RU  UA

Понеділок, 25 листопада
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Налоги

Верховная рада нашла путь к легализации зарплат

Принят закон о сокращении налоговой нагрузки на фонд оплаты труда

Принят закон о сокращении налоговой нагрузки на фонд оплаты труда Государство надеется вывести из «тени» зарплаты граждан Фото: Украинское Фото

Верховная рада в понедельник отредактировала правила уплаты Единого социального взноса (ЕСВ). Из закона «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» убрали ряд норм, преграждающих бизнесу применение льготных ставок ЕСВ. Это должно снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, а значит – заинтересовать бизнес раскрывать реальные зарплаты своих работников. Авторы инициативы уверены, что закон позволит отбелить доходы более 2 млн граждан. Выгода от нововведений для бюджета Пенсионного фонда может составить порядка 11 млрд грн, еще около 8 млрд грн должны получить местные бюджеты. Эксперты одобряют закон, но предупреждают, что принятых мер может оказаться недостаточно для запланированного экономического эффекта.

Парламент уже второй раз за последние два месяца меняет правила налогообложения Единого социального взноса. В конце декабря депутаты проголосовали за применение понижающего коэффициента 0,4 при расчете этого налога. Используя льготный коэффициент, бизнес платит, например, не стандартную ставку в размере 41%, а 16,4%. Но, чтобы воспользоваться налоговыми преференциями, компания обязана выполнить ряд требований, начав с увеличения фонда оплаты труда на 30% по сравнению с 2014 годом. При этом средний оклад на предприятии должен составлять не менее трех минимальных зарплат – это 3654 грн, а минимальный налоговый платеж за одного сотрудника – не менее 700 грн. «Если для Киева такая зарплата не является большой проблемой, то для других городов, где проживает 80% населения,– это высокая зарплата»,– отметил эксперт «Реанимационного пакета реформ» Илья Несходовский. По словам собеседника, ограничение страхового взноса в 700 грн означает, что зарплата должна составлять 4200 грн.

Принятым законом требование о повышении фонда оплаты труда пересмотрели до 20%, а условие относительно размера средней зарплаты в три оклада и вовсе отменили. Также упразднили требование относительно минимального налогового платежа в 700 грн. Теперь достаточно, чтобы размер отчисления ЕСВ на одного сотрудника был не меньше уровня 2014 года.

Жертвы обстоятельств

Снятие барьеров позволит большему количеству компаний воспользоваться льготной ставкой, соглашаются опрошенные эксперты. Однако для многих этот механизм снижения налоговой нагрузки все же остался недоступным. «У предприятий, которые были ориентированы на импорт и у которых произошло существенное сокращение продаж из-за увеличения стоимости продукции, действительно нет возможности увеличивать зарплаты»,– говорит господин Несходовский.

Некоторые эксперты обращают внимание на то, что упрощенный механизм получения льготной ставки ЕСВ больше интересен компаниям, чьи сотрудники получают часть ставки официально на уровне минимальной зарплаты, а часть – «в конвертах». Тогда как стимулов легализировать доходы неоформленных сотрудников у бизнеса нет. Особенно это неинтересно малому бизнесу, уверена глава комиссии по вопросам экономической политики Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Юлия Дроговоз. Ведь для частных предпринимателей существенное давление на зарплаты также оказывает налог на доходы физлиц, понижать который парламент не стал, несмотря на то, что изначально такая идея была. «Резко выступили депутаты-мажоритарщики, так как налог на доходы физлиц наполняет местные бюджеты, состояние которых сегодня далеко не самое лучшее»,– объяснил господин Несходовский.

Как бы ни было, без снижения ставок подоходного налога реформа ЕСВ будет полумерой на пути легализации доходов, считает госпожа Дроговоз. «Снижение общей налоговой нагрузки на фонд оплаты труда должно быть до 20%, ну или хотя бы не более 30%. Тогда у бизнеса будет стимул проводить легализацию доходов и платить "белые" зарплаты. Сегодня же нагрузка на фонд оплаты труда приближается к 40%»,– объяснила эксперт УСПП.

Член комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Оксана Продан («Блок Петра Порошенко») соглашается, что в целом закон облегчит жизнь многим компаниям, но не станет панацеей для детенизации экономики. «Союз налоговых консультантов сделал расчеты, согласно которым треть предприятий будет заинтересована использовать понижающий коэффициент, что в конкретном каждом случае хорошо. Но системно мы не сделали реформу, более того – создали условия для еще одного фактора искривленной конкуренции на рынке, где разные предприятия даже одной отрасли будут иметь разную нагрузку на фонд оплаты труда»,– сказала госпожа Продан.

Разорвать замкнутый круг

Обновленные правила уплаты ЕСВ заработают сразу после того, как закон подпишет президент, и он будет опубликован. Тем не менее, остаются вопросы относительно того, по каким правилам бизнес будет работать уже в следующем году. В последней редакции документа прописано, что в 2016 году ЕСВ будет рассчитываться с понижающим коэффициентом 0,6. Причем никаких дополнительных условий уже не потребуется. Это значит, что ставка ЕСВ составит около 24,6%. Однако нет гарантий, что правительство, разочаровавшись в эксперименте по итогам 2015 года, не отыграет все обратно. Именно из-за таких опасений, по словам Юлии Дроговоз, многие компании медлят с раскрытием реальных окладов своих сотрудников. Другое дело, если бы правительство пошло на снижение самих ставок, а не применяло к ним льготные коэффициенты. «Боюсь, что в итоге эффект, который ждали, можем не получить. Полумеры могут привести к тому, что дальнейшее понижение ЕСВ будет рассматриваться как нецелесообразное»,– допускает госпожа Дроговоз.

Нужно понимать, что для правительства это более чем щепетильный вопрос. Поступления от ЕСВ – один из основных источников наполнения Пенсионного фонда. С другой стороны, именно за счет снижения налоговой нагрузки власти могли бы рассчитывать хотя бы на частичную легализацию теневого сектора экономики. По оценкам министра социальной политики Павла Розенко, скрываемый бизнесом фонд оплаты труда составляет порядка 200 млрд грн. Следовательно, убедив бизнес платить налоги, в том числе через снижение ставок, государство сможет получить дополнительный ресурс для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда.

По словам автора нового закона по ЕСВ, народного депутата Андрея Журжия («Объединение "Самопомич"»), сейчас был сделан только первый шаг относительно детенизации зарплат. По словам парламентария, теперь задача минимум на 2016 год – это снижение ставки ЕСВ до уровня 15%. «А как максимум – отмена единого социального взноса и уплата исключительно налога на доходы физических лиц»,– заявил народный депутат. Но опять-таки не факт, что инициативу поддержат в правительстве. В прошлом году на этапе обсуждения Кабинет министров рассматривал возможность снижения ставки ЕСВ до 15% поэтапно в течение нескольких лет. Но в итоге, опасаясь недопоступлений в бюджет, отказались от радикальной реформы и предложили взамен систему понижающих коэффициентов.

Читайте також

Оподаткування посилок в Україні: плюси та мінуси

Україні перед вступом до Європейського Союзу буде необхідно запровадити оподаткування міжнародних посилок

Не тільки фанати: чи змусять українців сплачувати податки з доходів, які вони одержують на іноземних інтернет-платформах

Масове оподаткування українських виробників контенту на платформі OnlyFans, а також в YouTube та TikTok виглядає досить сумнівним

Податки для ФОПів підвищать: якими будуть наслідки

Реформа спрощеної системи оподаткування позбавить Україну конкурентної переваги та знищить малий бізнес у країні