RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Бізнес

Розничных операторов заставляют быстрее расплачиваться за алкоголь

Фото: Владислав Содель

Ассоциация «Укрводка» просит правительство обязать розничные сети расплачиваться за поставленную алкогольную продукцию не позднее 45 дней. Сейчас рассрочка платежей составляет 60-120 дней, на фоне экономического кризиса приводит к вымыванию оборота у производителей, поясняют в «Укрводке». Ритейлеры заявляют, что водочники пытаются переложить свои проблемы на плечи сетей.

Ассоциация «Укрводка» (в которую входят «Баядера», украинская компания Nemiroff, «Олимп», «Атлантис», «Истерн Беверидж Трейдинг» (ранее КВК) и «Златогор») предлагает ввести предельный срок оплаты розничными сетями за поставленную алкогольную продукцию. Он не должен превышать 45 дней. Сейчас отсрочки платежей за поставленный алкоголь у некоторых торговых сетей достигают 120 дней, у других – от 60 до 90 дней. С такой инициативой ассоциация обратилась в Министерство финансов, предлагая внести изменения в закон, регулирующий производство и оборот спиртовой и табачной продукции. «Сроки расчетов определены в соответствии с реальными сроками реализации алкогольных напитков»,– говорится в документах, которые «Укрводка» подала на рассмотрение ведомства (текстом располагает А'). Если розничный оператор оплатит товар позже указанного срока, то ему грозят штрафные санкции в размере 100% от стоимости поставленной партии.

В «Укрводке» объясняют, что в нынешних экономических условиях существующие сроки оплаты негативно сказываются на общих результатах деятельности производителей. «Срок реализации алкогольной продукции в среднем составляет 45-60 дней. Почему производитель должен давать такие большие отсрочки для розницы, которые существуют сейчас?» – недоумевают в ассоциации. В украинской компании Nemiroff отмечают, что производитель водки поставлен в условия, когда он сначала авансирует государство, уплачивая акцизный налог, и частично предоплачивает другие налоги. Потом производитель еще кредитует торговые сети, ожидая от них оплаты за поставленный товар в среднем 90 дней. «Рост объемов продаж в сетевом канале растет с каждым годом, поэтому сети имеют возможность оказывать давление на производителей. И если ранее срок в 60-120 дней отсрочки платежа был более-менее приемлемым, то сегодня становится сложно кредитовать сети и получать достаточную прибыль для развития бизнеса»,– добавляют в пресс-службе компании. Почетный президент компании «Олимп» Павел Климец отмечает, что ожидать в течение нескольких месяцев оплаты за быстро реализуемый товар не приемлемо. «Вы бы хотели за поставленный товар получить оплату только через шесть месяцев?» – спрашивает господин Климец. В Global Spirits (не входит в ассоциацию «Укрводка») на запрос А' не ответили. Стоит отметить, что один из членов ассоциации "Укрводка" - крупнейший производитель водки - холдинг "Баядера", аффилирован с продуктовой сетью "Эко-маркет". Узнать позицию водочной компании по установлению предельного срока оплаты за поставленную алкогольную продукцию, не удалось - на запрос А' в компании не ответили.

Розничные сети видят в инициативе «Укрводки» желание переложить последствия экономического кризиса на их плечи, без учета интересов ритейлеров. «Девальвация гривны, военные действия, падение потребительского спроса сказались на всех участниках рынка. Мы также, как и производители, имеем обязательства, также как и они импортируем продукцию»,– говорит А' совладелец одной из крупных продуктовых сетей «Фуршет» Николай Баленко. К тому же, добавляет он, алкоголь не товар первой необходимости, и помимо этого его употребление негативно сказывается на здоровье. «Давайте еще освободим их от акциза в связи с экономической нестабильностью»,– возмущен господин Баленко. Топ-менеджер одной из продуктовых сетей, пожелавший остаться неназванным, добавляет, что «Укрводка» за счет сетей пытается решить свои проблемы, связанные с отсутствием дешевого финансирования. «Инициатива водочников не нова. Но раньше правительство обсуждало регулирование срока оплаты ряда товаров, например, социально значимых. Хотя государство не должно вмешиваться в договорные отношения между розничными сетями и поставщиками»,– отмечает собеседник А'. Речь идет о законопроекте «О внутренней торговле», который разрабатывался с конца 1990-х годов, но до сих пор так и не принят.

Производители алкоголя настаивают, что регулирование государством отсрочек платежей является европейской практикой. «В соответствии с Директивой ЕС 2011/7 "О противодействии задержкам платежей в коммерческих сделках", субъекты хозяйствования обязаны осуществлять оплату в течение 60 дней»,– говорится в документах «Укрводки». В частности, отдельные европейские страны уже установили сроки расчетов с торговыми сетями. Например, в Германии отсрочка платежей составляет 30 дней с момента поставки товара. Такой же срок установлен в торговом кодексе Франции, а при нарушении этого пункта сумма штрафа составляет до 15 тыс. евро. В Nemiroff напоминают, что отсрочки платежей также регулируются в России, где соответствующий закон работает уже несколько лет.

На такие заявления «Укрводки» ритейлеры парируют. «Водочники забыли упомянуть важную деталь. В Директиве действительно прописано, что плата проводится не позже 60 дней. Но дальше идет уточнение – "если другие сроки не предусмотрены в договорах купли-продажи"»,– говорит источник А' в одной из международных розничных сетей. Собеседник А' добавляет, что алкогольным компаниям также активно нужно озаботиться ростом теневого рынка. Сегодня, по оценкам производителей, он достигает 30%. «Бесспорно, рынок внутренней торговли нуждается в реформах. Но это нужно делать системно, а не точечно в интересах конкретных производителей»,– говорит собеседник А'. По словам господин Баленко, что касается России, то эффективность политики относительно регулирования отношений поставщиков с ритейлерами вызывает сомнения.

В «Укрводке» отмечают, что после формирования нового правительства готовы вновь поднять этот вопрос. «В случае, если правительство примет такие изменения, то часть водки просто исчезнет с полок, так как нам будет не выгодно ее брать»,– добавил Николай Баленко.