Инвестиции частных компаний в добычу газа по итогам года могут составить менее $1 млрд.
Как рассказал в интервью "Апострофу" исполнительный директор "Украинской нефтегазовой ассоциации" Андрей Щербань, в 2013 году инвестиции частных газодобытчиков составили около $1,5 млрд, тогда как в 2014 году цифра едва ли не опустилась ниже $1 млрд.
"Сейчас компании замерли, некоторые ушли. Наверняка в 2015 году цифра будет еще ниже", — предположил эксперт.
Основная причина сокращения инвестиций, по словам господина Щербаня, заключается в слишком высокой и непрогнозированной фискальной нагрузке. При этом, по словам эксперта, после повышения ставок ренты Украина проигрывает в инвестиционной привлекательности газодобывающей отрасли соседним странам и государствам бывшего СССР.
"Как ни странно, но мы по размеру налоговой нагрузки уже приблизились к странам-экспортерам углеводородов. В Казахстане ставка установлена на уровне 30%, в Норвегии — 50%, Нидерландах — 50%. Хотя по факту мы являемся страной-импортером и у нас дефицит ресурса. Чтобы оставаться конкурентоспособными, нужно установить уровень ставки ренты не выше 30%", — говорит Щербань.
При этом, по словам эксперта, еще в прошлом году эксперты Международного валютного фонда представили вполне доступные и понятные принципы налогообложения.
"Правительству предложили вернуться в среднесрочной перспективе на прежний уровень ставок роялти — 15-28%. В долгосрочной же система налогообложения должна быть пересмотрена в соответствии с лучшими международными практиками, учитывая переменный или дополнительный налог на прибыль. В Европе, например, налог на прибыль более удобный, так как это налог с отсрочкой. Ведь уровень затрат на разработку у разных компаний может варьироваться, и, соответственно, налог на прибыль также будет меняться", — объясняет Щербань.
Собеседник не исключает, что в Украине могут пойти по пути дифференцированного роялти.
"Это означает, что рентная плата взимается с объема добытого сырья и начисляется в процентах от проектной валовой выручки. Эта выручка может быть отсрочена, так как рента платится в срок, а продать газ компания может позже, или вообще не продать", — уточнил исполнительный директор "Украинской нефтегазовой ассоциации".