RU  UA

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Налоги

Никакой "одесской реформы" таможни не существует, – Роман Насиров

Почему Одесская таможня не смогла собрать деньги на ремонт дорог

Почему Одесская таможня не смогла собрать деньги на ремонт дорог Глава Государственной фискальной службы Украины Роман Насиров Фото: УНИАН

В прошлом году эксперимент по финансированию ремонта дорог за счет половины сверхплановых таможенных сборов позволил собрать на инфраструктурные проекты более 0,5 млрд грн. Несколько дней назад премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что из четырех областных таможен, участвующих в эксперименте, лишь Одесская не показала эффективный результат. Однако уже в начале нынешнего года ситуация со сборами в этом регионе стала гораздо лучше. О причинах неудачного эксперимента в Одесской области и в целом о ситуации на этой региональной таможне "Апострофу" рассказал глава Государственной фискальной службы РОМАН НАСИРОВ.

- После заявления премьер-министра возникло много вопросов вокруг сборов на Одесской таможне. Был ли все-таки выполнен или перевыполнен план по таможенным сборам и платежам в прошлом году в рамках эксперимента?

- В сентябре-декабре 2015 года индикативный, то есть плановый, показатель по таможенным платежам Одесской таможней достигнут не был. И это при том, что для ГФС каждый месяц был новым историческим рекордом по таможенным сборам. В сентябре этот показатель составил 18,8 млрд грн, в октябре – 19,1 млрд, в ноябре – 20,2 млрд, в декабре – 20,4 млрд грн.

- Было ли выполнение показателей Одесской таможни в январе и феврале? Если да, то за счет чего?

- Исходя из расчетов, согласно действующему на сегодня постановлению Кабмина № 726, можно говорить, что в январе-феврале Одессе удалось выполнить поставленную задачу. Это было достигнуто, в основном, за счет предпринятых службой мер в рамках общей таможенной политики в отношение всех таможен. Например, мы ускорили процедуру таможенного оформления контейнеров благодаря подписанию Меморандума с Министерством инфраструктуры, усовершенствовали систему оценки рисков. Хотя профилирование рисков создается ГФС для всей таможенной системы, для Одессы отдельно уточнили профили риска, что помогает при контроле достоверности декларирования товаров. Таможенные и ИТ-департаменты центрального аппарата внесли корректировки и обновления в систему таможенного оформления, а также отменили ряд норм, что упрощает процедуру таможенного оформления.

Кроме этого, Кабинет Министров принял постановление №724 о системе управления рисками, что решает проблемы таможенной стоимости. Все это и ряд других мер повысили уровень таможенных сборов в целом по Украине, в том числе на Одесской таможне. Кроме того, существует такое понятие, как сезонность товаров. Это тоже могло играть роль в сторону увеличения сборов на Одесской таможне.

- Является ли Одесская таможня крупной по сборам?

- Одесская таможня далеко не большая по поступлениям в общий фонд государственного бюджета. Одесса, в среднем, дает около 7% от общих таможенных сборов.

- Давайте окончательно проясним: удалось ли привлечь в бюджет Одесской области по итогам 2015 года средства на инфраструктуру, согласно эксперименту, введенному в прошлом году, когда половина сверхплановых поступлений с таможни направлялась на ремонт дорог соответствующего региона?

- Как я говорил ранее, в 2015 году Одесской таможне не удавалось достичь индикативных показателей Минфина. Соответственно, в прошлом году эксперимент не дал своих позитивных результатов, как это было в других областях.

- Какие результаты других областей, принимающих участие в эксперименте?

- Другие регионы по итогам прошедшего года получили сверхплановые поступления с региональных таможен, направив их на инфраструктуру. Волынская область получила 104,2 млн грн, Львовская – 312,3 млн, Черновицкая –129,9 млн грн. Таким образом, три области получили вместе почти 550 млн грн.

- Ранее глава Одесской таможни Юлия Марушевская заявляла о наборе специалистов на 132 должности. Удалось ли решить этот кадровый вопрос?

- Об этом лучше спросить у главы Одесской таможни. В службе было 58 тысяч сотрудников, сейчас мы завершаем сокращение до 30%. По данным департамента персонала ГФС, новых специалистов в Одессе не принимали.

- Марушевская также говорила, что новым кадрам будут платить больше. Возможно ли сегодня повышение зарплат на таможне? За счет каких дополнительных источников?

