RU  UA  EN

Понеділок, 25 листопада
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Світ

«Выставлять против российской пропаганды украинскую – это путь в никуда»

На лоббирование своих интересов на Западе Россия тратит миллиарды долларов в год

На лоббирование своих интересов на Западе Россия тратит миллиарды долларов в год Российская пропаганда воздействует на многих людей Фото: PHL

В США и Великобритании признают, что их СМИ проигрывают информационную войну российским пропагандистам. Основным инструментом российской пропаганды является телеканал Russia Today, аудитория которого по всему миру составляет около 700 млн человек. Однако, как стало известно A', россияне для лоббирования своих интересов прибегают к помощи местных юридических фирм и PR-компаний. Суммарные расходы на продвижение необходимой информации могут превышать $4 млрд в год. Бороться с этим монстром путем ответной пропаганды бессмысленно, считают эксперты.

Успех российского военного вторжения в Украину, в результате которого Российская Федерация аннексировала Крым и развязала конфликт на Донбассе, во многом зависел не от военного превосходства России над Украиной, а от грамотно выстроенной информационной политики государства-агрессора. Если в начале XXI века российская пропагандистская машина была направлена на «внутренний рынок», то после «цветных революций» в соседних странах ситуация значительно изменилась. Как отмечает один из лидеров российской оппозиции Алексей Навальный, в попытке предотвратить возможность гражданских восстаний в России и усилить свое влияние на государства ближнего зарубежья президент РФ Владимир Путин установил неофициальную цензуру для местных средств массовой информации и взял вопрос российской пропаганды под государственный контроль.

Важным этапом в начале распространения нужной Кремлю информации стало создание в 2005 году международной телевизионной компании RT (RussiaToday). Финансируемая из федерального бюджета РФ, RT начала быстро развиваться и сегодня включает три круглосуточных телеканала, вещающих более чем в 100 странах мира на разных языках. Каналы RT доступны 700 млн зрителям по всему миру. Даже в условиях сложной экономической ситуации расходы на продвижение RT растут. К примеру, в 2015 году субсидии автономной некоммерческой организации «ТВ-Новости» (телеканал RussiaToday) составят 15,38 млрд рублей (свыше $300 млн на момент одобрения бюджета). С учетом того, что ранее в этих целях планировалось выделить только 10,95 млрд рублей, поддержка вещающему на зарубежную аудиторию телеканалу вырастет на 41%.

С увеличением финансирования Russia Today возрастает озабоченность международного сообщества экспансией российской телевизионной компании. В ноябре прошлого года, спустя всего месяц после начала вещания канала RT в Великобритании, местный медиарегулятор Ofcom пригрозил оштрафовать или отобрать у RT лицензию на вещание в Великобритании за «неправдивое освещение событий в Украине». При этом бывший глава информационной службы «Би-би-си» Питер Хоррокс заявил, что британская всемирная служба новостей проигрывает информационное противостояние российскому телеканалу. Совокупная аудитория основанной в 1922 году службы «Би-би-си» насчитывает 191,4 млн человек.

Аналогичное усиление позиций российского телеканала RT происходит и в других странах мира. Еще в 2011 году госсекретарь США Хиллари Клинтон констатировала, что Америка находится в состоянии информационной войны и, более того, проигрывает ее ряду иностранных англоязычных телеканалов, включая RT. В апреле прошлого года преемник госпожи Клинтон Джон Керри назвал телеканал Russia Today «рупором российской пропаганды»: «По сути, рупор пропаганды – это спонсируемая государством телевизионная компания, или, точнее сказать, сеть RT. Ее организовали для распространения фантазий Владимира Путина о том, что происходит на месте событий. Этой задаче они посвящают почти все эфирное время. Их цель ‒ вести пропаганду и искажать то, что происходит или не происходит на территории Украины».

Как сообщают источники А’ в Совете Европейского Союза, российская пропаганда на международном уровне не ограничивается вещанием сети Russia Today. В ней активно участвуют также сотрудники Службы внешней разведки РФ, местные пиар-компании и юридические фирмы (см. схему ниже). Суммарные расходы на продвижение необходимой российским властям информации, отмечают источники, составляют от $1,4 до 4,06 млрд в год, в зависимости от масштаба поставленной задачи. Только на «массовое распространение сообщений в социальных сетях с целью формирования общественного мнения» из госбюджета России ежегодно выделяется $690 тыс.

