Президентская стратегия реформ 2020 готовилась чуть больше месяца преимущественно иностранными экспертами без привлечения ученых НАНУ. В документе, детали которого не разглашаются, содержатся лишь стратегические цели, тактические шаги для их достижения будут определены позже. По мнению экспертов, поставленные задачи амбициозны, однако выполнить их будет практически невозможно.
О некоторых подробностях президентской стратегии реформ 2020 журналистам сегодня рассказал заместитель главы Администрации президента Андрей Шимкив на публичном обсуждении с представителями общественности. По его словам, конкретные тактические шаги ежегодно будет разрабатывать общественная команда реформ. Именно она, совместно с правительством и представителями деловых кругов, станет корректировать планы реформ в зависимости от ситуации, а также контролировать их выполнение.
Господин Шимкив не стал сообщать какие-либо детали документа помимо тех, что содержатся на сайте главы государства.«Зачем вам эти фолианты? Если бы мы дали детали, то люди полезли бы в них и отвлеклись от цели»,‒ заявил он А’. Стратегия будет утверждена указом президента и начнет воплощаться в жизнь с 2015 года. Цели стратегии амбициозны: рост ВВП на душу населения почти в два раза ‒ с $8,5 тыс. до $16 тыс., снижение инфляции с 19% до 1,7%, улучшение позиции в рейтинге ведения бизнеса в пять раз (вхождение в ТОП-20), рост индекса конкурентоспособности – в два раза (вхождение в ТОП-40).
Эксперты положительно оценивают такие планы, однако сомневаются в возможностях их реализации. «Это то, что называется революционный оптимизм. Такого роста ВВП мы не достигнем. Не бывает, чтоб экономика так росла. Она может скачками расти пару лет, но не больше»,‒ заявил А’ президент центра экономического развития Александр Пасхавер. В Министерстве экономического развития и торговли вообще не знакомы с содержанием подготовленного документа. Несколько представителей ведомства на условиях анонимности сообщили А’, что не знают подробностей Стратегии. Несмотря на то, что, по словам господина Шимкива, подготовка документа началась немногим более месяца назад, ничего большего, чем было оглашено публично, о документе не знает и экс-министр экономического развития Павел Шеремета, уволенный с поста министра в начале сентября. «Что я могу сказать? Вы знакомы с содержанием? Вот и я не знаком»,‒ ответил господин Шеремета на просьбу А’ дать оценку Стратегии.
Один из чиновников, которому по роду деятельности придется непосредственно заниматься внедрением реформы, убежден, что строить планы на семь лет вперед можно, и даже нужно, однако лишь после завершения кризиса ‒ как политического, так и экономического. «Сегодня это выглядит так, как если бы в 1941 году мы сидели в окопе под Москвой, и нам предлагали думать, как штурмовать Берлин».
С такими скептическими оценками господин Шимкив категорически не согласен. Он убежден, что главное – определить цель, а пути ее достижения можно вырабатывать, как говорится, «по ходу дела» «Если мы поставим задачу удвоить ВВП, то начнем думать, как это делать. Если цели не будет, мы не будем наращивать результат»,‒ заявил он А’.
Критически эксперты отнеслись и к цели добиться лимита в общей закупке любого энергоресурса у одного поставщика на уровне 30%. Директор по вопросам информации и связей с общественностью ассоциации «Украинский ядерный форум» Ольга Кошарная убеждена, что этого не удастся сделать в области ядерной энергетики, учитывая, что Украина получает ядерное топливо от России и США. «Евросоюз нагибает страны, который имеют советские реакторы, чтоб они искали другого поставщика. Однако другой поставщик для них ‒ только Westinghouse. Достижение показателя 30% зависимости от одного поставщика для ядерки ‒ нереально. Стратегию писали люди, которые не знают эту тему»,‒ заявила она А’.
Президент Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Михаил Гончар также считает, что сократить зависимость до ожидаемого размера вряд ли получится. «Я не знаю, как на счет 30%, но до 40% зависимость можно сократить»,‒ отметил он в комментарии А’. В частности, по мнению господина Гончара, можно отказаться от российских технологий для работы новых реакторов Хмельницкой станции и привлечь в качестве поставщиков топлива
Стратегия 2020 разрабатывалась преимущественно зарубежными экспертами. В частности, над ней работали ученые из стран ЕС, а также США, Грузии, представители ЕБРР. Украинские специалисты институтов Национальной Академии наук, пожалуй, впервые, не привлекались к разработке подобного рода документа. Господин Шимкив на вопрос А` о том, почему не задействовали украинских ученых, заявил, что НАНУ саму надо реформировать, а не привлекать к выработке стратегии развития страны. Над документом, по его словам, работали несколько сотен зарубежных специалистов, причем совершенно бесплатно. Фонд «Видродження» оплатил лишь труд нескольких из них.
Результат, по оценке Шимкива, принципиально отличается от прежних среднесрочных программ развития, которые были разработаны при Ющенко и Януковиче. «К примеру, у Януковича (в программе экономических реформ 2010-2014.– ред.) были прописаны действия, которые приведут к каким-то результатам. Мы говорим – вот результат, теперь давайте выработаем оптимальные действия, которые быстрее всего приведут нас к такому результату. Это концептуально разные вещи с точки зрения инженерии и стратегии. Нам предлагали по кривой прийти в какую-то точку, а мы определяем точку и ищем оптимальный путь»,‒ отметил господин Шимкив. При этом он не стал детализировать риски, которые могут помешать реализации поставленных задач, и отметил, что основной риск – сохранение действующей власти в России до 2020 года ‒ был учтен при разработке документа.