С тех пор как в 2017 году украинское правительство ввело жесткие ограничения на перемещение товаров через линию разграничения на Донбассе, предприимчивые граждане стали придумывать схемы, благодаря которым, торговля с оккупированными территориями ведется и по сей день. При этом, как только те или иные контрабандные схемы становятся широко известными, "решалы" и теневые предприниматели быстро переобуваются и изобретают новые. О последнем тренде "серого бизнеса" на войне, узнал "Апостроф".
Рабочие "ослики"
Документ, который регламентирует порядок перемещения товаров через линию разграничения - это указ №39 от 24 марта 2017 года Министерства по вопросам временно оккупированных территорий. Так, например, согласно указу, физлица имеют право перевозить с оккупированной территории в Украину и в обратном направлении товаров весом не более 75 килограмм в расчете на одного человека, да и то, если стоимость не превышает 10 тысяч гривен. А вот о том, сколько раз в день человек может пересечь линию разграничения, имея при себе 75 килограмм товаров, в подзаконных актах ничего не сказано. Этим и пользуются теневые предприниматели, например, на КПВВ "Гнутово".
"Там проходят караваны. Идет караван машин с одним товаром, заезжает в "серую" зону, где его уже ждут из ДНР. Перегружают товар из Украины, и загружают товар из России (рыбу) и снова проезжают через КПВВ. И так могут делать по две ходки за день, - рассказывает "Апострофу" источник в правоохранительных органах. - Схема работает следующим образом: для количества человек (в приказе №39 ведь прописано до 75 килограмм на одного человека) подсаживают "амазонок" (еще их называют "осликами" или "муравьями", - "Апостроф"). Это люди, которые за деньги (100 гривен - одно пересечение линии разграничения) подсаживаются в автомобили с товаром и проезжают КПВВ".
По словам источника "Апострофа", такая схема работает под "крышей" фискальной службы, которая имеет 3-4 гривны с каждого килограмма товара, пересекающего линию разграничения на КПВВ "Гнутовое".
"За день караванами проходит до 15 тонн товаров. И это только на одном КПВВ", - добавляет собеседник "Апострофа".
Таким образом, чистая выручка "крыши" составляет от 45 до 60 тысяч гривен в день с одного КПВВ. Кроме "Гнутово", в зоне боевых действий на автомобильных дорогах действует еще 5 КПВВ: "Золотое", "Майорское", "Марьинка", "Новотроицкое" и "Станица Луганская". Если на этих пунктах пропуска действует подобная схема, то дневная выручка "крыши" может варьироваться от 225 до 300 тысяч гривен в день.
Как прикрыть кормушку
Однако глава военно-гражданской администрации прифронтового поселка Зайцево Владимир Веселкин заверил "Апостроф", что с 31 октября командование операцией объединенных сил решило прикрыть лакомую кормушку.
"Уже вступило в действие распоряжение генерала Наева, согласно которому, с товарами пересекать линию соприкосновения можно теперь только один раз в сутки", - рассказал Веселкин.
Правда, полностью без работы "ослики" не останутся, ведь подсадных в автомобилях можно, например, менять при каждом пересечении линии разграничения.
"Но в таком случае, большему количеству человек придется заплатить, а это уменьшает рентабельность такой деятельности и уже теряется ее смысл", - подчеркнул Владимир Веселкин.
Заместитель министра временно оккупированных территорий Георгий Тука считает, что в подобных схемах задействованы все правоохранительные структуры, в частности те, кто несет службу на таких КПВВ, а потому окончательно искоренить подобное явление будет непросто.
"О том, чтобы вмешаться в это, идет речь последние года три или даже больше, но нужно быть реалистами: к каким правоохранительным органам нужно обращаться, если правоохранительные органы в этом точно также принимают участие. Конечно, не все представители фискальной службы или Национальной полиции, или Службы безопасности, но те, кто несет службу на этих пунктах пересечения. Не может такого быть, чтобы эти грузы проходили и брали взятки фискалы, но не брали взятки те же пограничники или ВСУ, которые одновременно с ними рядом находятся. В этом процессе задействованы все, кто несут службу на КПВВ", - прокомментировал Тука "Апострофу".
С ним не под запись соглашается и один из активистов, следящих за этой темой.
"С самого начала войны были очень масштабные и разнообразные схемы. Это были товаропотоки с сотнями машин ежедневно. Но самое главное и темное - поезда. Если с машин брали поборы вояки, то поезда загоняло под себя СБУ", - комментирует собеседник "Апострофа",
По словам Туки, существует только один метод борьбы с контрабандой в зоне боевых действий - выбить экономическую подоплеку этого. "То есть до того момента, пока будут действовать запрещенные методы, будет действовать разница в ценах, и пока будет у людей возможность на этом зарабатывать, до этих пор и будет длится этот процесс. Можно, например, упростить систему пересечения. У нас есть западная граница, что там нет контрабанды? Есть. Но до тех пор, пока существуют такие экономические соблазны, до этих пор и будет существовать это явление", - считает Тука.
"Апостроф" также обратился за комментарием к Государственной фискальной службе, там попросили написать официальный запрос, а также, заявление на главу ГФС со всеми имеющимися подробностями.