RU  UA

Понеділок, 18 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00

Остаться с кредитом: что МВФ потребует от Украины в обмен на деньги

Замминистра финансов о том, как дальше будет разворачиваться сотрудничество между Украиной и МВФ

Замминистра финансов о том, как дальше будет разворачиваться сотрудничество между Украиной и МВФ По мнению Минфина, Украина сделала все для того, чтобы остаться в программе финансирования МВФ Фото: IMF Staff Photo/Stephen Jaffe

График финансирования Украины Международным валютным фондом будет пересматриваться. Не исключено, что будет принято решение объединить два транша по $1,7 млрд, которые Украине так и не удалось получить в 2015 году. Как сообщил в интервью "Апострофу" заместитель министра финансов АРТЕМ ШЕВАЛЕВ, приняв бюджет 2016 года с необходимым дефицитом бюджета в размере 3,7% ВВП, Украина сделала все для того, чтобы остаться в программе финансирования МВФ. По мнению замминистра, в следующих рекомендациях фонда, скорее всего, будет сделан акцент на антикоррупционной составляющей. Кроме того, в ближайшие годы правительство намерено запустить процесс приватизации государственных банков Ощадбанка и Укрэксимбанка.

Конгресс США на днях одобрил реформу Международного валютного фонда о перераспределении квот и голосов. В итоге у МВФ появилась возможность запустить в действие решение от 2010 года о перераспределении квот в пользу развивающихся стран. Квота Украины вырастет на 639,8 млн до 2011,8 млн специальных прав заимствований, что составляет порядка $3 млрд. Эти изменения могут как-то повлиять на размер программы финансирования МВФ, которая действует сейчас для Украины?

— От увеличения квоты может зависеть новая программа финансирования, если она вдруг понадобится в будущем. Поскольку общий объем кредита определяется, исходя из квоты, то в перспективе мы сможем рассчитывать на большие суммы. Действующая программа в результате пересмотра квот не может быть изменена.

— Страны БРИК (Россия, Бразилия, Индия, Китай) часто демонстрируют схожесть позиций, в том числе, и в структуре МВФ. Сейчас доля их голосов при голосовании в МВФ тоже увеличивается. Не видите ли вы опасность в том, что эти страны могут, найдя еще каких-то союзников, блокировать решения МВФ, в частности, в отношении Украины?

— По предварительным данным, вследствие изменения доли голосов у нас нет оснований опасаться подобных угроз. Опасность срыва программы может возникнуть лишь в том случае, если мы сами не будем способны проводить внутреннюю политику, которая заслуживает поддержки МВФ, а не в результате чьих-либо геополитических потуг.

— Верховная рада приняла изменения в Налоговый кодекс и госбюджет на 2016 год, в котором соблюдена основная норма, необходимая для того, чтобы МВФ продолжил кредитовать экономику Украины — обеспечение дефицита бюджета в размере 3,7% ВВП. Поскольку уже начались рождественские каникулы, когда можно ожидать прибытия миссии МВФ в нашу страну?

— Мы с МВФ еще не обсуждали дату следующего приезда. Окончательный проект меморандума пока не отработан. МВФ еще должен проанализировать документы, которые были приняты Верховной радой. Исходя из их заключения, и будет принято решение о сроках визита в Украину, а также определена модальность продолжения пересмотра программы (разговор состоялся до того, как была названа дата прибытия технической миссии МВФ по таможенным вопросам 20 января 2016 года, — "Апостроф").

— А подробности того, каким образом был достигнут необходимый дефицит бюджета для МВФ принципиальны?

— Сбалансированность бюджета в рамках дефицита 3,7% ВВП должна быть достигнута путем применения системных подходов. И ни в коем случае не за счет каких-то разовых мер типа приватизации или еще чего-то. Должны быть применены механизмы, которые могут быть использованы и в будущем на постоянной основе. Прежде всего, это касается как самих налогов, так и системы их администрирования.

— В 2015 году мы уже пропустили сроки получения двух траншей по $1,7 млрд. В начале следующего года должен быть еще один транш. Будет ли предложено МВФ пересмотреть график кредитования, чтобы объединить два или, возможно, даже три транша?

