RU  UA

Понеділок, 23 грудня
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Регуляторна політика

Аудиторам устроят кастинг: к госкомпаниям допустят «избранных»

Кабинет министров отсеет конкурентов аудиторских компаний из «большой четверки» для работы с крупнейшими госпредприятиями

Кабинет министров отсеет конкурентов аудиторских компаний из «большой четверки» для работы с крупнейшими госпредприятиями Не всех аудиторов правительство допустит к государственным компаниям Фото: Владислав Содель

Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) разработало критерии, соответствие которым станет обязательным для аудиторских компаний, претендующих работать с госсектором. Некоторые аудиторы, не подпадающие под критерии МЭРТ, считают, что их жесткость объясняется главным образом тем, что они прописывались под украинские представительства «большой четверки» Deloitte, E&Y, PwC и KPMG. Обеспокоенность рынка вполне объяснима, поскольку на кону контракты с почти 200 крупнейшими государственными компаниями. Гонорар за услуги аудита от одного клиента может составлять несколько миллионов гривен.

Еще в прошлом году Кабмин решил привлекать международных аудиторов для контроля за прозрачностью финансовой отчетности госкомпаний, прописав это в программе деятельности правительства. И вот МЭРТ обнародовало проект правительственного постановления, в котором сформулировано критерии к аудиторам, которые будут допущены к проверке отчетности госкомпаний. Эксперты, ознакомившись с документом, сходятся во мнении – предпочтение будет отдаваться крупнейшим международным фирмам.

Так, МЭРТ планирует допускать к аудиту госкомпаний со стоимостью активов свыше 2 млрд грн или размером чистого дохода за последний год более 1,5 млрд грн лишь те фирмы, которые выполнят четыре обязательных условия. Прежде всего, у них должен быть опыт работы с крупными госкомпаниями в соответствующей отрасли – не менее двух заказов в течение последних трех лет. Штат сотрудников аудитора при этом не должен быть меньшим, чем 100 работников, непосредственно оказывающих аудиторские услуги. Другими словами, их служба безопасности, админперсонал и курьеры в это число не входят. Кроме того, не менее 20 работников должны иметь по крайней мере один из квалификационных сертификатов, выданных организациями-членами Международной федерации бухгалтеров (IFAC), а именно Ассоциацией присяжных сертифицированных бухгалтеров (ACCA), Американским институтом сертифицированных публичных бухгалтеров (AICPA) или Институтом дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW). Два оставшихся критерия – сугубо финансовые. В течение последних трех лет годовой доход аудиторской фирмы должен составлять не менее 30 млн грн. Кроме того, компания должна иметь страховой полис по возмещению возможного ущерба на сумму не менее 50 млн грн.

С меньшими по активам (более 250 млн грн) госкомпаниями смогут работать аудиторы, соответствующие чуть менее жестким нормативам. Так, количество их персонала должно составлять не менее 25 человек, из которых как минимум 5 располагают сертификатами, а доход за последние три года должен быть не меньше 10 млн грн.

Борьба за место под солнцем

Оценки предложенных критериев разделились. По мнению управляющего партнера компании PSP Audit, представляющей в Украине международный альянс компаний Midsnell Group International, Дмитрия Сушко, указанные в проекте критерии – это не что иное, как лоббизм интересов представителей «большой четверки». «На сегодняшний момент таким критериям, как штат аудиторов не менее 100 человек и годовой доход более 30 млн грн, в Украине соответствует всего 4-6 компаний»,– говорит господин Сушко. По его словам, такое ограниченное количество аудиторов несоизмеримо с числом государственных предприятий, подлежащих проверке. По данным МЭРТ, сегодня 183 госпредприятия относятся к первой и второй группе компаний, проводить аудит которых должны фирмы в соответствии с предложенными критериями. «Безусловно, это жесточайшая монополизация услуг аудита в госсекторе,– убежден Дмитрий Сушко.– Часто тендерная документация государственных предприятий грешит ограничивающими условиями для участников. Это наталкивает на мысль о непрозрачности такой процедуры. Но такие случаи несравнимы с обескураживающими критериями, которые прописаны в проекте постановления».

