RU  UA  EN

Неділя, 22 грудня
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Бізнес

Турецкая авиакомпания взлетит на украинских крыльях

Украинская дочка турецкой Atlasjet намерена получить самолеты ГП «Антонов»

Украинская дочка турецкой Atlasjet намерена получить самолеты ГП «Антонов» ГП "Антонов" может стать опорой для завоевания Atlasjet Ukraine превосходства в украинском небе Фото: Владислав Содель

Авиакомпания Atlasjet Ukraine рассматривает возможность эксплуатации самолетов Ан-148 производства государственного предприятия «Антонов». Эксперты отмечают, что для авиакомпании это будет правильным решением. Однако у предприятия могут возникнуть проблемы с производством новых самолетов. Данный контракт, по их мнению, может показать, насколько реальна поддержка авиационной отрасли государством.

Как стало известно А', специалисты государственного предприятия (ГП) «Антонов» в конце лета выполнили расчеты по заказу авиакомпании Atlasjet Ukraine. В частности, авиакомпанию интересовали эксплуатационные характеристики самолетов Ан-148 и Ан-158 в двухклассной компоновке на 73 (65 кресел эконом-класса и 8 кресел бизнес-класса) и 89 (79 кресел эконом-класса и 10 кресел бизнес-класса) пассажиров соответственно. Для проведения расчетов, Atlasjet Ukraine выбрали внутренние маршруты из Киева во Львов, Одессу, Харьков, Донецк, Черновцы, Херсон. Кроме того, был проведен расчет и для международных маршрутов из украинской столицы в Берлин, Прагу, Москву («Шереметьево»), Санкт-Петербург, а также из Киева и Львова – в Мадрид, из этих двух городов, а также из Черновцов – в Неаполь, кроме того, из Львова и Харькова – в Стамбул, а из Одессы и Киева – в Ереван.

Авиакомпания Atlasjet Ukraine является дочерней структурой турецкого перевозчика Atlasjet Airlines, созданного в 2001 году. Украинский филиал базируется в международном аэропорту «Львов», а 4 апреля компания была официально представлена на рынке. Уставной фонд составляет 7,9 млн грн, 4 млн грн из которых внесла материнская структура. Компания планирует выполнять рейсы из Киева в Стамбул, Москву («Внуково»), «Эрбиль» (Ирак), Львов. Также намерена летать по маршрутам «Львов–Тель-Авив», «Львов–Стамбул», «Харьков–Стамбул» и «Винница–Стамбул». В составе флота авиакомпании числятся два самолета Airbus A320 на 158 посадочных кресел, однако компания заявляла о намерении увеличить его до четырех воздушных суден до конца 2014 года.

Генеральный директор Atlasjet Ukraine Сергей Подгородецкий подтвердил, что в конце июля делегация авиакомпании действительно посетила ГП «Антонов» с целью ознакомиться с обеспечением программы технического обслуживания судов типа Ан-148. «Выбор Atlasjet Airlines относительно типа среднемагистрального судна был сделан давно в пользу Airbus A320/321, но по типам самолетов для регионального флота такой однозначности не было. Изучив все "за" и "против", турецкие инвесторы и руководство авиакомпании пришли к мнению, что привлечение воздушных судов типа Ан-148 является наиболее предпочтительным для регионального флота»,– рассказал А' господин Подгородецкий. По его мнению, этот самолет способен конкурировать с продуктами мировых гигантов авиапромышленности, таких как бразильский Embraer и канадский Bombardier.

Сергей Подгородецкий отмечает, что интерес руководства авиакомпании к самолетам ГП «Антонов» не был случайным. «Atlasjet Airlines имеет твердые намерения выстроить мировую сеть авиакомпаний в Азии, Европе, России и Казахстане»,– говорит он. Вместе с тем, по его словам, ситуация с монополизацией рынка авиаперевозок приостановила развитие каких-либо инвестиционных проектов в стране. «Иностранному инвестору сложно направлять финансовые потоки в страну с нестабильностью госрегулирования в сфере авиации. Инвестор, как сигнального огня, ждет восстановления законности в сфере предоставления прав на эксплуатацию авиалиний и прекращения блокировки существующих законов, регулирующих сферу гражданской авиации»,– считает гендиректор Atlasjet Ukraine.

