Граждане Украины сегодня не знают, сколько налогов они платят, и куда уходят их средства. Такое незнание дорого обходится обществу. Председатель политической партии "Основа" и кандидат экономических наук Андрей Николаенко - о том, какие преимущества даст внедрение селективных налогов, назначением которых, по сути, налогоплательщики смогут полностью распоряжаются сами.
Вследствие низкой налоговой культуры подавляющее большинство наших сограждан не в состоянии грамотно воспользоваться своими льготами и достойно защитить свои законные права и интересы. Чиновники же пользуются неосведомленностью рядовых украинцев, отсутствием общественного контроля, и нередко злоупотребляют доступом к огромным бюджетным ресурсам, которые формируются во многом именно за счет налогов физических лиц.
Партия "Основа " последовательно выступает за активное вовлечение украинцев в созидательное государственное строительство. В частности, наша политическая сила намерена отстаивать право каждого украинца самостоятельно уплачивать налоги и лично принимать решение о том, на что именно потом эти налоги будут расходоваться.
Первые шаги в этом направлении наша партия предприняла еще год назад. Совместно с рядом народных депутатов, с экспертами из общественных организаций "Международный республиканский клуб " и "Украинская стратегия " мы разработали законопроект № 8109, предлагающий имплементацию в украинское налоговое законодательство института самостоятельной уплаты налога на доходы физических лиц. Кроме того, этим документом предусматривается снижение налоговой нагрузки на труд до 25% (НДФЛ – до 10% и ЕСВ – до 15%).
Следующим шагом к "персонализации " налогового законодательства и повышению роли граждан в целевом распределении бюджета должно стать внедрение в украинское правовое поле так называемых селективных (выборочных) налогов. То есть таких налогов, которыми налогоплательщики, по сути, полностью распоряжаются сами.
Примерами селективных налогов являются налоги на развитие, и в частности, налог на недвижимость. Часть этого налога может направляться на развитие местной дорожной и социальной инфраструктуры, либо на иные цели по выбору налогоплательщика – на капитальный ремонт жилых домов или детских садов, на культурные или гуманитарные программы и т.п.
Другим примером является аналог церковного налога (church tax), когда часть налога с доходов физических лиц направляется на финансирование религиозной конфессии, членом которой является налогоплательщик. Селективный церковный налог действует в Германии, Австрии, Хорватии, Швеции, Дании, Финляндии, Исландии, Италии и некоторых кантонах Швейцарии. Размер церковного налога колеблется от 0,004% (в Хорватии) до 2% (в Финляндии) от налогооблагаемого дохода.
Еще один пример внедрения селективных налогов - налог на занятость (selective employment tax) в виде еженедельного налога на зарплату. Он действовал в конце 60‑х – начале 70‑х годов прошлого века в Великобритании, взимался с сектора услуг. За счет поступлений от этого налога субсидировалась обрабатывающая промышленность, чтобы стимулировать экспорт готовой продукции.
Внедрение в Украине механизма селективных налогов и института самостоятельной уплаты НДФЛ и ЕСВ позволит сформировать у украинцев психологию ответственного гражданина и налогоплательщика.
Реализация предлагаемых новшеств является частью программы партии "Основа " по реализации политического плана налоговой реформы.