В Верховной раде готовятся пересмотреть ставки рентной платы. Уже на ближайшей пленарной неделе парламент может рассмотреть законопроект о стимулировании газодобычи (№ 2120). Документом предлагается снизить ренту до 15-35% в зависимости от глубины добычи. В отраслевых компаниях просят не медлить с решением, так как прошлогодние фискальные наработки, когда ренту повысили до 50-70%, уже в обозримом будущем могут привести к существенному падению объемов добычи газа, тем самым увеличив зависимость страны от российских энергоносителей. Это неоправданно и в свете военной агрессии Кремля, не говоря об экономической составляющей. Пока власти переписывают правила игры, инвестиции в отрасль тают на глазах.
Газодобытчики услышали тревожный сигнал в августе прошлого года, когда парламент увеличил им плату за пользование недрами до 55%. Рынку обещали, что эта мера вводится как временная до конца года. Такой шаг в правительстве мотивировали необходимостью перекрыть дефицит госбюджета. Тревога переросла в панику после решения сохранить ставки на весь 2015 год. Несмотря на критику со стороны бизнеса, частично цель была достигнута. По итогам 2014 года поступления за недропользования выросли на 39% к предыдущему году – до 18,1 млрд грн. Правда, все же собрали меньше запланированных Министерством финансов 20,3 млрд грн.
Идя на повышения рентных ставок, в правительстве исходили из того, что за последние 10 лет добыча газа росла. Однако был выпущен из виду тот факт, что за два года с момента повышения ренты (в 2010 году: на газ – в 1,18 раз, на нефть и газоконденсат – в 1,4 раза) начался спад бюджетных поступлений. Как следует из исследования «Как за два года достичь энергетической независимости Украины», подготовленного аналитиками департамента энергетической политики Международного центра перспективных исследований (МЦПИ), в первый год после повышения ренты валовые поступления выросли почти в два раза, но через два года – упали на четверть. «Если рентные ставки будут повышаться, объемы добычи газа снизятся в 1,5-2 раза»,– прогнозируют в МЦПИ.
Структура газового рынка Украины, 2012–2013 гг.
Синдром дежавю
Прошлогоднее повышение ренты уже отчасти сказалось на объемах добычи – к концу 2014 года падение составило порядка 10% по сравнению с предыдущим годом. Правда, здесь еще нужно учесть сокращение добычи газа ввиду потери Украиной компании «Черноморнефтегаз» из-за аннексии Крыма. Президент Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар прогнозирует, что падение объемов добычи в текущем году составит не более 1-1,1 млрд кубометров. Закрытие месторождений, по мнению эксперта, маловероятно, так как компании уже в них инвестировали. Большая вероятность того, что сокращать будут инвестиции и капиталовложения в разведку новых месторождений. Впрочем, как отметил финансовый директор компании «Карпатыгаз» Артур Сомов, сокращая добычу даже на 1 млрд кубометров, Украина автоматически будет вынуждена увеличить закупку импортного газа у России. «Это выражается в чистом оттоке из государственного бюджета порядка 8 млрд грн. Неужели действия по повышению ренты дали приток в бюджет больше, не говоря о недополученном налоге на прибыль?»– задается вопросом господин Сомов.
На сегодняшний день максимальный уровень ренты – 70% – действует для предприятий, добывающих углеводороды в рамках совместной деятельности. Участники рынка называют его несправедливым и необоснованным. «Такая ставка – откровенно дискриминационная»,– говорит финансовый директор «Навигатор-Комплект» Олег Токарь. Он поясняет, что как правило, участники совместной деятельности – это те предприятия, которые вынуждены работать на лицензионных площадях, разработанных государством или частными владельцами лицензий. «Они не могут, в отличие от олигархов, использовать админресурс, чтобы получить лицензию и стать так называемым независимым добытчиком,– поясняет господин Токарь. По его мнению, предприятия, работающие в одном секторе рынка, должны платить налоги на основе принципа нейтральности, то есть «одинаковые доходы – одинаковые расходы», а с недобросовестными предпринимателями нужно бороться не фискальными, а уголовными мерами.