По словам управляющего партнера, директора аудиторской фирмы BDO LLC Сергея Балченко, требования МЭРТ особенно завышены в пункте о сотрудниках с международными дипломами АССА и им равными. «По-моему, 20 дипломированных аудиторов имеют даже не все компании пресловутой "большой четверки". Если этот проект вступит в силу, то аудит самых крупных компаний будет делать даже не четверка, а две-три компании, поскольку в связи с кризисом в нашей стране и мобилизацией многие международные дипломированные специалисты уехали на время работать в Европу и другие страны»,– говорит господин Балченко. По его мнению, такой подход является искусственным ограничением возможностей аудиторского рынка. «Федерация бухгалтеров и аудиторов Украины уже давно является членом IFAC и выдает дипломы международного образца – САP (более низкий уровень знаний) и CIPA (высокий уровень). Но по каким-то причинам государственный орган в лице Минэкономразвития не признает наши дипломы, а признает только зарубежные»,– возмущается господин Балченко. В любом случае, по мнению собеседника, у государственной компании должно быть право выбора того аудитора, которого она считает наиболее подходящим по квалификации и опыту. «Если госкомпания собирается выпускать евробонды и выходить, например, на Люксембургскую биржу, такую возможность ей могут дать только международные сетевые аудиторы»,– уверяет господин Балченко.

Тотальный контроль

В некоторых аудиторских компаниях из «большой четверки» соглашаются, что в Украине на сегодняшний день немного фирм соответствуют прописанным критериям. «По нашей оценке, критерии по второй группе предприятий могут выполнить 10-15 аудиторских компаний. По первой группе – меньше, возможно, 4-7»,– говорит партнер отдела аудита KPMG в Украине Дмитрий Алеев. Указанные критерии, по словам эксперта, предъявляют требования к аудиторским компаниям в соответствии с Международными стандартами аудита. Но они уже приняты в качестве национальных стандартов аудита и в Украине. «У нас в компании по каждой аудиторской проверке, в зависимости от сложности аудита, есть 3-5 уровней внутренней проверки качества выполненной работы, сделанных выводов и соблюдения профессиональных стандартов»,– объясняет господин Алеев. По его словам, чтобы иметь возможность организовать такую систему и обслуживать десятки или сотни компаний, нужны десятки и сотни обученных кадров. «Компаниям, которые не уделяют достаточного времени и ресурсов этим системам, крайне сложно проводить, например, несколько крупных аудитов одновременно. У аудиторов сезон пиковой нагрузки приходится на январь-апрель, когда большинство компаний готовит годовые отчеты, подают информацию регуляторам и готовят отчеты акционерам»,– добавил партнер отдела аудита KPMG в Украине.

Как рассказал «Апострофу» директор аудиторского департамента компании Deloitte Олесь Шевченко, предложенные правительством критерии также отражают требования потенциальных инвесторов. «Очевидно, что аудит госкомпаний сам по себе не является самоцелью: его необходимость продиктована задачей привлечь финансирование в госсектор, в том числе через механизм приватизации. Это означает, что помимо органов государственной власти основными пользователями проаудированной отчетности могут быть иностранные инвесторы и доноры, у которых очень высокие требования к аудиторам – большинство из них работают исключительно с международными аудиторскими компаниями»,– разъясняет эксперт. В Deloitte ожидают, что ужесточение требований к аудиторским компаниям подстегнет рынок к укрупнению аудиторских фирм. А это приведет к росту их финансовой и интеллектуальной капитализации. Мнение еще двух участников «большой четверки» – E&Y и PwC, «Апострофу» узнать не удалось. В компаниях не стали комментировать инициативу МЭРТ.

Профессиональные качества все же не единственная причина, почему в МЭРТ решились отсеивать аудиторов госкомпаний. По словам одного из топ-менеджеров крупной аудиторской компании, ориентация на «большую четверку» имеет «имиджевую составляющую», учитывая репутацию этих компаний в мире и клиентов, с которыми они работают. «Плюс это возможность противостоять коррумпированным действиям чиновников. Есть некая гарантия, что компании из "большой четверки" обладают сильным внутренним контролем, чтобы отбросить возможность "откатов" при проведении тендеров»,– объяснил собеседник. Недоверие правительства к менеджменту госпредприятий – очень вероятная причина такого отбора аудиторов. Особенно это касается проблемных с точки зрения контроля компаний, например, «Укрнафты» и «Укртранснафты», аудит которых уже анонсировал премьер-министр Арсений Яценюк. «В данный момент множество наших лучших прибыльных компаний аудитируются компаниями, которые можно назвать "Рога и копыта". Никто их не знает, никто их не видел, а они проводят аудит для больших компаний за мизерные деньги. Международный аудит высокого качества, который нужен всем компаниям, чтобы они доказали свою прозрачность, все-таки делается компаниями с большим международным опытом»,– объяснил мотивы правительства министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус.