RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

Даже война не поможет выйти из того хаоса, в котором оказался мир - Алексей Арестович

Мир находится на пороге тяжелейшего кризиса

Мир находится на пороге тяжелейшего кризиса Алексей Арестович Фото: Дарья Давыденко / Апостроф

Как две мировые войны повлияли на формирование современного общества и почему человечество до сих пор не может прийти в себя от них, почему людям для осознания неизбежности изменений необходимо пережить катастрофу, и как в быстроменяющемся мире остаться человеком, в интервью "Апострофу" рассказал известный эксперт АЛЕКСЕЙ АРЕСТОВИЧ.

Первую часть интервью читайте тут: Азовский кризис в разгаре: Россия будет любыми способами решать крымские проблемы

- Вы ранее сказали, что Европа находится в кризисе и ищет новую себя, что до 2025 года проблемы будут только усугубляться…

- Все они ищут новую себя, и Россия ищет новую себя, мы ищем новую себя, на всех кризис так влияет. Это будет тяжелейший кризис, похожий на кризис Первой мировой войны. До Первой мировой верили в человеческий разум, открыли теорию относительности, рентгеновские лучи. Представьте, какой рай был: не было виз и таможен, можно было спокойно сесть в поезд и объехать половину земного шара, провезя с собой все запрещенные товары, которые тогда можно было провозить, и т.д. Была абсолютная свобода, и это очень влияло на развитие людей. В начале Первой мировой войны было бурнейшее развитие - они верили в человека и его разум.

И вот они влетают в бессмысленную Первую мировую войну, никто даже не может объяснить, почему она началась, а воевать в патриотическом порыве пошли все. И вот они видят, что одни интеллектуальные европейцы травят других жесточайшим газом – хлором. В Первую мировую войну людей добила еще испанка, от которой погибло резко 80 миллионов людей. Тогда начался кризис: страны позакрывали, подняли визовый и таможенный барьеры, все замкнулись и начали фиксировать. Они после этого потеряли веру в разум, поняли, что людьми руководят такие иррациональные волны, происхождение которых еще нужно устанавливать.

После этого, 1920-30 года стали временем эксперимента, как раз коллективной бессознательности - фашизм, революции. И с этим они влетели во Вторую мировую войну. И уже после нее, после 1945 года, вышли стаей запуганных идиотов, которая больше всего боится повторить две Мировые войны.

Получается, что современный мир построили люди, которые были напуганы двумя мировыми войнами. А сейчас у власти те, кто был перепуган европейскими бунтами. Мы сейчас находимся в таком состоянии, когда человечество надломилось и не может в себя прийти. Ситуация, в которой мы будем до 2025 года - это продолжение того же надлома, с одной стороны. С другой стороны, это такой новый надлом, когда мы поймем, что та модель, которую мы выбрали и сделали на нее ставку как люди - не сработала.

- Кстати, почему именно до 2025 года - это цикл?

- Примерно семь лет человечеству нужно, чтобы отрефлексировать и прийти в себя, а это коллективное бессознательное, оно проходит очень медленно. Чтобы люди поняли, что так нельзя, им нужно три года жить в катастрофе инфраструктуры.

Все говорят про грузинский опыт, но при этом не понимают, что это такое. Саакашвили и его феноменальный опыт стал возможен только тогда, когда Грузия просидела восемь лет без света и воды. Тогда был консенсус в полной мере - и преступники, и полицейские, и театралы, и интеллектуалы, и бомжи хотели реформ. Поэтому дали карт-бланш. Чем эти реформы закончились? А тем, что пересажали большую часть людей, каждого десятого грузина получается. Трудно это назвать удачными реформами, тем более, если посмотреть, что сейчас в Грузии происходит.

Алексей АрестовичАлексей Арестович в студии Апостроф TVФото: Дарья Давыденко / Апостроф

Поэтому все эти "абрамовичи", приехав и оценив ситуацию в Украине, тоже сдались, хотя на них возлагались большие надежды. После 1945 года было предложено очень много мелких путей, к примеру, план Маршала, но оказалось, что это короткие удачные отрезки в чреде сплошной траектории не туда.

Ближайшие пять-семь лет будут убеждать Украину, Россию, США, Францию, всех, что, товарищи, давайте признаем, что мы зарулили не туда. Реформирование одной отрасли не поможет, нужно понять и озвучить, что мы поехали не туда, все причем, 100 лет назад. А вот куда теперь ехать, никто не знает, и в этом проблема.

На этом фоне Азовский кризис, вмешательство России, выборы - это важно, особенно для конкретной страны, но Франция, Германия, США, от которых мы ждем помощи, сами творят черт знает что.

- Можно ли говорить об опасности глобального конфликта?

- Честно говоря, глобальный конфликт в том дурдоме, который происходит, это был бы неплохой выход для нас: мы все друг друга поубивали бы, сбросили бы негативную энергию, и родилась какая-то новая форма. Но все настолько связано, что, я боюсь, и это не выход. Может быть, череда конфликтов, хотя она уже идет, все пылает. Кризис настолько широкий, что даже война перестает быть способом решения всех наших проблем.

- Если говорить об Украине, то сейчас кандидаты в президенты предлагают разные модели страны…

- Да нет никаких моделей! Всеобщее избирательное право перестало работать окончательно тогда, когда в социальной сети Facebook по 50 лайкам просчитывается портрет и модель выбора, о каком всеобщем праве можно вести речь?! Теперь все просчитывается легко. Выберет себе народ опять кого-то, а потом будет ложкой вычерпывать. Народ в ответственной ситуации: сам выбрал, сам несет ответственность за свой выбор. Кто бы не победил, народ с удивлением обнаружит, что в домах теплее не станет.

- Это национальная особенность?

- Я сам первый любитель попинать народ, но проблема в том, что это можно было бы делать, если бы знать выход из ситуации, а если и мы его не знаем, то чего уж народ пилить. Все ж в одной заднице. Новость этого года - все в заднице - интеллектуальной, моральной.

Если человек не предпринимает ежедневных усилий, он начинает резко деградировать, поэтому нужно прикладывать усилия даже для того, чтобы просто оставаться человеком. Человек едет спокойно на эскалаторе вниз, а чтобы забраться наверх, ему нужно очень быстро идти. Так вот, что касается деморализации: сейчас большинство людей устали шагать. В такой ситуации весь мир - мир людей, которые устали и сели на ступеньку эскалатора, поехали вниз.

Алексей АрестовичАлексей Арестович в студии Апостроф TVФото: Дарья Давыденко / Апостроф

С одной стороны, посмотришь на "бедный" украинский народ, на количество припаркованных машин и их стоимость, и думаешь, что не так все плохо, чисто экономически. Но если человек не знает куда идти, то он будет сидеть на заднем сидении мерседеса, поедать устрицы, но ничего не изменится.

- В этой ситуации нет простых решений…

- А каких решений? Придет некто, кто выведет из социального тупика? Политики ничего не могут предложить, церковь также. Моральные авторитеты, а где они? И кто они? Остается решать задачи методом латания дыр. Вот прорвало водопроводную трубу, мы ее залатали и сидим, дальше ждем, когда прорвет в очередной раз. Таким методом, более ли менее, все двигаются.

Если подытожить, то мы находимся в конце столетнего пути, по которому шли, а оказалось, что не туда.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter
Раздел: Общество

Читайте также