Народный депутат Сергей Каплин («Блок Петра Порошенко») зарегистрировал законопроект «Об огнестрельном оружии гражданского назначения». Документ предполагает практически свободное ношение пистолетов, которые могут быть использованы для самозащиты. Господин Каплин пояснил, что его законопроект разработан «рядом стрелковых ассоциаций и экспертов». Между тем, представители Украинской ассоциации владельцев оружия, также готовившие законопроект на эту тему, заявили, что документ господина Каплина существенно отличается от версии участников ассоциации.
Законопроект «Об огнестрельном оружии гражданского назначения», автором которого является народный депутат Сергей Каплин («Блок Петра Порошенко»), предлагает значительную либерализацию условий приобретения, ношения и использования огнестрельного оружия. «Наилучшим оружием для самозащиты является нарезное короткоствольное, огнестрельное оружие (пистолеты), которое сейчас запрещено»,‒ говорится в пояснительной записке к документу. Отметим, что сейчас правом на ношение оружия, предназначенного для стрельбы пулями травматического действия, пользуются лишь отдельные категории граждан ‒ например, работники правоохранительных органов и их близкие родственники, сотрудники судов, журналисты, члены общественных формирований по охране общественного порядка, народные депутаты и госслужащие, имеющие определенные категории и ранги.
В законопроекте указывается, что все физические лица, граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства имеют равные права на ношение оружия, которые гарантируются государством. Эти права позволяют применять оружие для самозащиты, защиты жизни и здоровья других людей, имущества, интересов государства, а также для противодействия попыткам «узурпации власти» ‒ в частности, ее захвату насильственным путем: «Право на использование оружия для самозащиты, защиты личности или членов семьи не может быть ограничено или отменено».
Приобрести оружие, согласно документу, может каждый человек, достигший 18 лет. Для этого ему необходимо пройти обучение в любой организации, получившей соответствующую лицензию. Обучение состоит из теоретического курса, связанного с изучением материальной части и основ законодательства, а также практических занятий по стрельбе. После окончания обучения предоставляется сертификат. В законопроекте, впрочем, не указывается, какие именно органы власти должны осуществлять лицензирование организаций по обучению владению оружием.
При первой покупке оружия будущий владелец обязан получить свидетельство на право его ношения, которое может быть выдано продавцом. Продавец также должен установить, не имеет ли покупатель каких-либо ограничений, касающихся запрета на приобретение оружия,‒ например, проблем со психикой, наркотиками или алкоголем, а также судимостей за преступления, связанные с насилием или незаконным оборотом оружия.
За получение свидетельства покупатель обязан уплатить сбор в размере 500 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (сейчас это 8500 грн.). Свидетельство не имеет срока действия и должно предъявляться при каждой следующей покупке оружия. Этот же документ необходимо обязательно иметь при себе в случае ношения оружия в общественных местах. При этом запрещается открытое ношение пистолета без кобуры или чехла, а также его публичная демонстрация.
Сергей Каплин заявил А’, что законопроект был разработан рядом «стрелковых ассоциаций и пулом экспертов»: «Перспективы его принятия ‒ абсолютные. Я собираюсь сформировать национальное общественное движение для его принятия. Противодействие принятию такого закона ‒ это просто страх власти перед народом».
Отметим, что закон «О гражданском оружии и боеприпасах» также разрабатывался Украинской ассоциацией владельцев оружия (УАВО). Глава наблюдательного совета этой ассоциации Георгий Учайкин заявил А', что законопроект господина Каплина отличается от версии ассоциации. «Но поскольку всех нас интересует конечный результат, то сейчас проходят рабочие консультации касательно того, как в Украине может появиться закон, соответствующий европейским и мировым нормам. Не исключено, что может быть подан альтернативный законопроект»,‒ отметил господин Учайкин.
Законопроект Сергея Каплина действительно отличается от законопроекта УАВО, размещенного на сайте этой организации,‒ например, в части количества и качества определений. Так, законопроект народного депутата содержит всего четыре определения, а документ УАВО ‒ свыше 60. В версии господина Каплина боеприпасом называется «дробь, пуля или другой снаряд, который используется для осуществления выстрела из огнестрельного оружия», а в версии УАВО ‒ «патроны к нарезному и гладкоствольному огнестрельному оружию, а также другие устройства одноразового применения, конструктивно предназначенные для выстрела из оружия соответствующего вида». Кроме того, указано, что «боеприпасами не считаются компоненты снаряжения патронов к огнестрельному оружию ‒ дробь, картечь, пули, пыжи, прокладки, контейнеры, капсюли, гильзы и порох».
Отношение к самой идее свободного ношения оружия среди экспертов неоднозначно. Так, советник министра внутренних дел Зорян Шкиряк, в принципе, не возражает против подобной практики, но призывает учесть «все возможные риски»: «Главный риск ‒ в том, чтобы это оружие не попало в руки наркомана или психически больного человека. Свободный доступ должен быть зафиксирован таким образом, чтобы устранить эту возможность».
Народный депутат Семен Семенченко («Самопомич»), командовавший до своего избрания в Раду добровольческим батальоном «Донбасс», не видит необходимости в свободном ношении оружия: «Если человек не защищает родину, оружие ему не нужно. И сейчас существует возможность зарегистрировать оружие в органах МВД и хранить его дома. Возможность приобрести оружие по упрощенной процедуре должны иметь люди, защищающие страну,‒ например, бойцы подразделений территориальной обороны».