Украина стремительно сокращает зависимость от российского ядерного топлива, сегодня почти половина всех энергоблоков украинских атомных электростанций используют топливо американо-японской компании Westinghouse. Откажется ли Киев полностью от поставок из РФ, сможет ли наладить собственное производство ЯТ и почему для Москвы применить ядерное топливо в качестве экономического оружия против Украины будет чревато "рыночной смертью", разбирался "Апостроф".
Доля ядерного топлива американо-японской компании Westinghouse в общем объеме закупок для атомных электростанций Украины в 2017 году впервые превысила 50%, тогда как поставки российского топлива ТВЭЛ составили менее половины (51% против 49% соответственно). Об этом свидетельствуют данные Госстата по итогам первого полугодия текущего года. В соответствующий период 2016 года доля ядерного топлива, закупленного в РФ, составляла 58%.
Примечательно, что, несмотря на примерно одинаковый объем поставок, российское топливо в первом полугодии 2017 года обошлось Украине более чем в полтора раза дороже, чем топливо Westinghouse – $131,1 млн против $82,7 млн.
Топливная геополитика
В Украине после остановки Чернобыльской АЭС в 2000 году в эксплуатации находятся четыре атомные электростанции – Запорожская (шесть энергоблоков), Ровенская (четыре энергоблока), Южно-Украинская (три энергоблока, еще один законсервирован), Хмельницкая (два энергоблока, строительство еще двух заморожено). На всех станциях используются ядерные реакторы ВВЭР-1000 (мощность 1000 МВт), при этом на Ровенской АЭС на двух энергоблоках установлены реакторы ВВЭР-440 (мощность 440 МВт).
В былые годы российское ядерное топливо ТВЭЛ обеспечивало 100% потребностей украинских АЭС. Однако в 2000 году в рамках программы диверсификации поставок украинское правительство начало присматриваться к продукции одного из ведущих производителей ядерного топлива в мире – тогда еще просто американской компании Westinghouse (японская Toshiba купила Westinghouse в 2006 году). В 2008 году был подписан контракт о поставках свежего ядерного топлива для загрузки от трех до шести энергоблоков украинских атомных станций. В 2014 году контракт был продлен – поставки должны осуществляться как минимум до 2020 года.
Решение Украины покупать топливо Westinghouse вызвало крайне негативную реакцию в РФ. Российские СМИ развернули агрессивную кампанию по дискредитации американского ядерного топлива.
С топливом Westinghouse действительно были определенные проблемы на атомных станциях, которые проектировались и строились еще во время СССР и ориентировались на советское (а теперь российское) ЯТ. Так, на Южно-Украинской АЭС и атомной станции Темелин в Чехии были зафиксированы случаи разгерметизации тепловыделяющих сборок. Чехия даже на время отказалась от поставок Westinghouse в пользу ТВЭЛ. Россия раздула проблему, обвинив США ни много ни мало в создании угрозы для атомных станций Центральной и Восточной Европы. Впрочем, Westinghouse устранила выявленные дефекты, и Чехия, равно как и Украина в конечном счете, сделала выбор в пользу американского производителя.
На сегодня ядерное топливо Westinghouse используется на втором и третьем энергоблоках Южно-Украинской АЭС, на пятом блоке Запорожской АЭС. Скоро к ним могут добавиться еще три блока Запорожской атомной электростанции – первый, третий (уже готовится к загрузке Westinghouse) и четвертый.
Ядерное топливо Westinghouse поступает в Украину с завода, расположенного в шведском городе Вестерос. В 2016 году на предприятии прошли работы по расширению производственных мощностей, и в компании утверждают, что готовы при необходимости обеспечить своим топливом все 13 энергоблоков с ВВЭР-1000 на украинских АЭС. Не исключаются также поставки и на энергоблоки с ВВЭР-440.
Без России не получится
В марте текущего года стало известно, что Toshiba решила обанкротить американскую "дочку" Westinghouse из-за миллиардных долгов последней, которые возникли из-за реализации ряда неудачных проектов в США.
Однако в Министерстве энергетики и угольной промышленности Украины заверяют, что банкротство не скажется на поставках в нашу страну, ведь шведская Westinghouse Electric Sweden AB, которая производит ядерное топливо для Украины, является самостоятельным юридическим лицом.
"Ходатайства о банкротстве не касаются никаких операций в регионе Европы и никоим образом не повлияют на поставки топлива и услуг в Украину сейчас или в будущем. Само шведское дочернее предприятие в городе Вестерос имеет твердые финансовые позиции и не подпадает под удар банкротства", - говорится в ответе Минэнерго на запрос "Апострофа"
В ведомстве отметили, что на сегодня ядерное топливо производства компании Westingouse поставляется для ежегодной перезагрузки почти половины энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000. Вместе с тем, как объяснили в министерстве, расширение эксплуатации этого топлива на новые энергоблоки "требует реализации ряда организационно-технических мер".
