В соответствии с правительственной стратегией реформирования государственных банков до 2022 года, доля государства в банковском секторе Украины за пять лет должна сократиться с 55% до 24%. Среди прочего запланирована полная приватизация крупнейшего в стране "ПриватБанка". Найти покупателя на такой актив будет непросто, предупреждают эксперты. "Апостроф" выяснил, что нужно для успешной приватизации "ПриватБанка" и сможет ли претендовать на него прежний владелец Игорь Коломойский.
Кабинет министров планирует существенно сократить долю государства в банковском секторе страны. Это следует из стратегии реформирования государственных банков на 2018-2022 годы, которую правительство утвердило ранее в этом году.
На сегодня доля государства в банковском секторе составляет 55%, что не приветствуется специалистами в области экономики и финансов.
Такая ситуация возникла вынужденно – в декабре 2016 года был национализирован крупнейший в Украине банк – "ПриватБанк". Причиной такого шага стали плачевные дела финучреждения. Для спасения "ПриватБанка" государство докапитализировало его на 155,4 млрд грн.
Согласно стратегии, доля государства в банковской сфере к 2022 году должна сократиться до 24% - приблизительно такой она была до национализации "ПриватБанка".
Первый на выход
Первым претендентом на приватизацию является "Укргазбанк". Это еще одна жертва обстоятельств – банк был национализирован в 2009 году в разгар мирового экономического кризиса, который тогда серьезно зацепил и Украину.
Уже в 2018 году планируется продать 20% акций "Укргазбанка", в целом же финучреждение должно быть полностью приватизировано до 2020 года, при этом 80% банка собираются продать стратегическому инвестору. До конца текущего года в капитал "Укргазбанка" может войти Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC), с которой сейчас ведутся активные переговоры.
"Ощадбанк" и "Укрэксимбанк" были изначально государственными и, скорее всего, в дальнейшем останутся под контролем государства, а инвесторы смогут претендовать на миноритарные пакеты их акций. Так, государство готово расстаться лишь с 20% акций "Укрэксимбанка", которые планируется продать до 2021 года. Что касается "Ощадбанка", то в нем госдоля постепенно должна сократиться до 55% к 2022 году. Интерес к "Ощадбанку" проявляет Европейский банк реконструкции и развития, о чем в очередной раз в конце мая заявил президент ЕБРР Сумма Чакрабарти.
Чем скорее, тем лучше
Однако "вишенкой на торте" приватизации госбанков должна стать продажа "ПриватБанка". Произойти она должна не позднее, но и не ранее 2022 года. Согласно планам правительства, государство к этому сроку полностью выйдет из капитала банка.
Но планам, как известно, не всегда свойственно реализовываться. В связи с этим важно понять, насколько реалистичны планы правительства в отношении приватизации "ПриватБанка".
По словам исполнительного директора Фонда Блейзера Олега Устенко, вопрос приватизации "ПриватБанка" нужно рассматривать комплексно вместе с другими финучреждениями, находящимися под контролем государства. В комментарии "Апострофу", эксперт отметил, что другие госбанки, в первую очередь "Укрэксимбанк" и "Ощадбанк", также "давно уже нужно было продать, так как они являются источником неэффективного использования средств, источником коррупции". "Это дополнительная конкуренция, которая по непонятной причине создается государством для украинского частного сектора. Я не понимаю, почему кто-то должен быть в более выгодном положении? Чтобы потом вскрылось то, что вскрывается в НАК "Нафтогаз Украины", где премии платятся миллионами долларов (по данным СМИ, глава "Нафтогаза" Андрей Коболев и коммерческий директор компании Юрий Витренко получили на двоих $13,9 млн в качестве премии за положительное для Украины решение в Стокгольмском арбитраже, - "Апостроф")?", - сказал он.
Устенко считает, что "ПриватБанк", особенно учитывая гигантские суммы, которые за его спасение заплатили украинские налогоплательщики (по словам эксперта, сумма соответствует примерно 6% ВВП Украины на то время), должен быть выставлен на продажу как можно скорее.