Как отметили в Ассоциации независимых газодобывающих компаний, из-за нестабильного законодательства и невыполнения правительством ряда обещаний, Украину уже покинули многие иностранные инвесторы, в частности Chevron и Shell. Кроме того, «дочка» JKX Oil&Gas – Полтавская газонефтяная компания отказалась от выполнения инвестиционной программы на текущий год. «Если мы будем и дальше просто рассуждать, какая конкретно ставка ренты подходит лучше всего, то уже в следующем году можем оказаться в ситуации, когда правительству этот вопрос попросту будет не с кем обсуждать – большинство инвесторов не смогут работать в этой отрасли в этой стране»,– заявил коммерческий директор JKX Oil&Gas Питер Диксон. Нервозность бизнеса вполне объяснима. «Ни в одной из соседних стран нет ренты больше 28%. А если смотреть на Западную Европу, то там вообще облагается прибыль, а не доход компании»,– говорит советник министра энергетики и угольной промышленности Роман Опимах.
Помоги врагу
Зависимость Украины от импортного газа наглядно подтверждают данные за 2014 год, когда страна в общей сложности «сожгла» 42 млрд кубометров газа. Причем 20,5 млрд кубометров – это газ собственной добычи, а 21,5 млрд кубометров – импортный. В том числе 14,5 млрд кубометров было импортировано напрямую из России (на 36% меньше, чем в 2013 году), через реверс из Европы поставлено 7 млрд кубометров газа. Зависимость от российского газа все еще колоссальная, особенно если вспомнить, с каким опасением украинцы ждали старта последнего отопительного сезона при полупустых газовых хранилищах. Кроме того, российская сторона регулярно прибегает к ценовому шантажу, обвиняя Киев то в задержке платежей, то в нарушении договоров. Сегодня партнерские договоренности в энергетической сфере, в том числе и по газу, безусловно, выглядят крайне странно на фоне вмешательства Кремля во внутренние дела Украины, аннексии Крыма и поддержки сепаратистов на Донбассе. Аналитики МЦПИ в своем исследовании акцентируют внимание на том, что сегодня расходы федерального бюджета России на оборону постоянно растут. «Кремль использует полученную прибыль от энергетического сектора на переоснащение оборонной промышленности, модернизацию армии и укрепление сектора безопасности государства»,– говорится в исследовании МЦПИ. Другими словами, продолжая платить России за газ, Украина финансирует из своего же бюджета российскую армию, которая ей и противостоит.
Расходы федерального бюджета РФ в 2010–2015 гг., % ВВП
На первый взгляд – абсурдная ситуация, но вместе с тем – и единственно возможный сценарий развития событий. Все потому, что энергетическая безопасность у нас была слишком недооценена, считает эксперт в сфере энергетики Богдан Соколовский. В краткосрочной перспективе, по его мнению, кроме пересмотра фискальной политики, также важно сократить объемы потребления. В идеале – до уровня добычи.
С другой стороны, потенциал собственных месторождений еще далеко не исчерпан. «В пределах континентальной Европы Украина занимает пятое место по уровню объемов добычи газа на собственной территории. По данным исследований Ивано-Франковского университета нефти и газа, традиционные ресурсы природного газа оцениваются в 5,4 трлн кубометров, тогда как разведано только 1,1 трлн кубометров газа»,– говорит директор департамента энергетической политики МЦПИ Наталья Слободян. При этом, по словам Романа Опимаха, более 80% потенциальных месторождений – это мелкие месторождения с запасами не более 1-5 млрд кубометров. «Будущее за небольшими производителями. Так как ни одна большая компания не придет на такие мелкие месторождения»,– отметил господин Опимах.
Динамика объема ежегодной добычи газа в Украине, 1940–2013 гг., млрд куб. м
В любом случае, по мнению Михаила Гончара, прогнозные ресурсы для добычи газа таковыми и останутся без реализации ряда программ с поддержкой на государственном уровне. В частности, это могут быть проекты по глубокому бурению, строительству дополнительных компрессорных станций для добычи больших объемов из того, что осталось в месторождениях.
«Это даст дополнительно через пять лет до 5 млрд кубометров в год. Но дальнейшая перспектива будет связана с разработкой нетрадиционного газа и разработкой шельфа Черного моря. Сектор мелководного шельфа ближе к Одесской области остается перспективным. Но, к сожалению, потерян технический потенциал НАК "Нафтогаз Украины" из-за, по сути, пиратского захвата буровых и добывающих платформ на мелководном шельфе при аннексии Крыма»,– объяснил Михаил Гончар. Но это все – в перспективе. Тогда как сейчас все упирается в рентную плату, точнее – ее снижение. «Наверное, это тот случай, когда власти нужно будет сделать шаг назад»,– резюмировал господин Гончар.
С ним согласен и Олег Токарь: «Чтобы сформировать сбалансированную и стимулирующую украинское производство систему налогообложения, любые скоропалительные решения крайне опасны, потому что могут привести к безвозвратной потере добывающими предприятиями интеллектуального потенциала Украины, который сегодня еще существует».