, купили у немца автомобиль. Как вы думаете, разрешит ли немец оставить его на иностранной регистрации? Никогда. Почему? Потому что, если этот автомобиль, купленный вами, останется на иностранных номерах, немцу придется за него платить экологический сбор, транспортный сбор. Немцу придется его страховать. Немцу придется проходить раз в два года техосмотр. Немцу будут приходить квитанции за ваши нарушения в Европе. Немец никогда в жизни не оставит его на регистрации.

Следовательно, вы получили автомобиль без иностранной регистрации, когда купили. Теперь, чтобы ввезти в Украину автомобиль на иностранной регистрации, ваша задача где-то его за рубежом зарегистрировать. Вы можете это сделать? Я – нет. Литовскую фирму надо свою иметь либо собственность. У меня такого нет. Следовательно, я не зарегистрирую.

Все молчат об этом почему-то. Вот, завез человек автомобиль на иностранных номерах, а где он взял автомобиль на иностранных номерах, если он не может зарегистрировать его за границей? Это громадный организованный бизнес ведется.

Эти люди заинтересованы в том, чтобы получать доходы, эти люди не заинтересованы в снижении налогов в Украине, наоборот, они заинтересованы в том, чтобы налоги на автоимпорт еще увеличились и чтобы даже те, кто покупает на сегодня автомобиль легально, были вынуждены обратиться к их схемам.

Все почему-то молчат, но за этим стоят, я уверен, силовики, таможенники, потому что без их одобрения, без одобрения коррумпированных политиков, коррумпированных чиновников эти фирмы работать просто физически не смогут. Без таможни ничего не обойдется. То есть "оборотни в погонах" создали в Украине сеть вот этих фирм, которые грабят украинцев, якобы показывая: мы ж, украинцы, вам разрешаем завозить автомобили. На самом деле, услуги всех этих так называемых евроавтофирм стоят от 1000 до 1400 евро. Почему бы эти деньги не заплатить в бюджет? А эти деньги уходят наличными в карманы коррумпированных чиновников, которые организовали эту схему.

Чтобы завезти этот автомобиль, сначала нужно открыть литовскую фирму. На эту литовскую фирму вешают тысячи и десятки тысяч авто иностранной регистрации. И потом эти авто завозятся в Украину. Кто может, согласно Таможенному кодексу, в Украину завезти такие автомобили? По ст. 380 Таможенного кодекса, может завезти украинец – на пять или десять дней. Либо иностранец, нерезидент Украины может завезти на один год. Абсолютно законно, легально. Но в той же статье указано, что на этом автомобиле имеет право ездить исключительно то лицо, которое завезло, а не то лицо, которому принадлежит автомобиль. То есть автомобиль может действительно принадлежать украинцу, но ездить может только тот человек, который завез этот автомобиль. Следовательно, эта фирма находит некоего, как они называют на жаргоне, "верблюда", нерезидента. Это в основном студенты из Африки, из Азии, жители Молдовы. Такие нерезиденты завозят автомобиль, здесь передают его украинцу, и украинец начинает кататься по Украине на этом автомобиле, не имея на это никакого права.

Вот в этом и проблема. Сейчас нам всем внушают, что это хорошо, что ездить на еврономерах – это нормально. Но ведь не только на литовских, на российских номерах очень многие ездят. Это же не секрет, что в России автомобили дешевле даже, чем в ЕС. В интернете полно инфографики – сравните цены. Получается, мы в данном случае поддерживаем экономику России. Все об этом молчат. Украинцы, которые ездят на таких авто, обязаны на автомобиль с российской регистрацией платить транспортный сбор России. Получается, вместо того, чтобы помогать нашим пенсионерам, мы помогаем российским пенсионерам.

- Предусмотрена ли какая-то ответственность за езду на иностранных номерах? Если украинца на литовской машине останавливает полиция, как дальше будут развиваться события? Если произошло ДТП, например?

- Ну, давайте по порядку… Во-первых, предусмотрена (ответственность). Но, знаете, если ГАИ разгоняют, получается, на дорогах беспредел, контроля нет.

Я вам приведу такой пример: представьте себе, вы ездите на общественном транспорте, вы же не покупаете, наверное, талончик в киоске, хотя можно это делать? Все заходят и оплачивают проезд кондуктору. Никаких проблем. Представьте себе, исчезли кондукторы – никто не будет оплачивать проезд. Я хочу оплатить проезд, но мне негде купить талончик. И проходит год, два, три, люди привыкают ездить без талончиков, без оплаты проезда. И потом появляются кондукторы, контролеры. Я уверен, что люди будут кричать: "Что за беспредел, мы уже привыкли так кататься".

