RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

​Искусство интересных времен или как искупить ошибки нации

Как искусство может помочь человечеству осознать природу кризисов и понять ошибки прошлого

Как искусство может помочь человечеству осознать природу кризисов и понять ошибки прошлого Фото: project.weekend.today

В очередном выпуске еженедельной рубрики на "Апострофе", писатель Любко Дереш рассуждает о целительной силе искусства, которое может помочь нациям избавиться от бремени исторических ошибок.

Политики любят искусство, как удобный инструмент, за его способность влиять на человеческие чувства, однако мало кто из политиков любит искусство независимое. Часто именно политики являются главными инициаторами раскола общества, тогда как независимое искусство все расколы и разломы не только отражает, но и предполагает их.

Мы уже писали, что иррациональное сегодня в мире набирает все большую силу. Силы бессознательного, несправедливо прижатые на протяжении последние трех веков, живущие под поверхностной окультуренностью, ищут выхода наружу. На недавних выборах в Европарламент антиевропейские популисты и евроскептики взяли заметные 25% голосов — что является уникальной ситуацией за все время существования Европейского Союза. Первые места в Европарламенте от, скажем, вполне респектабельной Бельгии сегодня занимают националисты и радикальные правые.

Современную кавалькаду политических кризисов попыталась осмыслить одно из главных художественных событий планеты — выставка Венецианская биеннале. В этом году ее темой стало известное китайское проклятие: "Чтобы ты жил в интересные времена". Художники со всего мира представили свое понимание наших "интересных времен", помогая нам увидеть не только сами вызовы, но и новые возможности, которые открываются одновременно с кризисами.

Одна из таких возможностей в эпоху расцвета иррационального — это возможность говорить о великих трагедиях, которые разделяют людей, не прибегая к шаблонным формулам, для которых у нас уже заготовлены реакции сопротивления.

В конце мая в рамках Kyiv Art Week в Киеве открылась выставка швейцарской художницы Марианны Холленштайн "Состояние человека/ Human Condition", посвященная теме Холокоста. Нежные цвета абстрактных пятен, парадоксально использованные строительные материалы, которые создают неожиданно интимное в розовых тонах пространство для танца под звуки легкой музыки хаус, многочисленные контрастные полотна, списанные "автоматическим письмом", которое напоминает кардиограмму — все это неожиданные, но прозрачные и эмоциональные рефлексии Холленштайн на тему одной из самых больших гуманитарных катастроф человечества.

В конце мая в рамках Kyiv Art Week в Киеве открылась выставка швейцарской художницы Марианны Холленштайн "Состояние человека/ Human Condition"

"Что значит быть человеком?", - ключевой вопрос для художницы. Через парадоксальные формы и объекты она провоцирует зрителя к диалогу о Холокосте, не позволяя войти в привычный, и поэтому автоматический для нашей совести, дискурс. The Human Condition — это также название одной из главных работ философа Анны Арендт, в которой она противопоставляет человечность автоматизации, механизации сознания, которую нам навязывает современный мир.

Итак, что значит быть человеком в свете бликов крематориев, среди звуков арий в концлагерях (обыгранных Холленштайн в звуках ди-джей сетов)? Довериться голосу разума? Прислушаться к собственным нутряным чувствам?

По свидетельству драматурга Эжена Йонеску, фашизм — детище совсем не банкиров и не рабочего класса, а, в первую очередь, рафинированных логиков и интеллектуалов. Вместе с тем, сегодняшние политические и общественные кризисы, казалось бы, прямо противоположные: выразительно эмоциональные и аффективные, они часто рождаются именно как реакция на последовательность и рациональность. Выставка "Состояние человека" — это попытка интуитивно, через выписывание энцефалографических кривых под чтение писем Анны Арендт, найти тот контрапункт, в котором, минуя опасные надломы времени, художник (и зритель) могут сохраниться как личность и, главное, как человек.

Но как фашизм не является делом одной личности, так и персональное перерождение еще не ведет к исцелению всего общества от травм прошлого. Нации и страны тоже несут ответственность за human condition.

"Швейцарской художнице не просто так болит Холокост, — говорит куратор выставки Константин Дорошенко. — Вся Европа в той или иной степени, за исключением Великобритании и Болгарии, имеет глубокую вину в этом злодействе. Если на территориях, оккупированных нацистами и в странах их союзников, евреев преследовали откровенно, то нейтральные государства Швеция и Швейцария, открыли свои двери в первую очередь для состоятельных беженцев, оставляя погибать тех, кто не имел средств. Капиталы еврейских беженцев немало способствовали экономическому росту Швеции и Швейцарии после Второй мировой, когда остальная Европа лежала в руинах"

Искупление, а прежде всего признание нацией своих грехов перед общинами, народами, другими нациями — один из самых действенных способов залечить старые раны и принести мир в собственную страну. Однако такое покаяние дается крайне непросто. На Западе не принято говорить, например, о том, что будущий лауреат Международной Ленинской премии за укрепление дружбы между народами, датский карикатурист-коммунист, антифашист и антиимпериалист Херлуф Бидструп начинал свою карьеру с антисемитских карикатур. Репродукцию одной из таких карикатур можно увидеть в экспозиции музея "Память еврейского народа и Холокост в Украине" в Днепре.

Константин Дорошенко: "Вся Европа в той или иной степени, за исключением Великобритании и Болгарии, имеет глубокую вину в этом злодействе"

Также часто упоминается о том, что такие большие европейцы, как писатель Эмиль Чоран и религиовед Мирча Элиаде, тоже имели прямую причастность к юдофобии и антисемитизму во времена румынской Железной гвардии.

Существование официальной, "доктринальной" истории, в которой страна изображается героем, или, в худшем случае, жертвой, закрывает нации путь к исцелению и глубинному решению конфликтов, которые имеют способность тлеть в исторической памяти веками. Такие конфликты ждут только благоприятной атмосферы, чтобы вспыхнуть снова.

Украина тоже носит в своей коллективной душе не зажившие рубцы ненависти. Киевские погромы 1919-го года, Львовские погромы 1941-го года, массовые расстрелы евреев украинскими националистами-коллаборационистами во время Второй мировой — лишь небольшой перечень наших преступлений в ХХ веке. Недоктринальная, фактическая история открывает неприглядное лицо любой нации. Но только та держава, которая готова стать на путь очищения и прощения, способна прийти к миру не только с соседними государствами, но и внутри собственной страны.

Кстати, на фестивале "Молодость", который сейчас проходит в Киеве, большой резонанс вызвал показ фильма румынского режиссера Раду Жуде "Мне плевать, если мы войдем в историю, как варвары". Название фильму подарила фраза диктатора маршала Антонеску Румынии, которой он положил начало этническим чисткам в стране. Дмитрий Десятерик в своей статье, посвященной премьере фильма, отмечает, что именно такого плана искусство способно проложить в национальном сознании путь к покаянию.

Сила искусства — в его способности помогать человеку встретиться с самим собой: увидеть не только свое величие, но и глубокую тень. Возможно, во время одной из таких встреч, вглядываясь в отражение собственной души, мы сможем ответить себе на вопрос, который волнует Марианну Холленштайн: "Что значит быть человеком?"

Читайте также