RU  UA  EN

Вівторок, 16 квітня
  • НБУ:USD 39.15
  • НБУ:EUR 41.85
НБУ:USD  39.15
Бізнес

Допомогти Збройним Силам України! Посилання для переказів

Карантин зерну голова

Госветфитослужба искусственно блокирует экспорт зерна

Госветфитослужба искусственно блокирует экспорт зерна Власти не дают украинскому зерну покинуть Одесский морской порт Фото: Владислав Содель

Государство возобновило механизмы регулирования экспорта зерна. Если раньше правительство искусственно ограничивало его вывоз путем квотирования, то теперь действует административными методами. Госветфитосанитарная служба уже как две недели проводит тотальные проверки зернотрейдеров в Одесском морском торговом порту на наличие карантинного сертификата. Участники рынка указывают на незаконность требований, так как контролирующие органы настаивают на оформлении соответствующих документов в частных компаниях, услуги которых в 15 раз дороже, чем в госорганах. А пока что искусственное ограничение привело к блокированию внешнеторговых операций в объеме до 700 тыс. т. В то время как бизнес вынужден переориентировать логистику поставок через другие порты, чиновники делают вид, что проблем не существует.

Непреодолимые препятствия

Вчера в Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА) заявили о невозможности в нормальном режиме осуществлять экспортные поставки зерна через Одесский морской торговый порт (ОМТП). Внешнеэкономические операции с зерновыми и масличными культурами сдерживаются государственными контролирующими органами, которые устраивают тотальные проверки перевалочных мощностей. В результате, почти все портовые и линейные элеваторы существенно задерживают отгрузку или вынуждены вообще остановить деятельность. В ЕБА отмечают, что ситуация возникла в период максимальной загрузки предприятий – еще 2-3 недели назад. Как отмечает соглава комитета зерновых и масличных культур ассоциации Николай Горбачев, проблема привела к блокированию экспорта зерновых в объеме 600-700 тыс. т при том, что общий месячный показатель экспортных отгрузок составляет 3 млн т. «Ревизии проводятся на основании постановления о проверке Черноморской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в транспортной сфере Одесской области. Они коснулись и территориальных органов Госфитосанитарной инспекции области, а также Одесского морского торгового порта, "Бруклин-Киев", "Олимпекс Купе Интернешнл", "Укрэлеваторпром"»,– говорится в сообщении ЕБА.

По информации А', прокуратура проверяет соблюдение требований законодательства при осуществлении таможенного оформления в режиме экспорта зерновых культур указанными компаниями и портом. Поводом стало то, что с 1 мая по 1 августа 2014 года Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины оформила 41 таможенную декларацию. В то же время Госветфитослужба за указанный период выдала всего шесть фитосантирных сертификатов, которые сопровождали экспортные партии. «То есть, один госорган проверяет другой госорган, но по сути они работают в связке, и в итоге страдает бизнес»,– рассказывают А' в ЕБА. «В самый разгар сезона нам поступает информация от участников рынка, что контролирующие и правоохранительные органы проводят проверки. Претензии у них совершенно не обоснованные и глупые. Например, якобы зернотрейдеры закупают в Украине зерно 6 класса (фураж.– А'), а на международном рынке продают как продовольственное, которое стоит дороже. Как такое может быть?»,– недоумевает президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко.

Сертифицированный «рэкет»

Напомним, что, согласно постановлению Кабинета министров, зерно входит в перечень товаров, которые подпадают под регулирование в сфере карантина растений. Это является еще одним искусственным ограничением, которое не позволяет бизнесу автомобильным транспортом доставить зерно в портовые элеваторы. Как рассказывают зернотрейдеры, для того, чтобы зерно поступило в порт наряду с товарно-транспортной накладной, необходимо предъявить карантинный сертификат. Для его оформления, добавляет глава набсовета компании «Рамбурс» Алексей Гаврилов, должностные лица областной Госветфитосанитарной инспекции вынуждают экспортеров обращаться в частные компании. У них такая услуга стоит 31 грн/1 т зерна, в то время как госструктуры предоставляют карантинные сертификаты по цене 2 грн/1 т. «Это похоже на определенный рэкет,– считает господин Гаврилов.– А в прошлом году эта цифра доходила до 60 грн. Мы отказываемся что-либо платить, так как считаем, что сертификат не нужен, ведь в законе прописано, что сертифицируется только импортное зерно, которое идет по территории Украины, либо перемещаемое из карантинной зоны. Таких зон в Украине сейчас нет». По словам генерального директора группы «Агротрейд» Всеволода Кожемяко, эта схема действует уже шесть лет, начав работать еще при президенте Викторе Януковиче и с позволения экс-министра аграрной политики и продовольствия и его "семейного" заместителя, а позже главы ныне уже ликвидированной Госсельхозинспекции.