Та же самая ситуация – исчезла ГАИ. То, что патрульная полиция появилась в некоторых городах – ну, вы помните, чем полиция занималась: селфи делала и старушек через дорогу переводила. Американцы обучили нашу полицию гламурно выглядеть, но они, я думаю, даже не изучали Кодекс Украины об административных правонарушениях. А 380-я статья Таможенного кодекса Украины говорит: любой, даже иностранец, если завез автомобиль больше, чем на 60 дней, обязан поставить его на учет, на украинские номера. Временно, на один год. То же самое говорит Кодекс Украины об административных правонарушениях, 121 статья, постановление №1388 Кабинета министров. Этого никто не делает. Это уже нарушение, если автомобиль не поставлен на украинские номера, чтобы полиция, если что, могла найти виновника ДТП, того, кто убил человека, сбил по дороге. Уже за это можно привлекать.

Полиция имеет право останавливать любой автомобиль. Сейчас есть указ президента Украины – навести в этой сфере порядок. Была определенная слабость полиции, сейчас полиция уже, я считаю, не слабая и может наводить порядок на дорогах.

- Насколько масштабна это проблема? Сколько в Украине автомобилей на иностранных номерах?

- По официальным данным Государственной фискальной службы, таких автомобилей, если не ошибаюсь, 527 тыс. на всю Украину. Но неизвестно, сколько из них на самом деле ездит, а сколько из них ушло на разборку (ведь не секрет, что сотни автомобилей уходят как доноры на запчасти) и сколько из них транзитом выехало из Украины. Но этих автомобилей, которые ездят на самом деле, я уверен, не 2 млн, как говорят. В Украине до войны было 9 млн автомобилей всего. Сейчас без учета Крыма и Донбасса осталось, пускай, 6-7 млн. Если таких автомобилей 2 млн, то каждый третий автомобиль должен быть на иностранных номерах. Вы видите на улицах каждый третий автомобиль на иностранных номерах? Это – манипуляции, чтобы показать: "Ребята, нас много, с нами будут считаться". Некоторые люди, нормальные, законопослушные, боятся покупать такое, а им внушают: "Ребята, все нормально. Процесс необратим, нас так много, мы все будем ездить на иностранных номерах, и нам никто не запретит, украинских номеров уже вообще не существует, все это обман, то, что видите собственным глазами, это полный обман. Стамбульская конвенция (регулирует процесс временного ввоза товаров на таможенную территорию стран-участниц, – "Апостроф") это разрешает, законы Украины это разрешают". Но это полный нонсенс – ничего не разрешают.

- Примерно полгода назад в Украине уменьшили пошлину на ввоз более новых машин. Если, например, обычный украинец захочет купить пятилетнюю машину и поедет в Германию, попытается ввезти ее, а потом поставить на учет – это будет сложно?

- Это абсолютно несложно. Фирмы, которые занимаются ввозом автомобилей на так называемых литовских номерах, заинтересованы манипулировать общественным мнением и доказывать, что все остальное – плохо, только их схема хороша. Поймите, очень легко людьми манипулировать. Я вам приведу простой пример. В Украине очень много автомобилей "продается" по так называемым генеральным доверенностям. Когда человека спрашиваешь: "Ты купил машину? Ты же ее не купил". "Как это? Я ее купил по генеральной доверенности". Люди внушили себе, что они купили машину… Сложность в Украине в том, что люди почему-то верят не в законы, а в понятия. "Купил по генеральной доверенности? Так тебе ж дали покататься, это же не твоя собственность". "Но я ж деньги дал!" Я говорю: "А завтра человек отменит генеральную доверенность". "Ну как же, это же не по понятиям! Я ж ему деньги дал!" "Хорошо, ладно, Бог с ним, - говорю. – Завтра этот человек, владелец автомобиля, умрет, его наследники потребуют забрать автомобиль". "Как, я ж деньги дал!" "Хорошо, Бог с ним. Жена с ним будет разводиться, потребует раздела имущества". "Но я ж деньги дал! Она же знает, что я деньги дал!" "Хорошо, Бог с ним. Жена и дети знают. Он попадет в долги к банку, банк потребует арестовать его имущество. Для банка понятий не существует – у тебя машину заберут". "Но я ж деньги дал…" Как зомби какие-то.