Too big to sell
Но на данный момент, похоже, особо рассчитывать на быструю продажу "ПриватБанка" не приходится.
"Пока что это не видится реальным ввиду отсутствия потенциального покупателя – он ("ПриватБанк") слишком большой, и такого интереса к украинскому рынку сейчас нет", - пояснил "Апострофу" специалист отдела продаж долговых ценных бумаг инвестиционной компании Dragon Capital Сергей Фурса.
По словам Олега Устенко, прежде чем выставить "ПриватБанк" на приватизацию, необходимо провести "расчистку его активов". "Как я понимаю, там большое количество плохих или токсичных активов. Без этого ничего не получится. Время, которое есть, нужно эффективно посвятить тому, чтобы очистить банк, если надо - сделать докапитализацию и выставлять на продажу", - отметил эксперт.
Сергей Фурса считает, что в плане продажи "ПриватБанка" было бы правильнее идти по схеме приватизации "Ощадбанка" и "Укргазбанка". "После того, как баланс будет очищен, когда мы, наконец, поймем, что в "ПриватБанке" осталось живого, наверное, будет необходимо сначала поделиться с IFC или ЕБРР - это повлияет на качество корпоративного управления, а дальше надеяться, что будет хоть кто-то, кого заинтересует большой украинский банк", - сказал он.
По словам специалиста, первоначальная продажа порядка 20% акций "ПриватБанка" станет дополнительной гарантией для инвестора, который решится купить более крупный пакет, а также поможет уменьшить риски государства от управления "ПриватБанком".
Взять и поделить
Финансовый эксперт Алексей Кущ также согласен с тезисом о том, что "ПриватБанк" вряд ли сможет в ближайшее время кого-то заинтересовать. "ПриватБанк" – это крупный системный банк, который будет интересен инвестору, если у нас будет резкий рост экономики и рынка банковских услуг. А в ближайшее время ни того, ни другого не ожидается", - сказал он изданию.
В связи с этим эксперт считает, что "ПриватБанк" было бы целесообразно разделить на три части. "Первая часть – это расчетно-платежный сервис, который эффективно и качественно функционирует. Его можно было бы продать за хорошие деньги – и не в 2022 году, а намного раньше. Вторая часть, которую нужно оставить под брендом "ПриватБанк", - это "кладбище" проблемных активов, чтобы продолжать судиться с бывшими собственниками и добиваться, чтобы они компенсировали средства, которые государство потратило на спасение "ПриватБанка". Третья часть – в отдельную составляющую можно выделить то, что было после национализации – те живые деньги, которые государство тратит, кредиты, которые работают, и специализировать его на кредитовании малого и среднего бизнеса и выдаче ипотечных кредитов для населения", - изложил свое видение Алексей Кущ.
Второй раз в одну и ту же реку
Если "ПриватБанк" все же успешно подготовят к приватизации, сможет ли в ней принять участие бывший владелец банка Игорь Коломойский?
"Теоретически, я думаю, может", - отметил Олег Устенко. При этом он дал понять, что в реальность такого сценария не верит.
В свою очередь, Сергей Фурса категорически исключает возможность того, что Коломойский сможет снова претендовать на контроль над "ПриватБанком". "Его репутация не позволит Национальному банку согласовать покупку любого банка в Украине - человек уже сделал такое, давайте еще раз попробуем?" - заявил эксперт.
Алексей Кущ обратил внимание на то, что Игорь Коломойский "очень редко чем-то напрямую владел, поэтому ему абсолютно не составит труда через какие-то структуры участвовать в покупке в каком-то виде "ПриватБанка".
Другое дело, что олигарх может и не захотеть покупать банк. "Ему, наверное, было бы интересно не покупать обратно банк, а получить его назад по решению суда или какую-то компенсацию за некачественную национализацию. А тратить на это деньги, я думаю, он бы не стал", - резюмировал эксперт.