Приняв антикоррупционное законодательство в октябре 2014 года, власти не прилагают достаточных усилий, чтобы его имплементировать, а усилия по донесению изменений обществу в целом отсутствуют. Увеличивается количество новых органов, призванных бороться с коррупцией, но конкретные результаты они могут показать только в конце этого года. Между тем, нынешние правоохранительные органы совершенно не способны эффективно искоренять коррупционные схемы, независимо от того, связаны последние с нынешней властью или с предыдущей.
Учитывая негативное влияние коррупции на экономическую и внутриполитическую стабильность, украинская власть не может позволить себе затягивать с формированием новых органов, а любые действия в этой сфере должны быть максимально прозрачны и объяснены обществу.
Увеличение числа институциональных звеньев в цепи борьбы с коррупцией не повлияло на ее качество. Новые органы, такие как Национальное антикоррупционное бюро (НАБ) и Национальное агентство по предупреждению коррупции, находятся лишь на начальном этапе создания (выбор руководителя и процедуры отбора руководителя соответственно), а потому первые конкретные результаты их работы можно будет оценивать только в конце года.
Между тем, Генпрокуратура, МВД и СБУ, которые традиционно занимались этими вопросами в Украине, не могут четко распределить полномочия и координировать собственные усилия. Это, в конце концов, приводит к тому, что коррупционные схемы, независимо от того, связаны они с нынешней властью или с прошлой, должным образом не расследуются и не передаются в суд. Однако даже при условии надлежащего и полного расследования справедливое наказание виновных остается под вопросом в связи с отсутствием изменений в судебной власти.
Назначение председателя НАБ задерживается в связи с желанием власти пролонгировать конкурс и получить более лояльных кандидатов на такую важную должность. Ожидалось, что 24 марта 2015 года станут известны результаты специальной проверки четырех кандидатов на пост главы НАБ, отобранных конкурсной комиссией. Поскольку эта проверка является формальной процедурой, предполагалось, что конкурсной комиссии хватило бы несколько дней для избрания двух-трех кандидатов, которые будут направлены на рассмотрение президенту. Глава государства будет иметь 10 дней для того, чтобы изучить их досье и при необходимости провести собеседования, а потому президентский указ о назначении председателя НАБ следовало ожидать не позднее 7-10 апреля 2015 года. Однако результаты специальной проверки неизвестны до сих пор.
В то же время один из кандидатов на пост главы НАБ Виктор Чумак заявил, что назначение руководителя не означает начала полноценной работы органа. Нужно будет выбрать сотрудников Бюро, разработать конкретные процедуры их работы, научить работать в соответствии с этими процедурами, сформировать территориальные подразделения Бюро. Таким образом, по мнению Виктора Чумака, первые дела НАБ следует ожидать не ранее, чем через девять-десять месяцев работы органа.
Недавно решением Кабмина было создано Национальное агентство по предупреждению коррупции, а также была определена процедура отбора его руководителя. Как и в случае с НАБ, отбор претендентов на пост главы агентства будет осуществлять конкурсная комиссия, в состав которой войдут представители Верховной рады, Администрации президента, Кабмина, Национального агентства по вопросам государственной службы и четырех общественных организаций, работающих в сфере борьбы с коррупцией.
Аналогичный путь – от процедуры формирования конкурсной комиссии к обучению соответствующих кадров нового агентства – нужно пройти и для начала работы Специализированной антикоррупционной прокуратуры.
Система государственных институтов, которые будут заниматься борьбой с коррупцией – очень запутанная. Кроме НАБ, Национального агентства по предотвращению коррупции, специализированной антикоррупционной прокуратуры, планируется создать Государственное бюро расследований (ГБР). Соответствующий законопроект № 3042 был зарегистрирован еще 12 февраля 2015 года.
ГБР будет заниматься предотвращением и расследованием организованной преступной деятельности, террористических и других особо тяжких преступлений, случаев пыток представителями правоохранительных органов, военных преступлений и случаев коррупции, совершенных работниками НАБ и прокурорами Специализированной антикоррупционной прокуратуры. При этом руководителей ГБР назначает Кабмин по представлению премьер-министра, который делает его на основе работы конкурсной комиссии, состоящей из трех представителей от Верховной рады, Администрации президента и Кабмина (всего девять членов).
ГБР, директора которого назначает Кабмин, будет расследовать коррупционные преступления, совершенные работниками НАБ, председателя которого назначает президент. Это закладывает основу для институционального противостояния между президентской администрацией и правительством и свидетельствует о недоверии власти к сотрудникам новых институтов, которые они же и создали. Эксперты, отстаивающие необходимость создания ГБР, утверждают, что «должна существовать "цепь контроля": коррупционные преступления следователей НАБ будут расследовать следователи ГБР, коррупционные преступления последних будут расследовать следователи СБУ; в свою очередь коррупционными преступлениями последних будут заниматься следователи полиции».
В то же время такая сложная цепочка не обеспечивает независимый контроль за всей системой: все равно ГБР и полиция будут оставаться в орбите влияния Кабмина, а руководители НАБ и СБУ назначаются президентом.
Необходимость создания ГБР объясняется тем, что НАБ будет заниматься коррупцией среди высших должностных лиц, в то время как ГБР – коррупцией более низкого уровня, замещая ликвидированные управления по борьбе с организованной преступностью.
С другой стороны, расследуя преступления, связанные с терроризмом, ГБР будет заниматься деятельностью, которая традиционно считалась вотчиной СБУ. Недавно председатель СБУ Валентин Наливайченко предложил лишить СБУ функции следствия и борьбы с коррупцией. По его мнению, СБУ должна заниматься исключительно контрразведкой и борьбой с терроризмом.
Путаница с новыми правоохранительными органами еще более обостряется недавними заявлениями Арсения Яценюка, что «МВД должно стать двигателем борьбы с коррупцией».
Между тем, за последний год ни СБУ, ни МВД, ни прокуратура не продемонстрировали реальной борьбы с коррупцией. Общественности не представили расследований коррупционных схем предыдущей власти, хотя им было посвящено не одно журналистское расследование в 2010-2014 годах. Бывший председатель Государственной финансовой инспекции Николай Гордиенко недавно заявил о коррупционных злоупотреблениях уже нынешней власти на сумму 7,58 млрд грн. Генпрокуратура обещала провести соответствующие расследования в течение следующего месяца.
В то же время, большинство украинцев ожидают реальной борьбы с коррупцией, а не правительственных деклараций и показательных задержаний, одним из которых стал недавний арест руководства Государственной службы по чрезвычайным ситуациям прямо на заседании Кабмина. Согласно результатам социологического исследования, проведенного в рамках проекта «Национальный диалог», 57,2% респондентов считают, что именно антикоррупционная реформа требует первоочередной реализации в Украине.