С начала декабря медиа-общественность активно обсуждает инициативу создания Министерства информационной политики. По замыслу его основного идеолога Юрия Стеця, ведомство должно стать органом, регулирующим государственную стратегию в ходе информационной войны с Россией. Впрочем, опасения общественности в том, что новое министерство станет органом цензуры пока что беспочвенны, так как полномочия нового ведомства еще не определены. В то же время, и сама необходимость создания Мининформполитики до сих пор остается под вопросом.
Впервые о создании Министерства информационной политики 30 ноября заявил депутат Верховной рады от фракции «Народный фронт» Антон Геращенко. На своей странице в Facebook парламентарий рассказал о том, что идея создания ведомства, которое целенаправленно занималось бы стратегией информационной политики государства, сейчас обсуждается в коалиции. А вероятным главой нового министерства народные депутаты видят Юрия Стеця – генерального продюсера «5 канала» и главу управления информбезопасности Национальной гвардии.
Сторонники и противники
Несмотря на то, что сама концепция нового министерства еще не была представлена широкой общественности, в соцсетях и журналистских кругах началась серьезная критика инициативы коалиции. Еще не созданное министерство в мгновение ока прозвали «Министерством правды», намекая на то, что оно может стать инструментом цензуры в СМИ, а в последнее время в соцсетях приобрел популярность хэштег #МинСтець. Некоторые СМИ даже начали организовывать флэш-мобы с целью привлечь внимание к вопросу притеснения свободы слова, который якобы может возникнуть в ходе работы министерства.
Однако среди медиа-менеджеров нашлись и те, кто готов пока поверить в Мининформполитики. Так, директор Национальной телерадиокомпании Зураб Аласания отметил, что критика медиа-общественности является нелогичной. «Я совсем не понимаю, зачем тратить бешеный протестный ресурс всего медийного цеха на это (критику Мининформполитики.– А’)»,‒ написал он на своей странице в Facebook. Факт создания министерства, по его словам, свидетельствует о том, что власть на системном уровне ввязывается в информационную войну, запускает механизмы пропаганды и контрпропаганды, а также избавляет журналистов от необходимости выбора между профессиональными стандартами и патриотической позицией. «Если никогда ничего не делать, то никогда ничего и не будет»,‒ подвел итог господин Аласания.
Впрочем, неодобрение общественности не помешало парламентариям уже 2 декабря утвердить господина Стеця на должность министра информационной политики. Не помешало им и фактическое отсутствие министерства. Таким образом, Юрий Стець стал первым в истории независимой Украины министром без министерства.
Судя по всему, господин Стець и сам не ожидал столь быстрого назначения, поскольку еще за день до утверждения Верховной радой состава Кабинета министров отмечал необходимость ряда согласовательных мер и обсуждения концепции министерства с общественностью, а только потом – создание самого ведомства. Другие инициаторы создания нового министерства из числа парламентариев вместе с тем отмечали, что на создание Мининформполитики необходимо будет потратить не меньше полугода. Можно предположить, что ряд лиц в высших эшелонах власти были заинтересованы в создании министерства в кратчайшие сроки.
Нельзя однозначно утверждать, что все чиновники отнеслись к идее создания Мининформполитики благосклонно. Как рассказал А’ источник в администрации президента (АП), инициативу господина Стеця там не слишком поддерживают, а некоторые представители АП даже пытались отговорить ответственных за реализацию этого решения политиков. «Тут дело даже не столько в рисках, сколько в целесообразности: делать целое министерство для того, чем должен заниматься один-единственный департамент Минобороны – это как-то странно»,‒ отмечает источник А’. Вместе с тем, он отметил, что позиция президента в данном вопросе противоположна позиции АП – он как раз не против создания Мининформполитики. Впрочем, собеседник А' в администрации добавил, что вопрос о сотрудничестве его ведомства с новым министерством сейчас рассматривается больше с позиции «не мешать работе», чем «способствовать ей».