Та же самая ситуация. "Стамбульская конвенция разрешает ездить". Подумайте, если бы Стамбульская конвенция разрешала ездить, то зачем бы люди выходили протестовать и требовали бы принятия соответствующего закона, если вам все разрешается? Логический тупик: если все хорошо и вам разрешают ездить, то зачем протестуют? "Стамбульская конвенция разрешает". "Ты читал Стамбульскую конвенцию?" "Нет, но мне пацаны, которым я деньги дал на фирме, сказали, что разрешает". "Почему ты веришь пацанам, которым дал деньги? Они – заинтересованные лица. Почему ты не веришь своим глазам, не хочешь прочитать Стамбульскую конвенцию?" Не разрешает Стамбульская конвенция украинцу ездить на таких автомобилях. Государство-участник Стамбульской конвенции обязано предоставить право иностранцам кататься на таком автомобиле один год. И там же написано, что государство-участник Стамбульской конвенции может разрешить своим гражданам также использовать такие автомобили. А может не разрешить. Депутаты решили, что они не позволят, и в статье 380 (Таможенного кодекса, – "Апостроф") они эту норму прописали. Эта норма не противоречит Стамбульской конвенции. Мне говорят: "Так ведь Стамбульская конвенция выше Таможенного кодекса". Конечно, выше. Но в Стамбульской конвенции нет того, что государство обязано. Если вы хотите, чтобы разрешили вам кататься на литовских номерах – обращайтесь к депутатам, чтобы они изменили Таможенный кодекс. Они вправе это сделать.

- Когда такие машины начнут отбирать? Или появятся какие-то штрафы?

- Это вопрос не ко мне. Но вы знаете, что есть указ президента. В нашей стране – хорошо это или плохо – я заметил такую тенденцию: какой-то закон может вообще не исполняться, но как только выходит указ президента, он исполняется всегда. Почему? Объясняю: в контроле над законом нет личной ответственности. Какой-то закон запрещает то-то, но никто это не контролирует, потому что нет лично ответственного за этот контроль. Есть указ президента, которым поручается Кабмину навести порядок в отношении незаконного использования автомобилей на иностранной регистрации. Теперь хотят навести порядок, чтобы требование таможенного законодательства относительного того, что украинцы не имеют права ездить на этих автомобилях, должно исполняться. Кабмину это поручено. Теперь премьер-министр поручит это СБУ, МВД и Государственной фискальной службе. И будут лично ответственные, которые будут отвечать, приняты ли меры относительно соблюдения условий таможенного законодательства при использовании автомобиля на иностранной регистрации. И будут оговорены сроки. И каждую неделю, каждый месяц президенту будут докладывать, какие приняты меры относительно соблюдения таможенного законодательства. И тогда это все начинает исполняться.

- Но эти машины могут конфисковать? Полиция сможет их забирать?

- Я не знаю, не могу ничего про силовиков говорить. Я как юрист могу вам сказать: есть 121-я статья Кодекса Украины об административных правонарушениях, которая говорит, что использование не зарегистрированных в установленном порядке автомобилей запрещается. Автомобиль, временно ввезенный, который в течение двух месяцев не встанет на украинские номера, считается незарегистрированным. На первый раз – штраф, на второй – принудительное изъятие автомобиля. Штраф небольшой – порядка 280 грн. То есть эти автомобили, по крайней мере, должны встать на украинскую регистрацию. Иностранные номера обязаны сдать в ГАИ, в сервисный центр и получить соответствующие украинские номера сроком на один год.