— Успешное продолжение программы, на которое мы рассчитываем, позволит нам вести разговор об объединении траншей в начале 2016 года. Но для этого надо сделать все необходимое для того, чтобы остаться в программе МВФ.

Заместитель министра финансов Украины Артем Шевалев Фото: пресс-служба НБУ

Стоит ли ожидать, что МВФ выдвинет более жесткие условия для дальнейшего кредитования?

— Проект новой редакции меморандума сотрудничества с МВФ меняется. Его пересматривали довольно существенно уже дважды. В сентябре была одна версия, а в конце октября — уже обновленная. По результатам бюджетного процесса вполне возможно, что будет еще одна версия меморандума. Жесткий меморандум означает, что мы чего-то не сделали. Но мы приняли бюджет, который позволяет нам оставаться в программе. В меморандуме, скорее всего, будут пункты о пенсионной реформе, поскольку мы пока не совершили тех решительных шагов, которые были предусмотрены в февральском меморандуме. По энергосубсидиям процесс идет достаточно эффективно, и в новом варианте меморандума это направление будет, видимо, поддерживаться. Скорее всего, будет сделан акцент на борьбе с коррупцией в сфере деятельности антикоррупционного бюро и антикоррупционной прокуратуры. В частности, касаемо достаточного бюджетирования этих структур и обеспечения их нормальной работы.

Новые транши пойдут в Нацбанк, или их часть рассчитывает получить правительство?

— Изначально была договоренность о том, что все транши в 2016 году пойдут в НБУ. Сейчас это вторичный технический вопрос. Мы считаем, что поддержка резервов нужна, но, возможно, мы будем говорить о том, чтобы определенная сумма пошла в бюджет.

— Большая или меньшая?

— Думаю, что незначительная.

— Можно ли ожидать каких-то новаций, касающихся банковской сферы?

— В новой версии меморандума вопрос реформы государственного банковского сектора будет более детально освещен. В июльской версии речь шла о том, что мы должны подготовить стратегию развития госбанков. В этом проекте будет глубокая детализация того, что должно быть в этой стратегии. Конечно же, эти рекомендации мы будем учитывать при подготовке окончательной версии документа.

— Все-таки, что будет с крупнейшими госбанками — Ощадбанком и Укрэксимбанком?

— Стратегически по этим двум крупнейшим банкам государство будет стремиться к продаже миноритарного пакета на горизонте — до конца 2019 года. Речь идет о 25%. В более краткосрочной перспективе мы будем работать над внедрением новых практик корпоративного управления, то есть над созданием независимых наблюдательных советов и достижением политической изоляции в управлении банками.

— Что будет с государственным гарантированием вкладов, в частности, в Ощадбанке?

— На сегодняшний день госгарантирование вкладов не пересматривается. Такая перспектива связана с возможной приватизацией банка. Параллельно с поднятием вопроса о приватизации мы можем говорить об изменениях по этому вопросу.

Приватизация возможна до 2019 года?

— До 2019 года мы будем предлагать первый этап приватизации.

— От чего будет зависеть процесс?

— От рыночной конъюнктуры. Мы считаем, что сегодня продать значительную долю очень большого банка, которыми являются и Ощадбанк, и Укрэксимбанк, просто нереально.

— А если в 2019 году не будет конъюнктуры?

— Но мы же внедряем реформы и видим разворот экономической ситуации. Поэтому сейчас вполне можно говорить, что в 2018 году экономическая конъюнктура будет такой, что можно будет начинать переговоры с потенциальными инвесторами с тем, чтобы в 2019 году закрывать сделку.

Читайте також

Дональд Трамп знову стане президентом США: як це позначиться на світовій економіці

Другий президентський термін Дональда Трампа ознаменується торговими війнами, турбулентністю та зниженням цін на нафту

В Росії не можуть зупинити інфляцію: чи чекати на кризу в 2025 році

Росія найближчим часом може увійти у стагфляцію, є ризик настання повноцінної економічної кризи