- Повышение зарплат – это и моя мечта, и всех сотрудников ГФС. Над чем мы работаем вместе с Минфином. Но пока складывается ситуация, при которой мы даже не можем удержать кадры, которые работали у нас годами, а теперь уходят в другие ведомства, где больше платят. С одной стороны, у нас появился шанс поднять сотрудникам зарплаты в связи с сокращением штата. Но с другой, у инспектора зарплата поднимется, максимум, со $100 до $150. На сегодня законодательством не предусмотрено платить больше в отдельном регионе. Если найдется способ, мы его распространим в рамках страны.

- Согласно заявлению главы Одесской таможни, сотрудники ИТ-департамента ГФС подали заявление в прокуратуру, засомневавшись в законности внедрения программного обеспечения ASYCUDA, закупленного Юлией Марушевской? Проясните ситуацию.

- Когда в ГФС впервые пришли с предложением по поводу ASYCUDA, был сделан анализ системы, который показал, как минимум, 15 пунктов "против" ее установки вместо существующей. От нее уже отказались ряд европейских стран (Литва, Латвия, Словакия, Румыния), о чем есть официальные ответы на запросы ГФС. Система устарела, так как она разрабатывается с 1981 года. Единственная существенная модернизация была проведена относительно недавно после многолетнего давления стран-пользователей. Отсутствие нужных баз данных, невозможность интеграции с другими как внутренними, так и внешними государственными системами, полная зависимость от нее и ее разработчиков при ее установке и обновлении заставили европейские страны отказаться от системы. В ЕС все страны используют отечественные системы для такого вида обработки таможенных данных.

- Что насчет заявления в прокуратуру?

- ГФС никаких заявлений по этому поводу в прокуратуру не направляла. Можно только предположить, на основании чего могло быть такое заявление. Сотрудники ведомства несут ответственность, часто уголовную, за принятые ими решения. Такая ответственность повышается, когда речь идет о выделении финансов на какой-либо проект. В связи с высокой степенью ответственности такие решения принимаются на уровне центрального аппарата. Когда речь идет об ИТ и безопасности информации не только ГФС, но и частных лиц, которые проходят через таможенное оформление, решение должно быть согласовано со всеми участниками процесса. В данном случае никаких согласований не было. Получается, что все сотрудники, в первую очередь, центрального аппарата, понесут ответственность при малейших сбоях закупленной системы. Кроме того, возникает вопрос нецелевого использования средств, потраченных на такую покупку. А это уголовная ответственность лица, который ставил подпись под решением закупить ПО.

- Была информация, что на Одесской таможне пропал конфискат на 50 млн грн. Это правда?

- К сожалению, да. Сейчас проходит внутреннее расследование по этому факту. Результаты сообщим позже.

- В чем состоит громкая реформа Одесской таможни, о которой говорила руководитель региональной таможни Юлия Марушевская? Видите ли вы какие-нибудь результаты, отличные от результатов на других таможнях?

- О какой реформе идет речь? ГФС – орган центральной исполнительной власти, в котором в данное время проходит одна единая реформа. Она проходит на всех уровнях - от центрального аппарата до региональных органов. Реформа была разработана еще летом 2015 года вместе с МВФ и Министерством финансов. Она постоянно обновляется с привлечением миссии Евросоюза, казначейства США, таможни Германии, которая предоставила нам постоянного советника по таможенным делам, а также Польши, Литвы, Великобритании и других стран. План реформы дорабатывается и обновляется каждый месяц в соответствии с достигнутыми результатами. Реформа охватывает все направления: аудит, управление рисками, организацию таможенного контроля, борьбу с таможенными правонарушениями, методы выявления и борьбы с теневым бизнесом, HR, IT и коммуникационную политику, офис больших налогоплательщиков и т.д. Мы двигаемся по плану реформы как в центре, так и в регионах. В то же время я ничего не знаю о существовании отдельных региональных реформ. Ни одесской, ни полтавской, ни хмельницкой реформы таможни или налоговой не существует. По крайней мере, все результаты, которые показывают таможни, связаны с мерами, принятыми в ходе выполнения единого Плана институциональной реформы ГФС. Сейчас в Одессе будет эксперимент с новым таможенным терминалом в порту. Что касается результатов внедрения реформы, цифры говорят лучше. Их я уже называл.

Читайте також

Оподаткування посилок в Україні: плюси та мінуси

Україні перед вступом до Європейського Союзу буде необхідно запровадити оподаткування міжнародних посилок

Не тільки фанати: чи змусять українців сплачувати податки з доходів, які вони одержують на іноземних інтернет-платформах

Масове оподаткування українських виробників контенту на платформі OnlyFans, а також в YouTube та TikTok виглядає досить сумнівним

Податки для ФОПів підвищать: якими будуть наслідки

Реформа спрощеної системи оподаткування позбавить Україну конкурентної переваги та знищить малий бізнес у країні