Почему-то все сводят вопрос к налогам, что налоги большие. Да, налоги большие. Я не спорю. Да, налоги надо и сейчас уменьшать. Но это – не причина нарушать законы. Надо бороться и отменять налоги. Я беседовал с одним из авторов законопроекта – народным депутатом, получилась дискуссия в прямом эфире. И, когда я ему сказал: "Законопроектом №5567 вы предлагаете, чтобы НДС, пошлину и акцизный сбор не платила группа людей, которые имеют возможность кататься на автомобилях с литовской регистрацией или на российских". Он: "Нет, я хочу, чтобы эти налоги имели право не платить все украинцы". Я говорю: "То есть вы считаете, что если примут ваш законопроект, то 100% украинцев будут иметь возможность не платить НДС, пошлину и акциз?" "Да, 100% украинцев". "Хоп, так теперь, вы, родной, попались, потому что зачем нужен налог, который абсолютно легально украинцы могут не платить? Давайте отменим этот налог для всех украинцев, а не только для избранных". А вот тут – молчание. Я вам объясню, почему вы не хотите отменить пошлину. Потому что вы хотите украинцев держать на коротком поводке. Если вы отмените налоги, вам украинцы скажут "спасибо", но завтра о вас забудут. Нечем манипулировать потом. А так, если вы даете возможность некоторым украинцам кататься ежегодно туда-сюда и не платить налоги, то вы вечно будете депутатом, потому что вы будете везде избирателям говорить: "Вот, смотрите, я вам дал возможность не платить налоги, но если вы меня не выберете на следующий срок, то придет злой бабай, который заставит платить налоги. Лучше выбирайте меня. И вообще в президенты лучше выберете – я вам сделаю так, что вы вообще ничего платить не будете". Начинаются манипуляции. Люди в Верховной Раде не заинтересованы отменять налоги, они заинтересованы держать людей на игле, на коротком поводке, на зависимости.

Это – как субсидии на энергоносители. Вместо того, чтобы уменьшить цену на газ для населения, некоторым избранным, которые будут голосовать правильно, дают субсидии. Держать людей на этих дотациях, субсидиях – держать на страхе. Большой дядя дал возможность – за этого дядю голосуйте.

Ввезений в Україну автомобіль протягом двох місяців повинен отримати українські номери Фото: УНІАН

- Если сейчас за эти автомобили возьмутся, их реально начнут ставить на регистрацию?

- Это вопрос к правоохранительным органам. Но тут вопрос в том, что любой человек, который завозит автомобиль и ездит на нем, понимает, что это не его автомобиль, это не его собственность, это автомобиль литовской фирмы. Этот человек готов расстаться, готов в любой момент отдать автомобиль на разборку. Я вообще не понимаю, когда говорят: давайте легализуем. У меня всегда возникает вопрос: а как можно легализовать автомобиль, который принадлежит чужой фирме, без согласия этой фирмы? Этот автомобиль для начала надо снять с учета с этой литовской фирмы и совершить каким-то образом сделку, чтобы этот автомобиль перешел в собственность украинца, и только тогда вопрос может стоять о легализации.

- Я все же вернусь к новым автомобилям. Сколько должны украинцы покупать новых автомобилей, чтобы у нас было выгодно строить автомобильные заводы?

- Я думаю, не скоро рынок автомобилей достигнет такого уровня, чтобы в Украине было выгодно строить завод только для украинцев. Нам нужны выходы на другие рынки. Рынок Российской Федерации и вообще СНГ для нас закрыт по простой причине, но и европейцы нас на свои рынки не пускают. Я категорически был противником Соглашения с ЕС об ассоциации в его нынешней редакции. Оно не выгодно для Украины. Что такое свободная торговля? Свободная торговля – это торговля без налогов. Простите, какое у нас соглашение о свободной торговле с ЕС, если у нас есть пошлина на европейские автомобили? Это недоработка. Пошлина на европейские автомобили должна быть нулевая, потому что есть соглашение о свободной торговле. Точно так же европейцы отгородились от нас. Если сюда завтра придет китайский инвестор, начнет строить завод, он не сможет в ЕС поставлять автомобили, потому автомобили китайские или корейские, которые будут произведены в Украине, тоже пойдут в ЕС с пошлиной и будут неконкурентоспособны.

- Есть информация, что у дилеров большие проблемы. Например, у Nissan – главный офис в России, и очень много новых машин не приходят в Украину.

- Я думаю, что это неправдивая информация по одной простой причине: бизнес и политика несовместимы. Мировым производителям – Nissan или кому угодно – все равно, они в политику вообще не лезут, им главное – продать машины, им главное – прибыль. Это еще дедушка, уже ныне полузабытый экономист Карл Маркс говорил, что прибыль для капиталиста – это все. Для него все остальное – неинтересно. Вот возьмите Крым. Автомобили мировых производителей в Крыму продаются. Потому что бизнес есть бизнес. Здесь я тоже логики не вижу: если у Украины с Россией есть противоречия, значит, в Украину не будут поставляться автомобили, потому что Москва так сказала? Мировому производителю все равно, где продавать машины – в Украине или России, ему главное – получить свою прибыль. Вот и все.