По законодательству, оформление карантинного сертификата занимает пять дней – от забора проб санинспектором до получения результатов лабораторных исследований. Если бы бизнес соблюдал всю процедуру получения сертификата, то «зерно стало бы золотым», уверен генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа. «Нормы прописаны так, что физически выполнить закон невозможно, поэтому изначально закладывается коррупционная составляющая,– поясняет эксперт.– Мы предлагали исключить норму о сертификации для внутренних перевозок зерна, так как в ЕС этого нет. На уровне Министерства экономического развития и торговли эту проблему понимают, а в Министерстве аграрной политики и продовольствия и Госветфитослужбе отказываются – если можно заработать на схеме, зачем ее ликвидировать».

Документы вместо заработка

Кроме того, добавляет Алексей Гаврилов, фитосанитарная инспекция привлекла и сотрудников управления ГАИ в Одесской области для контроля за наличием карантинного сертификата, которые еще на подъезде транспортных средств к порту «Южный» блокировали автомобили и выписывали штрафы. Кроме того, обязывали и терминалы требовать предоставление указанного документа. В «Луи Дрейфус Украина ЛТД» также отметили, что проходят проверки, которые препятствуют работе компании. Однако от более детальных комментариев в компании отказываются. «Усиленные проверки проводятся как со стороны правоохранительных органов, так и контролирующих. Это их реакция на то, что мы отказываемся с начала года проверять наличие карантинного сертификата у машин с зерновыми,– подтверждает генеральный директор зернового терминала «Бориваж» Сергей Фролов.– Сейчас в терминал заходит в сутки 50-60 груженных автомобилей, тогда как в обычном режиме работы 250-300». Владимир Клименко возмущен, что в условиях, когда Украина является крупнейшим экспортером зерновых в мире, и через зернотрейдеров в страну поступает валюта, они вынуждены готовить документы, вместо того, чтобы отгружать зерновые: «Фуры вынуждены простаивать, а контролирующие органы, пытаясь показать бурную деятельность, препятствуют нормальной работе». В «Рамбурсе» уточняют А', что из-за искусственных схем блокирования компания недополучила в свой терминал до 2 тыс. т зерна. Представители бизнеса говорят, что проблема с контролирующими органами есть только в Одесской области. Это вопрос, по информации А', сегодня должны были рассмотреть на совещании у премьер-министра Арсения Яценюка, однако, как выяснилось, его так и не подняли. Кроме того, так в правительстве и Генпрокуратуре не отреагировали на обращение ЕБА «безотлагательно решить вопрос с улучшением условий экспорта в ОМТП».

Чтобы минимизировать убытки – день простоя судна в зависимости от его грузоподъемности стоит $5-30 тыс./сутки – и не срывать экспортные поставки, бизнес вынужден переориентировать логистику поставок через другие порты или пользоваться железнодорожным транспортом для доставки зерна в портовые элеваторы. По словам господина Гаврилова, это дороже на 50-70 грн/т. По данным участников рынка, ADM Украина (ранее – Topfer) полностью прекратили прием грузов автотранспортом. Пока бизнес решает проблемы, чиновники делают вид, что о ситуации им не известно. Ни в центральном аппарате Госветфитосанитарной службы, ни в областном подразделении, ни в секторе фитосанитарного контроля торгового порта ничего не знают. «Вопрос для нас не понятный. К нам с проблемами не обращались. Ни одна компания не пришла и не сказала, что мы чего-то требуем»,– заявили А' в облинспекции. Более того, и в самом порту заявляют, что он работает в штатном режиме. «Ни контейнеры, ни зерно не простаивают,– говорит первый заместитель начальника администрации ОМТП по операционной деятельности Руслан Сахаутдинов.– Что-то точечно может и возникает, но все решается».