RU  UA

Понеділок, 23 грудня
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Зовнішня торгівля

Москва не находит аргументов

Как глава МИД Павел Климкин может только указать направление для России и ее требований, но не назвать Фото: Украинское Фото

Россия так и не смогла предоставить какие-либо аргументы и расчеты, подтверждающие, что соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским союзом наносит ей вред. По мнению украинской стороны, все опасения Кремля надуманы и возникают из-за непонимания условий соглашения. Эксперты считают, что тему экономических угроз со стороны Украины Россия использует в контексте войны.

«Мы дали ответ, что никакой опасности не видим»

За три месяца ведения консультаций между Украиной, Евросоюзом и Россией последняя так и не сформулировала конкретные замечания и предложения о возможных экономических потерях от действия соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Об этом А' заявил министр иностранных дел Павел Климкин.

Консультации по вопросу имплементации соглашения Украина и РФ ведут с мая. Россия систематически высказывала опасения, что после отмены импортных пошлин с ЕС через Украину увеличится реэкспорт европейских товаров, что негативно повлияет на российских производителей. Для защиты своего рынка Москва намерена отменить условия свободной торговли с Украиной и ввести импортные пошлины практически на всю продукцию. Кроме того, там считают, что украинские предприятия, не выдержав конкуренции с европейскими, перенаправят свою продукцию на российский рынок по демпинговым ценам. Поэтому свой уровень защиты Москва хочет усилить антидемпинговыми пошлинами (см. А' от 22 июля). Правда, одну цифру Россия все же назвала – вчера в Минске президент РФ Владимир Путин заявил, что потери российской экономики от ассоциации Украины с ЕС превысят 100 млрд руб. (около $2,7 млрд).

Украина неоднократно заявляла, что опасения России безосновательны и просила россиян подкрепить их конкретными цифрами. В итоге, Москва подготовила соответствующий документ и в середине июля по линии Министерства иностранных дел направила его в Киев. К этому документу имеет доступ ограниченное количество чиновников. По этой причине о конкретном его содержании ничего не известно. «Это были не аргументы. Это было видение ситуации. Мы дали ответ, что никакой опасности не видим»,– заявил А' господин Климкин.

Доводы России носят «чрезвычайно общий характер», никаких обоснований о возможных угрозах РФ пока не предоставила, добавил А' источник, знакомый с ходом проведения консультаций. «Никакой конкретики, никаких цифр Россией не приводится. Если раньше Москва говорила о том, что ассоциация принесет вред украинской экономики, то сейчас об этом уже не вспоминают, а говорят, как мантру, что это навредит России. Похоже, что Москва просто затягивает время и пытается сорвать процесс»,– заявил собеседник А'.

По информации источника А', объем потерь в размере 100 млрд руб. ранее также звучал в ходе консультаций. Однако эта сумма «преподносилась» как ежегодные потери. В ходе дискуссии 26 августа выяснилось, что речь идет о разовых потерях. «Во-первых, $2,7 млрд – небольшая сумма для России. Во-вторых, они даже аргументировать ее не смогли»,– отметил источник А'. «В ходе консультаций иногда складывалось впечатление, что российская сторона или невнимательно читала соглашение, или не пыталась понять его содержание. И каждый раз украинской стороне приходилось разъяснять претензии и убеждать коллег, что причин для опасений нет»,– добавляет торговый представитель Украины Валерий Пятницкий. В частности, по его словам, российская сторона опасалась, что после вступления в силу соглашения об ассоциации может пострадать российский автопромышленный комплекс: «Якобы украинский автопром может воспрять духом и обвалить российский. Вы можете такое себе представить? Я даже без соглашения не могу это представить! Такое впечатление, что люди видят какую-то фразу в соглашении, выхватывают ее из контекста и на этом основании строят ошибочные утверждения».

Сказано для употребления внутрь

Не прозвучало конкретики со стороны России и в ходе обсуждения вопроса об ассоциации на трехсторонней встрече Украина–ЕС–Россия в Минске 26 августа, сообщил А' Валерий Пятницкий. Хотя, по итогам переговоров, российская сторона предложила пересмотреть текст соглашения. 12 сентября в Брюсселе пройдет очередной раунд консультаций на уровне министров, где Россия рассчитывает представить конкретные предложения о возможной корректировке соглашения об ассоциации Украины с ЕС. «Я считаю, что мы можем к этой встрече подготовить уже конкретные поправки не только в приложение (к соглашению об ассоциации.– А'), но я не исключаю, что и в текст базового соглашения»,– заявил помощник президента РФ Андрей Белоусов. Он добавил, что и Украина «допускает возможность» таких изменений. Однако, как утверждает украинская сторона, подобные заявления – не более чем пиар российской стороны. «Заявления о том, что Россия будет предлагать как-то пересматривать документ, дополнения к соглашению были сделаны лишь для прессы. В ходе консультаций об этом не говорилось и пока ничего от них по изменению соглашений мы не получали»,– заверил А' господин Пятницкий. Следует отметить, что и в Еврокомиссии неоднократно заявляли о невозможности пересмотра условий соглашения, которое уже ратифицировано рядом стран ЕС, в частности, странами Балтии и Румынией. Президент Петр Порошенко заявил, что украинский парламент должен ратифицировать документ не позже середины сентября. Но, по итогам сентябрьских консультаций в Брюсселе, как отметил господин Порошенко, стороны должны также решить, как минимизировать последствия имплементации для стран–соседей.

По мнению директора программ европейской интеграции Международного центра перспективных исследований Владимира Притулы, формат встреч, которые были в Минске, носил характер переговоров Таможенного союза с Евросоюзом, а тема ассоциации Украины и ЕС использовалась как возможность отвлечь внимание мировой общественности от причастности России к военным действиям на востоке Украины. «Активное обсуждение соглашения об ассоциации России выгодно сейчас использовать в контексте войны как еще один козырь, чтобы подтвердить свою позицию, что в Украине воюют сепаратисты, а не Россия. Хотя переговоры по этой теме ничего уже не решают. Если РФ даже и закроет рынки для Украины, то хуже, чем есть сейчас, от этого уже не будет»,– заявил господин Притула.

Напомним, внешнеторговый оборот с РФ с начала года упал на четверть, а Россия практически полностью ограничила доступ на свой рынок продуктов питания из Украины. Кроме того, Владимир Притула считает, что все заявления, в том числе и о миллиардных потерях российской экономики, были сделаны господином Путиным, скорее, не для Украины или ЕС, а, в первую очередь, для россиян, чтобы еще раз акцентировать внимание на угрозах со стороны Украины.