Напомним, 8 сентября авиакомпания подала иск в Окружной админсуд Киева к Министерству инфраструктуры, авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ) и Госавиаслужбе с требованием отменить назначения МАУ на выполнение международных рейсов, которые были получены в конце 2013 года. Авиакомпания обосновывает свой иск монопольным положением МАУ на рынке и предвзятым отношением к нему со стороны государственных ведомств.

Эксперт в сфере транспорта Александр Кава отмечает, что решение взять в эксплуатацию самолеты Ан-148 является правильным. «Самолет вполне конкурентоспособный, и единственная проблема – сможет ли предприятие поставить технику в срок»,– отметил он. По его словам, в распоряжении ГП «Антонов» сейчас находится только один готовый Ан-148 (построенный в 2010 году), ранее эксплуатировавшийся авиакомпаниями «Аэросвит» и «Международные авиалинии Украины», а также практически готовый самолет этой модели, предназначенный для северокорейской Air Koryo, который должен быть построен к концу года. «Низкие темпы производства самолетов для "Антонова" являются комплексной проблемой, и без большого спроса у менеджмента ГП скорее всего не будет смысла ее решать»,– считает господин Кава. Впрочем, он отмечает, что сейчас ГП «Антонов» в полном объеме выполняет обязательства по контракту перед кубинской авиакомпанией Cubana de Aviacion, передав ей уже пять суден за последние два года.

В ГП «Антонов» корреспонденту А' подтвердили факт переговоров с Atlasjet Ukraine, однако не смогли уточнить, на какой стадии эти переговоры находятся сейчас. Вчера связаться с представителем отдела маркетинга предприятия, курирующего эту сделку, не удалось. Вместе с тем, на «Антонове» отмечают, что сроки выполнения работ по сборке самолетов будут определены контрактом с авиакомпанией, в случае его подписания. Это будет во многом зависеть не только от самого предприятия, но и от его подрядчиков, поставляющих «Антонову» отдельные узлы и агрегаты самолетов.

Директор «Центра транспортных стратегий» (ЦТС) Сергей Вовк также считает, что Ан-148 уже доказал свою эффективность, и это отчасти подтверждает заинтересованность Atlasjet Ukraine в этом самолете. «Самым большой вопрос – удастся ли "Антонову" выполнить заказ из-за корпоративного конфликта, связанного со сменой топ-менеджмента»,– отмечает господин Вовк. Напомним, с августа продолжается конфликт между Министерством промышленной политики (находится в стадии ликвидации) и ГП «Антонов» из-за инициатив по смене руководства предприятия. Сейчас этот вопрос рассматривается в суде, а генеральным конструктором «Антонова» остается Дмитрий Кива.

По мнению господина Вовка, подобные заказы должны контролироваться Кабинетом министров, что позволит обеспечить поддержку предприятия. «Это – лакмусовая бумажка, которая даст понять, насколько соответствуют действительности заявления правительства о поддержке авиапрома»,– говорит директор ЦТС. Он также добавил, что продукция ГП «Антонов» может быть интересна авиакомпаниям, работающим на постсоветском пространстве, где уровень влияния других производителей самолетов значительно ниже.

Вместе с тем, эксперт отмечает, что преодолеть трудности в производстве отечественной авиатехники можно, наладив отношения с партнерами. «Построить замкнутый цикл производства в Украине пока невозможно, и другого выхода в среднесрочной перспективе нет. Необходимо или откладывать в сторону политические разногласия и работать с российскими компаниями, или искать возможности в Европе»,– считает Сергей Вовк. Однако, по его словам, европейские партнеры должны при этом понимать, что самолеты ГП «Антонов» часто становятся «выставочными проектами», которые зарабатывают высокие оценки на международных авиасалонах, но так и остаются лишь проектами по тем или иным причинам.

Читайте також

Мобілізація водіїв: чи чекає на Україну паливна криза

Новий закон про мобілізацію ускладнить перетин кордону водіями, до чого це призведе