Главная проблема современной России — не в том, что ею правит Владимир Путин, а в политической системе, созданной там.
Такое мнение выразила в интервью "Обозревателю" российский политолог Лилия Шевцова.
"Я не согласна с возложением всей ответственности за происходящее на плечи Путина и с персонификацией российской политики именно Путиным. Президент Путин не заслуживает такой оценки и такой роли в истории. Я считаю, что проблема заключается не в личности, проблема — в системе, которая не создана президентом Путиным, а унаследована им от президента Ельцина. Я постоянно пишу о том, что есть объективные тенденции движения самодержавия, особенно на этапе его упадка и деградации. Поэтому Путин во многом bobsled (бобслей), такой вид спорта, когда человек прыгает в боб — он еще может корректировать скорость движения, но он не может выпрыгнуть из туннеля без угрозы для собственной жизни", — уверена эксперт.
"Поэтому проблема — не в личности, не в лидере и не в Путине, и попытки делать из него архидемона — необъективны и наивны", — также заметила она.
"Надо смотреть на более сложное явление — на систему российского самодержавия, ее сегменты и тех, кто их поддерживает. Россия — заложница своей истории, своей биографии, своего прошлого. Надо также смотреть на общество, на элиты — кто из них и в какой степени поддерживает эту систему. И мы приходим к определенному ироническому и одновременно драматическому парадоксу: с одной стороны, нынешняя политическая система России не может двигаться иначе, она должна закрывать свои "форточки" и "двери" и переходить к военно-милитаристской парадигме. А с другой стороны, у нее нет средств для милитаризации, да и население не обладает столь варварскими инстинктами — было бы ошибкой искать это в российских генах или в российском ДНК", — продолжила Шевцова.
"Россия — это потерянная страна, потерявшая вектор движения, она иногда напоминает "Титаник", который ищет свой айсберг, но люди на этом "Титанике", в общем-то, не готовы к гибели, они пытаются найти запасный выход. Но, в отличие от украинцев, у которых, очевидно, возникла новая культура общения друг с другом, появились горизонтальные связи, способ давления на власть, россияне ждут, чтобы альтернатива была им предложена, они пока не боролись за нее. Вот в этом ирония и драма.
Но, с другой стороны, есть и огромный потенциал надежды — 49% россиян говорят, что интересы индивида, личности гораздо важнее, чем интересы государства. Для русской цивилизации это абсолютно необычный феномен, потому что все рассматривали нас как нацию, которая тысячелетие жила в состоянии полного подчинения государству, персонифицированному лидером. Это в наших генах, в нашей истории, в нашей культуре, у нас веками не было демократии. Сейчас Россия становится обществом потребителей, заинтересованных в высоком уровне жизни, в комфорте, в холодильнике, наконец. Но оказавшись в этой 20-летней паузе потери вектора движения, люди не могут сориентироваться и понять, что нельзя больше ждать нормальной жизни от власти, от системы, от режима, а нужно думать, как действовать самим", — добавила она.
Напомним, ранее в интервью "Апострофу" Нина Хрущева, правнучка советского лидера Никиты Хрущева, объяснила, зачем Путину война на востоке Украины.