RU  UA

Понеділок, 23 грудня
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Налоги

Как Украине сбросить газовую удавку Кремля

Непродуманное фискальное регулирование газодобычи усиливает зависимость Украины от российских энергоносителей

Непродуманное фискальное регулирование газодобычи усиливает зависимость Украины от российских энергоносителей Исследования доказывают, что потенциал собственных месторождений в Украине еще далеко не исчерпан Фото: УНИАН

В Верховной раде готовятся пересмотреть ставки рентной платы. Уже на ближайшей пленарной неделе парламент может рассмотреть законопроект о стимулировании газодобычи (№ 2120). Документом предлагается снизить ренту до 15-35% в зависимости от глубины добычи. В отраслевых компаниях просят не медлить с решением, так как прошлогодние фискальные наработки, когда ренту повысили до 50-70%, уже в обозримом будущем могут привести к существенному падению объемов добычи газа, тем самым увеличив зависимость страны от российских энергоносителей. Это неоправданно и в свете военной агрессии Кремля, не говоря об экономической составляющей. Пока власти переписывают правила игры, инвестиции в отрасль тают на глазах.

Газодобытчики услышали тревожный сигнал в августе прошлого года, когда парламент увеличил им плату за пользование недрами до 55%. Рынку обещали, что эта мера вводится как временная до конца года. Такой шаг в правительстве мотивировали необходимостью перекрыть дефицит госбюджета. Тревога переросла в панику после решения сохранить ставки на весь 2015 год. Несмотря на критику со стороны бизнеса, частично цель была достигнута. По итогам 2014 года поступления за недропользования выросли на 39% к предыдущему году – до 18,1 млрд грн. Правда, все же собрали меньше запланированных Министерством финансов 20,3 млрд грн.

Идя на повышения рентных ставок, в правительстве исходили из того, что за последние 10 лет добыча газа росла. Однако был выпущен из виду тот факт, что за два года с момента повышения ренты (в 2010 году: на газ – в 1,18 раз, на нефть и газоконденсат – в 1,4 раза) начался спад бюджетных поступлений. Как следует из исследования «Как за два года достичь энергетической независимости Украины», подготовленного аналитиками департамента энергетической политики Международного центра перспективных исследований (МЦПИ), в первый год после повышения ренты валовые поступления выросли почти в два раза, но через два года – упали на четверть. «Если рентные ставки будут повышаться, объемы добычи газа снизятся в 1,5-2 раза»,– прогнозируют в МЦПИ.


Структура газового рынка Украины, 2012–2013 гг.

Синдром дежавю

Прошлогоднее повышение ренты уже отчасти сказалось на объемах добычи – к концу 2014 года падение составило порядка 10% по сравнению с предыдущим годом. Правда, здесь еще нужно учесть сокращение добычи газа ввиду потери Украиной компании «Черноморнефтегаз» из-за аннексии Крыма. Президент Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар прогнозирует, что падение объемов добычи в текущем году составит не более 1-1,1 млрд кубометров. Закрытие месторождений, по мнению эксперта, маловероятно, так как компании уже в них инвестировали. Большая вероятность того, что сокращать будут инвестиции и капиталовложения в разведку новых месторождений. Впрочем, как отметил финансовый директор компании «Карпатыгаз» Артур Сомов, сокращая добычу даже на 1 млрд кубометров, Украина автоматически будет вынуждена увеличить закупку импортного газа у России. «Это выражается в чистом оттоке из государственного бюджета порядка 8 млрд грн. Неужели действия по повышению ренты дали приток в бюджет больше, не говоря о недополученном налоге на прибыль?»– задается вопросом господин Сомов.

На сегодняшний день максимальный уровень ренты – 70% действует для предприятий, добывающих углеводороды в рамках совместной деятельности. Участники рынка называют его несправедливым и необоснованным. «Такая ставка откровенно дискриминационная», говорит финансовый директор «Навигатор-Комплект» Олег Токарь. Он поясняет, что как правило, участники совместной деятельности – это те предприятия, которые вынуждены работать на лицензионных площадях, разработанных государством или частными владельцами лицензий. «Они не могут, в отличие от олигархов, использовать админресурс, чтобы получить лицензию и стать так называемым независимым добытчиком, поясняет господин Токарь. По его мнению, предприятия, работающие в одном секторе рынка, должны платить налоги на основе принципа нейтральности, то есть «одинаковые доходы – одинаковые расходы», а с недобросовестными предпринимателями нужно бороться не фискальными, а уголовными мерами.

Как отметили в Ассоциации независимых газодобывающих компаний, из-за нестабильного законодательства и невыполнения правительством ряда обещаний, Украину уже покинули многие иностранные инвесторы, в частности Chevron и Shell. Кроме того, «дочка» JKX Oil&Gas – Полтавская газонефтяная компания отказалась от выполнения инвестиционной программы на текущий год. «Если мы будем и дальше просто рассуждать, какая конкретно ставка ренты подходит лучше всего, то уже в следующем году можем оказаться в ситуации, когда правительству этот вопрос попросту будет не с кем обсуждать – большинство инвесторов не смогут работать в этой отрасли в этой стране»,– заявил коммерческий директор JKX Oil&Gas Питер Диксон. Нервозность бизнеса вполне объяснима. «Ни в одной из соседних стран нет ренты больше 28%. А если смотреть на Западную Европу, то там вообще облагается прибыль, а не доход компании»,– говорит советник министра энергетики и угольной промышленности Роман Опимах.

