Государственная газодобывающая компания «Укргаздобыча», реализуя программу Кабинета министров Украины по стабилизации и наращиванию добычи нефти и газа в Украине, пытается обеспечить себе свободный и малозатратный доступ к земельным участкам для разведки недр. Юристы компании, прикрываясь государственными интересами, навязывают собственникам и пользователям земельных участков заключение договоров, имеющих, как оказалось, сомнительную юридическую силу. При этом предлагаемые им финансовые компенсации не отображают реальной стоимости причиняемого ущерба и утерянной выгоды.
Обыски 11 мая в «Укргаздобыче» в связи с решением Печерского районного суда Киева по досудебному расследованию в уголовном производстве еще от 28 февраля 2014 года, а также ажиотаж в СМИ вокруг обвинений в коррупции ее топ-менеджмента, похоже, не препятствуют компании наращивать коррупционный потенциал, прикрываясь государственными интересами.
В конце марта 2016 года директор ООО «Сельскохозяйственное предприятие «Родина» в Богодуховском районе Харьковской области Александр Кондратенко получил письмо от руководства газопромышленного управления «Шебелинкагаздобыча», являющегося базовым многопрофильным производственным структурным подразделением ПАО «Укргаздобыча» с предложением разрешить проведение разведывательных работ.
Директору СП сообщали, что, согласно государственной программе по добыче природного газа для нужд населения Украины, «Шебелинкагаздобыче» поручено производство работ по бурению и обустройству скважин на территории Богодуховского района Харьковской области в границах земель, арендуемых сельскохозяйственным предприятием «Родина».
Демонстрируя государственную значимость своих намерений, руководство «Шебелинкагаздобычи» в письме также указало, что каждый день отсрочки бурильных работ может нанести государству значительный финансовый ущерб. В частности, простой бурильной бригады обходится свыше 72 тыс. грн. в сутки, а вместе со стоимостью недобытых углеводов общие суточные потери составят 290 тыс. грн.
Однако местные фермеры уже имеют печальный опыт взаимоотношений с государственной газодобывающей компанией, которая на протяжении многих лет разрабатывает недра в их районе.
Так, плата за использование земельного участка обычно сводится к размеру годовой стоимости аренды земельного пая. Денежное возмещение за уничтоженные посевы и упущенную сельскохозяйственными товаропроизводителями выгоду подразделение «Укргаздобычи» мало того, что начисляет по своему усмотрению, но и выплачивает несвоевременно и не в полном объеме.
После ухода бурильных бригад, земельные участки, на которых проводились разведывательные работы, рекультивируются некачественно, что часто приводит к аварийным ситуациям – провалам сельхозтехники в ямы на полях.
Кроме того, при работах для облегчения процесса бурения используется техническая жидкость, которая в результате химической реакции разрушает породу. После использования ее не утилизируют, а просто выливают в поле или в ближайшей лесопосадке. Это приводит к ухудшению экологического состояния земельных участков, снижению их плодородности.
Еще одна проблема, возникающая после бурения участков – уход воды из поверхностных водоносных слоев. Местные жители остаются без доступных источников питьевой воды. Попытки пробить скважины на 20 и даже
Все эти моменты Александр Кондратенко изложил в ответном письме ГПУ «Шебелинкагаздобыча», а также предложил свой вариант соглашения, лучше, по его мнению, учитывающий интересы сельхозпроизводителя. Основной принцип, заложенный в договоре – полная и своевременная оплата всех реальных убытков сельхозпредприятия, и гарантия качественного восстановления земель до прежнего состояния. Но его так и не рассмотрели.
Бόльших успехов в решении этого вопроса «Шебелинкагаздобыча» добилась в общении с непосредственным собственником интересующих ее земельных паев – местным жителем Петром Стеценко, с которым удалось договориться.
По мнению главы харьковской общественной организации «Справедливость закона», адвоката Станислава Янковского, сельского землевладельца попросту ввели в заблуждение, заверив его, что согласно положениям ст.97 Земельного Кодекса Украины, предприятия, учреждения и организации, осуществляющие геологосъемочные, поисковые, геодезические и другие изыскательские работы, могут проводить их на основании соглашения исключительно с собственником земли.
За подписание договора о передаче ГПУ «Шебелинкагаздобыча» права использования части своих земельных участков (данное право называют юридическим термином - сервитут) сроком на три года, Петр Стеценко получит одноразовую плату в размере 9,5 тыс. грн., за вычетом налога на доходы физических лиц и военного сбора. Очевидно, это и стало решающим фактором.
В договоре говорится, что после разведки, земли будут возвращены собственнику в пригодном для дальнейшего использования состоянии, а арендаторам земельных паев, которые, по сути, кормят собственника, будут возмещены убытки, понесенные в результате прерванного сельскохозяйственного производства (затраты на вспашку, внесение удобрений, семян и т.д.), и неполученная выгода. При этом, четкий механизм выполнения этих обязательств, методика расчета и сроки выплат не указаны.
Для документального оформления договоренностей, в землеустроительной организации была заказана техническая документация об установлении границ земельных участков, на которые распространяются право сервитута. Это и послужило основанием для подписания между Петром Стеценком и ГПУ «Шебелинкагаздобыча» в лице главного инженера Андрея Вахрива договора сервитута.
Как считает Станислав Янковский, такой договор неправомочен, так как юристы «Укргаздобычи» неверно трактуют положения Земельного Кодекса.
Во-первых, на проведение разведывательных работ путем бурения скважин право сервитута вообще не распространяется. Перечень целей, для достижения которых можно применить земельный сервитут, определен ст.99 Земельного Кодекса. В частности, он применяется, когда через чужую территорию необходимо проложить какие-либо коммуникации, обеспечить проезд, и только в том случае, когда без этого не обойтись.
Также не признали необходимость проведения разведки недр причиной для установления земельного сервитута хозяйственные суды всех инстанций, о чем говорится в обзоре судебной практики в профильном издании «Вісник господарського судочинства» (№1, 2010).
Во-вторых, относительно земельных участков, которые находятся в пользовании, в том числе на условиях аренды, договор сервитута заключается в первую очередь с землепользователями (титульными владельцами участков). В данном случае – это СП «Родина», права которого подтверждают выписки из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество.
«Самостоятельно непосредственный собственник может заключать соглашения, если сначала прекратит договорные отношения с арендаторами», - отмечает правозащитник.
Такую же позицию занимает и государственный регистратор Богодуховского района, который отказал Шебелинкагаздобыче в регистрации договора. Без этой регистрации в системе Минюста, договор считается недействительным, а все попытки его использовать – незаконны.
Но, несмотря на отсутствие законных прав, бригады газодобывающей компании уже развернули буровую установку на указанном участке.
Представители СП «Родина» были вынуждены обратиться с соответствующим заявлением в полицию. В СП небезосновательно считают, что действия структурного подразделения ПАО «Укргаздобыча» попадают под признаки состава преступления, предусмотренного ч.2 и ч.4 ст. 197-1 Уголовного кодекса Украины - самовольный захват группой лиц земельного участка и самовольное строительство.
«Не думаю, что юристы Укргаздобычи низкой квалификации, или, что они абсолютно уверены в своей правоте. Просто раньше такие схемы срабатывали. Но времена сейчас другие, и сельхозпроизводители уже не намерены терпеть беззаконие», - подчеркнул Станислав Янковский.