График финансирования Украины Международным валютным фондом будет пересматриваться. Не исключено, что будет принято решение объединить два транша по $1,7 млрд, которые Украине так и не удалось получить в 2015 году. Как сообщил в интервью "Апострофу" заместитель министра финансов АРТЕМ ШЕВАЛЕВ, приняв бюджет 2016 года с необходимым дефицитом бюджета в размере 3,7% ВВП, Украина сделала все для того, чтобы остаться в программе финансирования МВФ. По мнению замминистра, в следующих рекомендациях фонда, скорее всего, будет сделан акцент на антикоррупционной составляющей. Кроме того, в ближайшие годы правительство намерено запустить процесс приватизации государственных банков — Ощадбанка и Укрэксимбанка.
— Конгресс США на днях одобрил реформу Международного валютного фонда о перераспределении квот и голосов. В итоге у МВФ появилась возможность запустить в действие решение от 2010 года о перераспределении квот в пользу развивающихся стран. Квота Украины вырастет на 639,8 млн — до 2011,8 млн специальных прав заимствований, что составляет порядка $3 млрд. Эти изменения могут как-то повлиять на размер программы финансирования МВФ, которая действует сейчас для Украины?
— От увеличения квоты может зависеть новая программа финансирования, если она вдруг понадобится в будущем. Поскольку общий объем кредита определяется, исходя из квоты, то в перспективе мы сможем рассчитывать на большие суммы. Действующая программа в результате пересмотра квот не может быть изменена.
— Страны БРИК (Россия, Бразилия, Индия, Китай) часто демонстрируют схожесть позиций, в том числе, и в структуре МВФ. Сейчас доля их голосов при голосовании в МВФ тоже увеличивается. Не видите ли вы опасность в том, что эти страны могут, найдя еще каких-то союзников, блокировать решения МВФ, в частности, в отношении Украины?
— По предварительным данным, вследствие изменения доли голосов у нас нет оснований опасаться подобных угроз. Опасность срыва программы может возникнуть лишь в том случае, если мы сами не будем способны проводить внутреннюю политику, которая заслуживает поддержки МВФ, а не в результате чьих-либо геополитических потуг.
— Верховная рада приняла изменения в Налоговый кодекс и госбюджет на 2016 год, в котором соблюдена основная норма, необходимая для того, чтобы МВФ продолжил кредитовать экономику Украины — обеспечение дефицита бюджета в размере 3,7% ВВП. Поскольку уже начались рождественские каникулы, когда можно ожидать прибытия миссии МВФ в нашу страну?
— Мы с МВФ еще не обсуждали дату следующего приезда. Окончательный проект меморандума пока не отработан. МВФ еще должен проанализировать документы, которые были приняты Верховной радой. Исходя из их заключения, и будет принято решение о сроках визита в Украину, а также определена модальность продолжения пересмотра программы (разговор состоялся до того, как была названа дата прибытия технической миссии МВФ по таможенным вопросам — 20 января 2016 года, — "Апостроф").
— А подробности того, каким образом был достигнут необходимый дефицит бюджета для МВФ принципиальны?
— Сбалансированность бюджета в рамках дефицита 3,7% ВВП должна быть достигнута путем применения системных подходов. И ни в коем случае не за счет каких-то разовых мер типа приватизации или еще чего-то. Должны быть применены механизмы, которые могут быть использованы и в будущем на постоянной основе. Прежде всего, это касается как самих налогов, так и системы их администрирования.
— В 2015 году мы уже пропустили сроки получения двух траншей по $1,7 млрд. В начале следующего года должен быть еще один транш. Будет ли предложено МВФ пересмотреть график кредитования, чтобы объединить два или, возможно, даже три транша?
— Успешное продолжение программы, на которое мы рассчитываем, позволит нам вести разговор об объединении траншей в начале 2016 года. Но для этого надо сделать все необходимое для того, чтобы остаться в программе МВФ.
— Стоит ли ожидать, что МВФ выдвинет более жесткие условия для дальнейшего кредитования?
— Проект новой редакции меморандума сотрудничества с МВФ меняется. Его пересматривали довольно существенно уже дважды. В сентябре была одна версия, а в конце октября — уже обновленная. По результатам бюджетного процесса вполне возможно, что будет еще одна версия меморандума. Жесткий меморандум означает, что мы чего-то не сделали. Но мы приняли бюджет, который позволяет нам оставаться в программе. В меморандуме, скорее всего, будут пункты о пенсионной реформе, поскольку мы пока не совершили тех решительных шагов, которые были предусмотрены в февральском меморандуме. По энергосубсидиям процесс идет достаточно эффективно, и в новом варианте меморандума это направление будет, видимо, поддерживаться. Скорее всего, будет сделан акцент на борьбе с коррупцией в сфере деятельности антикоррупционного бюро и антикоррупционной прокуратуры. В частности, касаемо достаточного бюджетирования этих структур и обеспечения их нормальной работы.
— Новые транши пойдут в Нацбанк, или их часть рассчитывает получить правительство?
— Изначально была договоренность о том, что все транши в 2016 году пойдут в НБУ. Сейчас это вторичный технический вопрос. Мы считаем, что поддержка резервов нужна, но, возможно, мы будем говорить о том, чтобы определенная сумма пошла в бюджет.
— Большая или меньшая?
— Думаю, что незначительная.
— Можно ли ожидать каких-то новаций, касающихся банковской сферы?
— В новой версии меморандума вопрос реформы государственного банковского сектора будет более детально освещен. В июльской версии речь шла о том, что мы должны подготовить стратегию развития госбанков. В этом проекте будет глубокая детализация того, что должно быть в этой стратегии. Конечно же, эти рекомендации мы будем учитывать при подготовке окончательной версии документа.
— Все-таки, что будет с крупнейшими госбанками — Ощадбанком и Укрэксимбанком?
— Стратегически по этим двум крупнейшим банкам государство будет стремиться к продаже миноритарного пакета на горизонте — до конца 2019 года. Речь идет о 25%. В более краткосрочной перспективе мы будем работать над внедрением новых практик корпоративного управления, то есть над созданием независимых наблюдательных советов и достижением политической изоляции в управлении банками.
— Что будет с государственным гарантированием вкладов, в частности, в Ощадбанке?
— На сегодняшний день госгарантирование вкладов не пересматривается. Такая перспектива связана с возможной приватизацией банка. Параллельно с поднятием вопроса о приватизации мы можем говорить об изменениях по этому вопросу.
— Приватизация возможна до 2019 года?
— До 2019 года мы будем предлагать первый этап приватизации.
— От чего будет зависеть процесс?
— От рыночной конъюнктуры. Мы считаем, что сегодня продать значительную долю очень большого банка, которыми являются и Ощадбанк, и Укрэксимбанк, просто нереально.
— А если в 2019 году не будет конъюнктуры?
— Но мы же внедряем реформы и видим разворот экономической ситуации. Поэтому сейчас вполне можно говорить, что в 2018 году экономическая конъюнктура будет такой, что можно будет начинать переговоры с потенциальными инвесторами с тем, чтобы в 2019 году закрывать сделку.