Помоги врагу

Зависимость Украины от импортного газа наглядно подтверждают данные за 2014 год, когда страна в общей сложности «сожгла» 42 млрд кубометров газа. Причем 20,5 млрд кубометров – это газ собственной добычи, а 21,5 млрд кубометров импортный. В том числе 14,5 млрд кубометров было импортировано напрямую из России (на 36% меньше, чем в 2013 году), через реверс из Европы поставлено 7 млрд кубометров газа. Зависимость от российского газа все еще колоссальная, особенно если вспомнить, с каким опасением украинцы ждали старта последнего отопительного сезона при полупустых газовых хранилищах. Кроме того, российская сторона регулярно прибегает к ценовому шантажу, обвиняя Киев то в задержке платежей, то в нарушении договоров. Сегодня партнерские договоренности в энергетической сфере, в том числе и по газу, безусловно, выглядят крайне странно на фоне вмешательства Кремля во внутренние дела Украины, аннексии Крыма и поддержки сепаратистов на Донбассе. Аналитики МЦПИ в своем исследовании акцентируют внимание на том, что сегодня расходы федерального бюджета России на оборону постоянно растут. «Кремль использует полученную прибыль от энергетического сектора на переоснащение оборонной промышленности, модернизацию армии и укрепление сектора безопасности государства»,– говорится в исследовании МЦПИ. Другими словами, продолжая платить России за газ, Украина финансирует из своего же бюджета российскую армию, которая ей и противостоит.


Расходы федерального бюджета РФ в 2010–2015 гг., % ВВП

На первый взгляд – абсурдная ситуация, но вместе с тем – и единственно возможный сценарий развития событий. Все потому, что энергетическая безопасность у нас была слишком недооценена, считает эксперт в сфере энергетики Богдан Соколовский. В краткосрочной перспективе, по его мнению, кроме пересмотра фискальной политики, также важно сократить объемы потребления. В идеале – до уровня добычи.

С другой стороны, потенциал собственных месторождений еще далеко не исчерпан. «В пределах континентальной Европы Украина занимает пятое место по уровню объемов добычи газа на собственной территории. По данным исследований Ивано-Франковского университета нефти и газа, традиционные ресурсы природного газа оцениваются в 5,4 трлн кубометров, тогда как разведано только 1,1 трлн кубометров газа»,– говорит директор департамента энергетической политики МЦПИ Наталья Слободян. При этом, по словам Романа Опимаха, более 80% потенциальных месторождений – это мелкие месторождения с запасами не более 1-5 млрд кубометров. «Будущее за небольшими производителями. Так как ни одна большая компания не придет на такие мелкие месторождения»,– отметил господин Опимах.


Динамика объема ежегодной добычи газа в Украине, 1940–2013 гг., млрд куб. м

В любом случае, по мнению Михаила Гончара, прогнозные ресурсы для добычи газа таковыми и останутся без реализации ряда программ с поддержкой на государственном уровне. В частности, это могут быть проекты по глубокому бурению, строительству дополнительных компрессорных станций для добычи больших объемов из того, что осталось в месторождениях.

«Это даст дополнительно через пять лет до 5 млрд кубометров в год. Но дальнейшая перспектива будет связана с разработкой нетрадиционного газа и разработкой шельфа Черного моря. Сектор мелководного шельфа ближе к Одесской области остается перспективным. Но, к сожалению, потерян технический потенциал НАК "Нафтогаз Украины" из-за, по сути, пиратского захвата буровых и добывающих платформ на мелководном шельфе при аннексии Крыма»,– объяснил Михаил Гончар. Но это все – в перспективе. Тогда как сейчас все упирается в рентную плату, точнее – ее снижение. «Наверное, это тот случай, когда власти нужно будет сделать шаг назад»,– резюмировал господин Гончар.

С ним согласен и Олег Токарь: «Чтобы сформировать сбалансированную и стимулирующую украинское производство систему налогообложения, любые скоропалительные решения крайне опасны, потому что могут привести к безвозвратной потере добывающими предприятиями интеллектуального потенциала Украины, который сегодня еще существует».

Читайте також

Оподаткування посилок в Україні: плюси та мінуси

Україні перед вступом до Європейського Союзу буде необхідно запровадити оподаткування міжнародних посилок

Не тільки фанати: чи змусять українців сплачувати податки з доходів, які вони одержують на іноземних інтернет-платформах

Масове оподаткування українських виробників контенту на платформі OnlyFans, а також в YouTube та TikTok виглядає досить сумнівним

Податки для ФОПів підвищать: якими будуть наслідки

Реформа спрощеної системи оподаткування позбавить Україну конкурентної переваги та знищить малий бізнес у країні