Не исключено, что на стремительное принятие решений о создании Мининформполитики повлияли заявленные «благие цели» министерства – разработка мер, необходимых для ведения информационной войны, поддержка украинских вещателей за рубежом и координация информационной политики всех государственных органов. Впрочем, как именно все эти цели будут реализовываться, пока не известно. Единственным документом, хоть как-то проливающим свет на работу министерства, является проект «Положения о Министерстве информационной политики». Наличия его пока недостаточно, чтобы составить максимально полное мнение о функционировании ведомства.
«Обо всем и ни о чем»
Управляющий партнер юридической компании Jurimex Юрий Крайняк отметил, что для того, чтобы у Мининформполитики появились конкретные полномочия, необходим ряд законодательных изменений. «Ни один закон Украины не дает определения понятию “главный орган в системе центральных исполнительных органов по формированию стратегии информационной политики государства…”, а согласно ст.19 Конституции все полномочия госорганов определяются только законами»,‒ говорит господин Крайняк. Кроме того, в положении используется и ряд других терминов, не имеющих законодательных определений, таких как «информационная политика государства», «исследования влияния СМИ на массовое сознание» и прочие. Также не ясно, при помощи каких каналов коммуникаций министерство будет обеспечивать эту «государственную информационную политику». Следует напомнить, что 1 января 2015 года вступает в силу закон «Об общественном вещании», в рамках которого государство фактически лишается всех имеющихся у него СМИ.
Если анализировать документ по сути, то Мининформполитики предстает неким симбиозом пресс-службы Совета национальной безопасности и обороны, парламентского комитета по свободе слова и Государственного комитета по теле- и радиовещанию. Сам проект положения обрисовывает лишь общие вопросы функционирования министерства и не дает какого-либо представления о полномочиях ведомства. Кроме того, документ не предусматривает никакой ответственности за нарушение «информационной политики» в том или ином ее виде. «Подобная ответственность также может быть внедрена только при помощи законов. В целом, прямой угрозы свободе слова в проекте положения нет, если не учитывать того, что нет понимания того, как государство будет придерживаться своей информационной политики»,‒ резюмирует Юрий Крайняк. Фактически «Положение о Мининформполитики» в общих чертах описывает то, чем министерство хотело бы заниматься ‒ его программные цели, а не полномочия.
Оценить эффективность будущей работы министерства как и результативность работы самого Юрия Стеця в качестве военного пропагандиста сейчас не представляется возможным. Открытых данных о его деятельности практически нет. Его единственным широко известным успехом на этом поприще называют создание газеты «Україна Єдина», которая выпускается тиражом в несколько тысяч экземпляров в зоне АТО. Газета является пропагандистским изданием, где публикуются материалы для солдат украинской армии и о них самих.
Как бы там ни было, общественности, скорее всего, придется смириться с существованием в украинском правовом поле нового министерства. Согласно источнику А’ в правительстве, для нового министерства уже выделены офисные помещения. Связаться с Юрием Стецем вчера не удалось. Следует также отметить, что пока ни один законопроект, каким-то образом связанный с деятельностью Мининформполитики, в парламенте зарегистрирован не был. Справедливости ради стоит сказать, что при желании властей функции цензора можно было бы реализовать, законодательно наделив соответствующими полномочиями любой другой государственный орган, связанный с медиа-рынком, например, Госкомтелерадио или Нацсовет по телевидению и радиовещанию. И ранее такие органы сознательно препятствовали работе СМИ. Так, Нацсовет по ТВ и РВ в свое время на протяжении нескольких месяцев отказывал в выдаче лицензии на спутниковое вещание телеканалу «Эспрессо ТВ», считающемуся на то время оппозиционным. Таким образом, говорить о том, что создание Мининформполитики однозначно свидетельствует о введении цензуры СМИ, пока нельзя. Шансы на ее введение остаются примерно теми же, что и в случае отсутствия «специализированного» министерства.