Если рассмотреть механизм функционирования «российской пропагандистской машины» в США, то, как утверждают источники А’, только на пиар и лоббирование собственных интересов в Вашингтоне РФ ежегодно выделяет $30 млн. Основную часть работы выполняют местные юридические фирмы и пиар-компании, отмечает журналист CNBC Имон Джейверс. По его сведениям, специализирующаяся «на связях с общественностью» компания Ketchum Inc занимается «подготовкой, распространением и продвижением» информации интернет-сайта ThinkRussia.com, который позиционирует себя как портал, предоставляющий новости, анализ и комментарии о событиях в России. Среди прочего, уточняет господин Джейверс, в обязанности Ketchum Inc входит представление в США интересов российского газового монополиста ОАО «Газпром», продвижение информации о российской «Континентальной хоккейной лиге», а также «ведение переписки о возможной спонсорской поддержке кинофестиваля Трайбека».

В то же время, пишет Имон Джейверс, юридическая фирма Ashton & Bird занимается сбором информации, предоставлением консультаций и анализом различных сфер международной политики, внешней и экономической политики США в контексте двусторонних отношений между Россией и США. Как стало известно американскому журналисту, юридическая фирма Venable, специализирующаяся на работе с государственными органами, продвигает интересы РФ в комитете по энергетике и коммерции Палаты представителей США. А пиар-компания Maslansky+ Partners «ведет с соответствующей стороной переговорный процесс таким образом, чтобы добиться определенного политического результата».

Как отмечает и.о. председателя Национального союза журналистов Украины Сергей Томиленко, ключом к успешному противостоянию российской пропаганде как на международной площадке, так и в Украине является правдивое освещение событий и увеличение доступа журналистов к информации. «Противопоставлять российской пропаганде украинскую – это путь в никуда. Куда эффективнее наладить подачу оперативной достоверной информации о том, что происходит. Это сработало бы как внутри страны, так и за ее пределами. Но для этого государство должно обеспечить журналистам доступ к информации. Для СМИ должны быть доступны и герои войны, и генералы. Пока что журналисты получают какие-то крупицы правды от волонтеров или солдат, которые хотят выговориться. Военные же перестраховываются, ограничивая доступ прессы»,‒ подчеркнул господин Томиленко.

При этом Сергей Томиленко считает, что в Украине не стоит создавать новые СМИ, нацеленные на западную аудиторию: «Им все равно нужно время для наращивания аудитории, завоевания ее доверия. Власти нужно содействовать работе в Украине ведущих мировых газет и информагенств. В таком случае иностранная пресса будет генерировать больше новостей, информация на Запад будет идти большим потоком. Сколько бы не писали украинские СМИ (их материалы еще приходится переводить), западному читателю привычнее и удобнее читать статьи в своих изданиях. И доверяет он им больше».

Схожее мнение высказала и шеф-редактор интернет-издания «Телекритика» Наталья Лигачева. «Пропаганда – это то, что направлено на эмоции человека. Нельзя противопоставлять российской пропаганде нашу. В качестве противодействия должна быть правда. Но правда, как информация, воздействует, прежде всего, на мозг человека. И в этом случае воздействие будет более длительным, чем эмоции. А российская пропаганда уже приучила своего читателя-слушателя, в том числе и на Западе, к эмоциональному реагированию. Проблема еще и в том, что на Западе тоже любят такой способ подачи информации и активно его используют, так что россияне пошли, можно сказать, проторенной дорогой. Нам следует привлекать психологов, которые бы помогали журналистам заворачивать правдивую информацию в привлекательную эмоциональную обертку. Это был бы грамотный подход»,‒ подытожила госпожа Лигачева.

Читайте також

Новий уряд у Великій Британії позиціону­ватиме себе "надійною рукою" - британський професор Саймон Мабон

Зміни в уряді Великої Британії не повинні кардинально відзначитися на ситуації з Україною

Європа хоче заплатити українцям за кордоном: а як же ті, хто живе під бомбами

Принцип справедливості буде порушено, якщо біженцям заплатять за повернення в Україну, а ті, хто нікуди не виїжджав, нічого не отримають