- Раньше из России много машин приходило? Сейчас изменилась логистическая цепочка доставки автомобилей?

- Изменилась. Я лично написал около 46 писем на Кабинет министров Яценюка с требованием отменить льготы по ввозу автомобилей и других товаров из России. Мало кто знает – мы все говорили, что у нас идет война – у нас только с 1 января 2015 года отменили режим свободной торговли с Российской Федерацией. До этого два года у нас европейские автомобили шли в Украину с пошлиной 10%, российские автомобили шли с пошлиной 0%. Мы подписали Соглашение об ассоциации с ЕС, но на самом деле автомобили шли с пошлиной. А с Россией у нас не было никаких отношений, но исполнялось четко межведомственное соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Украины. И только с 1 января 2015 года это соглашение отменили, и экономически стало уже менее выгодно возить автомобили из Российской Федерации.

Сейчас пошлина стала такая же, как для ЕС – 10%. И сейчас можно везти. Давайте говорить откровенно: что такое нельзя везти? Так и газ, может, из России нельзя везти? Еще раз повторяю: поезжайте в области, которые граничат с Российской Федерацией, – там все украинцы ездят на российских номерах. И платят налоги в Российскую Федерацию. Знаете, это самый большой парадокс – кричат, бьют себя в грудь, что "мы – патриоты Украины" и платят в Российскую Федерацию налоги. Неувязочка. А в голове у людей все нормально: "Мы не хотим платить налоги, потому что их якобы разворуют". "А кого вы избрали? Это ж вы избрали эту власть, о которой говорите теперь, что она разворует налоги". "А вот она все равно разворует, я не хочу платить налоги".

- Если из России стало экономически невыгодно везти автомобили, получается, сейчас больше из Европы везут?

- Ну почему же? Только на словах у нас люди патриоты. На самом деле в России автомобили дешевле, чем в ЕС. Сейчас из Российской Федерации в ЕС везут подержанные машины, потому что это выгодно. И поляки с удовольствием покупают российские автомобили, потому что дешевле. Платят налоги, но после налогов все равно получается дешевле. Поясню, почему. В России работают 23 автомобильных завода. Это раз. И второе – мировые производители-капиталисты всегда на глобальные крупные рынки, в которых заинтересованы, дают меньшие отпускные цены, потому что они хотят завоевать этот рынок и удержаться на этом рынке. Дешевле всего автомобили в мире – в Соединенных Штатах Америки и Российской Федерации. Потому что мировые производители между собой конкурируют, они готовы по себестоимости продавать там автомобили, чтобы удержаться. Поэтому в России дают лучше цены, из России гоняют машины в ту же Польшу. В Европе автомобили новые дороже, чем в Украине. Ну и, понятно, дороже, чем в России. Поэтому выгодно их завозить. Почему производитель, допустим, Франции, Германии продает автомобили дороже? Он считает, что сытые европейцы, которые получают зарплату 4-5 тыс. евро, могут и дороже купить. А в Украине покупательский спрос ниже, зарплаты маленькие, поэтому они дают сюда автомобили по более низкой цене. Поэтому из России гоняют машины не только в Украину.

- Как вы считаете: китайским производителям сейчас больше удалось захватить украинский рынок?

- Понятие "захвата" очень сложное. Люди сами думают и сами начинают считать, сами начинают анализировать, где им выгодно покупать. Если соответствует цена качеству – у китайцев достаточно хорошее – они будут покупать "китайцев".

- Увеличились ли продажи китайских автомобилей? У вас есть какие-то данные?

- Я думаю, что они остались такими же, потому что тут тоже зависит от определенной деловой активности на рынке определенных брендов. Если бренд хочет захватить рынок, то снижает в Украине цены. Кто заинтересован в украинском рынке, тот начинает снижать цены. И рынок на это реагирует. Вот и все. Поэтому рынок сам регулируется.

- Какие сейчас самые популярные китайские бренды в Украине?

- Те же, что и были – Cherry, Geely. MG по объемам продаж все же меньше, потому что они лучше, но и дороже. Поэтому люди начинают выбирать, думают: а, может, лучше купить "европейца" или "японца".

Читайте також

Поновлення авіапольотів в Україні: що відомо, коли чекати

В умовах продовження війни в Україні відновлення авіапольотів можливе зі Львова, Бориспіль під великим питанням