Переговоры с ирландской бюджетной авиакомпанией Ryanair, заявившей об отказе выходить на украинский рынок из-за разногласий с руководством киевского аэропорта "Борисполь", будут продолжены. Как ранее заявил "Апострофу" министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян, они могут возобновиться уже на текущей неделе.
Тем временем, в ситуации с ирландским лоукостом появился новый нюанс: в ходе совещания 17 июля премьер-министр Украины Владимир Гройсман предложил превратить аэропорт "Антонов" под Гостомелем, что в 25 км от Киева, в базовый аэропорт для лоукостов, в том числе для Ryanair. Пресс-служба Кабмина сообщила, что участники совещания у премьера решили "проработать в качестве временного решения предоставление условий для лоукостов в аэропортах "Борисполь" или "Киев" ("Жуляны") сроком на один год, а за это время превратить аэропорт "Гостомель" в аэропорт для лоукост-перевозчиков". Кстати, еще в апреле генеральный директор "Борисполя" Павел Рябикин высказал идею о том, что для лоукостеров лучше всего подошел бы аэропорт в Гостомеле.
Аэропорт "Антонов", известный также по старому названию "Гостомель", расположен в 25 км на северо-запад от Киева. Он является базовым для авиакомпании "Авиалинии Антонова", а также используется для проведения испытаний самолетов Авиационного научно-технического комплекса (АНТК) им. Антонова. Аэропорт имеет бетонную взлетно-посадочную полосу длиной 3500 м и шириной 56 м. Следует отметить, что здесь базируются крупнейшие в мире транспортные самолеты Ан-225 ("Мрія") и Ан-124-100 ("Руслан").
Владимир Омелян считает, что, в принципе, превратить "Гостомель" в аэропорт для лоукостов можно, но его "нужно сначала сделать - вложить деньги в дороги, терминал, и тогда можно будет о чем-то говорить". В комментарии "Апострофу" министр отметил, что для это потребуется "минимум год, а реально - два".
Что касается госпредприятия "Антонов", которое на сегодня эксплуатирует "Гостомель", то здесь не видят особых препятствий для появления в аэропорту лоукостеров. "Идея в принципе может быть реализована. Наша компания не очень крупная - у нас всего семь "Русланов" и "Мрія", а также Ан-26 и Ан-74, и основная часть флота выполняет чартеры за границей, поэтому у нас нечасто заполнен аэродром. В связи с этим на работе авиакомпании "Авиалинии Антонова" это (создание на базе аэропорта "Антонов" хаба лоукост-перевозчиков, - "Апостроф") не должно отразиться", - сказали "Апострофу" в пресс-службе ГП "Антонов". При этом в официальном пресс-релизе ГП "Антонов" заявил, что "заинтересован в использовании аэродрома в Гостомеле для обслуживания лоукост-авиакомпаний". "Развитие его инфраструктуры в направлении обеспечения обслуживания пассажиров станет полезным не только для аэропорта, но и для региона в целом. Одним из важных факторов станет создание новых рабочих мест", - говорится в пресс-релизе.
Можно, но дорого
Эксперты обращают внимание на то, что одной из проблем "Гостомеля" является необходимость вкладывать крупные средства в его инфраструктуру. "Подготовка "Гостомеля" к работе в качестве международного аэропорта потребует значительных инвестиций (терминал, дороги, навигационное оборудование и т.д.) и затрат времени", - сказал изданию консультант Центра транспортных стратегий (ЦТС) Андрей Исаев.
По словам авиационного эксперта Вячеслава Коновалова, стоимость строительства терминала в "Гостомеле", если делать это без особых изысков и "без осваивания бюджетов", может составить порядка $10 млн. При этом временную инфраструктуру в аэропорту можно создать буквально за несколько месяцев, считает он.
Бывший заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава оценивает общие инвестиции в проект в $20 млн, "и это без реконструкции дороги (к аэропорту)". "С дорогой - это еще $100 млн", - сказал он "Апострофу". Эксперт сомневается, что "Антонов" ("Гостомель") сможет превратиться в полноценный аэропорт лоукостов в течение года. "За один год точно не получится - нужно минимум два года", - отметил Кава.
Плохое транспортное сообщение с "Гостомелем" является, возможно, самой большой проблемой. По словам Вячеслава Коновалова, вопрос о создании на базе "Гостомеля" полноценного аэропорта рассматривался еще в первой половине 1990-х годов, но уже тогда было ясно, что трасса, ведущая к нему, перегружена. "Если туда пойдет пассажиропоток, боюсь, там будут огромные пробки. Надо строить отдельную дорогу, а это - несколько десятков миллионов долларов минимум", - сказал эксперт.
Отдельную проблему представляет то, что "Гостомель" является летно-испытательной базой ГП "Антонов". "Если, например, происходит аварийная посадка (у "Антонова") - самолет застрял на полосе. А у лоукостов время разворота – 25-45 минут. Убрать самолет с полосы - это несколько часов, соответственно, вся лоукост-программа коту под хвост", - считает Вячеслав Коновалов. Решением это проблемы может стать строительство еще одной взлетно-посадочной полосы, но это, по словам эксперта, обойдется в сумму порядка $100 млн.
Можно, но зачем
Учитывая, что расходы на превращение "Гостомеля" в полноценный аэропорт могут составить десятки, а то и сотни миллионов долларов, возникает вопрос целесообразности такого проекта. Владимир Омелян указывает на то, что аэропорт "Борисполь" сейчас не использует все свои мощности. По его словам, аэропорт "едва выберет треть мощностей в 2017 году".
Александр Кава убежден, что создание на базе "Гостомеля" аэропорта лоукостов нецелесообразно. "Это неэффективное расходование средств государства, потому что Украина не настолько богатая страна, чтобы для каждого сегмента авиаперевозок строить отдельные аэропорты. В Киеве уже и так есть два аэропорта, и это более чем достаточно для города на ближайшие 30 лет. Это решение обойдется украинскому налогоплательщику в довольно крупную сумму, и премьер-министр должен руководствоваться в своих решениях не интересами частной авиакомпании, по сути, в интересах которой сейчас действует государственный аэропорт, и аэропорт делает все, что выгодно этой авиакомпании, а не государству, а интересами государства", - подчеркнул он.
Еще один немаловажный вопрос – захотят ли лоукост-перевозчики, в первую очередь, Ryanair, запускать навигацию на временной основе из "Борисполя" с тем, чтобы через год (или позже) перебазироваться в "Гостомель", как предлагает Кабмин. По мнению Вячеслава Коновалова, с коммерческой точки зрения временное выполнение рейсов из одного аэропорта с последующим переходом в другой - не самое лучшее решение. "Ты открываешь продажу, раскручиваешь направление, а потом берешь и меняешь аэропорт. Люди привыкли, а потом выясняется, что нужно все опять раскручивать и рекламировать", - сказал он. Вместе с тем, эксперт все же допускает такой вариант, поскольку лоукостеры известны своей гибкостью.
Владимир Омелян отвечает несколько уклончиво на этот вопрос. "Очень много "если" - посмотрим, как пройдут переговоры", - говорит он.