В любом случае топливо для энергоблоков с ВВЭР-440 (таких в Украине функционирует два) пока производится только российской компанией ТВЭЛ. Хотя компания Westinghouse реализует проект по разработке и внедрению альтернативного ядерного топлива для реакторов ВВЭР-440, в котором принимает участие и Украина, сообщили в Минэнерго.
"Исходя из этого, в ближайшее время переход на использование на энергоблоках АЭС Украины исключительно ядерного топлива производства компании Westinghouse не планируется", - заявили в энергетическом ведомстве.
Директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко отмечает, что в ближайшее время Украина не сможет полностью отказаться от российского ядерного топлива.
"Постепенно доля топлива Westinghouse будет увеличиваться, но полностью отказаться от российского ТВЭЛ я пока возможности не вижу. По крайней мере, до 2025 года", - сказал он в комментарии изданию.
В свою очередь президент Центра глобалистики "Стратегия XXI" Михаил Гончар считает, что полный отказ от топлива РФ нецелесообразен.
"Принцип диверсификации говорит о том, что нужно иметь по крайней мере два источника (поставок ядерного топлива, – Апостроф)", - сказал эксперт.
По его словам, если Украина полностью перейдет на топливо Westinghouse, то попадет в зависимость уже от другого монополиста.
Полностью отказаться от поставок ядерного топлива из РФ Украина может в том случае, если Москва решит использовать его в качестве оружия, как она это делала с помощью газа. Но, как считает эксперт, для России это будет "рыночной смерти подобно". "Пойдет цепная реакция отказов от их топлива, прежде всего в европейских странах. Это уже вопрос ядерной безопасности", - пояснил он.
Мировой рынок ядерного топлива достаточно ограничен. Его лидером является франко-немецкая компании AREVA, чья доля превышает 30%. Toshiba-Westinghouse занимает второе место (26%), далее следуют японская Japan Nuclear Fuel Limited и российская ТВЭЛ, доля каждой из которых составляет примерно 17%.
Летом глава НАЭК "Энергоатом" Юрий Недашковский сообщил, что Украина ведет переговоры с еще одним – третьим потенциальным поставщиком ядерного топлива. Впрочем, саму компанию он не назвал.
Однако, даже если стороны и придут к какому-то решению, реальное сотрудничество вряд ли начнется в ближайшей перспективе – это следует из все того же ответа Минэнерго на запрос издания.
"На данный момент собственной технологией производства ядерного топлива для реакторов типа ВВЭР (водо-водяной энергетический реактор, – "Апостроф") владеют только компании АО "ТВЭЛ" и Westinghouse, поэтому Украина на сегодня не имеет возможности закупать ядерное топливо других производителей", - говорится в сообщении министерства.
Со своим заводом опоздали
В Украине есть месторождения урана, который служит сырьем для ядерного топлива, но страна не имеет мощностей для его производства. Шаги по созданию таких мощностей предпринимаются уже несколько лет, однако безрезультатно. Еще в 2011 году было подписано соглашение с Россией о строительстве завода в Кировоградской области по технологии ТВЭЛ. Однако после аннексии Крыма и начала агрессии РФ на Донбассе проект был закрыт.
В 2016 году министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик заявил, что Westinghouse построит в Украине завод по производству ядерного топлива, однако сама компания эту информацию опровергла. В том же 2016 году прошла информация о предварительной договоренности по производству ядерного топлива между Украиной и Казахстаном, а также о поставках сырья для ядерного топлива из Австралии. Но и эти проекты пока не обрели конкретных очертаний.
Тем не менее в Минэнерго говорят, что от планов создания мощностей по производству ядерного топлива Украина не отказывается. Так, одной из целей Государственной целевой экономической программы развития атомно-промышленного комплекса на период до 2020 года является создание собственного производства ядерного топлива с целью диверсификации источников поставок.
Однако вопрос создания таких мощностей является очень сложным и комплексным. "Необходимо тщательно прорабатывать, рассчитывать", - отмечает Владимир Омельченко.
Кроме того, речь может идти не о полном цикле производства ядерного топлива, а исключительно о его фабрикации, то есть последнем этапе производства. "Украина не может иметь замкнутый цикл производства ядерного топлива, так как является стороной договора о нераспространении ядерных материалов", - пояснил Владимир Омельченко.
При этом эксперты отмечают, что запуск подобного проекта уже запоздал. Пока Украина раскачивалась с решением, а Россия всячески препятствовала этому процессу, Westinghouse расширила мощности своего завода по производству ядерного топлива в Вестеросе, который покрывает европейский рынок. В связи с этим создание в Украине собственных производственных мощностей уже нецелесообразно.
"У нас ведь были планы, что мы не только для себя будем делать, но и для части Европы", - пояснил Михаил Гончар.
"Чтобы такой завод был рентабельным, необходимо, чтобы рынок сбыта его продукции был значительно больше, нежели украинские атомные станции", - добавил Владимир Омельченко.