RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Політика

«Слова "Газпром" и "Газпромбанк" уже осложняют ситуацию»

Арсений Яценюк рассказал, как будет организовывать энергопоставки в Украину

Арсений Яценюк рассказал, как будет организовывать энергопоставки в Украину Фото: УНИАН

Вчера Арсений Яценюк, впервые после 10 месяцев пребывания на посту премьер-министра дал пресс-конференцию для журналистов. Видимо, из-за редкого общения с представителями отечественных СМИ он перепутал украинского журналиста с российским. Уходящий год, по словам господина Яценюка, был годом исторических вызовов и изменений, о которых можно писать мемуары. Премьер также не исключил возможных изменений в составе правительства. По его словам, если ситуация в энергетике страны не наладится, то уже в феврале своего портфеля может лишиться министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин.

Пресс-конференция Арсения Яценюка прошла вчера вклубе Кабинета министров. Это была первая пресс-конференция премьера за 10 месяцев его работы на должности. Журналисты, которых набралось человек 70, начали приходить за полтора часа до начала мероприятия, чтоб успеть пройти контроль, занять места в зале и у микрофонов. Хотя участия министров не предполагалось, за несколько минут до появления господина Яценюка в зал вошла министр финансов Наталья Яресько.

Появление госпожи Яресько несколько оживило утомившихся от ожидания журналистов. Они обступили ее, надеясь узнать сумму очередного транша кредита МВФ, который Украина планирует получить в начале следующего года. Министр не назвала сумму, пояснив, что подробные переговоры о кредите начнутся с 8 января. Она лишь уточнила, что часть средств будет направлена на пополнение резервов, часть – на оплату внешних долгов. В какой пропорции будут распределены средства, Наталья Яресько также не сообщила: «Все подробности мы будем обсуждать до конца января. Возможно, закончим быстрее».

В это время как в зал вошел премьер-министр.


За красивые глаза денег не дают

Свое выступление господин Яценюк начал с воспоминаний об уходящем годе. «Это был год исторических вызовов и изменений»,‒ заявил премьер, добавив, что после ухода со своего поста, он, возможно, напишет мемуары об этом периоде.

Среди вызовов Арсений Яценюк назвал российскую агрессию, аннексию Крыма и падение экономики. Среди изменений – реформы, которые правительство проводит уже десятый месяц. В подтверждение правильности выбранного пути были названы первые два транша кредита МВФ общим объемом в $4,5 млрд, выделенные в мае и сентябре.

Средства МВФ, отметил премьер, выделялись «не за красивые глаза и хороший английский», а именно за реформы. «Не проводили бы (реформы.– А’), фигуру из трех пальцев дали бы, а не деньги»,‒ заявил господин Яценюк, дав таким образом понять, что считает необоснованной критику касательно затягивания реформ первым составом его правительства. Сумму третьего транша, которую журналисты пытались выяснить у министра финансов, Арсений Яценюк также не назвал.

По его словам, было проведено сокращение чиновников на 10%, продавалось госимущество, в частности, за реализацию 30 автомобилей из правительственного гаража в бюджет поступили порядка $45 млн. Да и представители власти стали не такими недосягаемыми для контролирующих органов, как ранее, убежден премьер. Он сообщил, что буквально перед пресс-конференцией получил письмо от фискальных органов с просьбой предоставить информацию об источниках доходов за год: «Меня спросили, где взял деньги... Сейчас премьер-министр готовит официальный ответ для фискальной службы». Господин Яценюк также сообщил, что из-за девальвации гривны потерял значительную часть накоплений, однако не уточнил сумму.

Премьер в очередной раз признал, что госбюджет на 2015 год далек от идеала и будет пересмотрен в середине февраля, после переговоров с МВФ. Что именно может быть изменено в главном финансовом документе, он не уточнил, однако совершенно точно, что увеличения тарифов на газ для населения до экономически обоснованного уровня избежать не удастся. По его словам, уже проведенное в 2014 году повышение тарифов на 40% практически нивелировано девальвацией гривны. Глава правительства, впрочем, так и не ответил на вопрос, насколько могут вырасти тарифы в следующем году.

Демчишин может быть уволен

Ситуация с энергоснабжением, по словам премьера, на сегодняшний день нормализовалась. Поставки российского угля на ТЭС возобновлены. Министерство энергетики прорабатывает вопрос о поставках угля с оккупированных территорий Луганской и Донецкой областей. По словам главы правительства, уголь с этих территорий может закупаться лишь на государственных шахтах, которые сейчас пребывают под контролем боевиков. Угольные предприятия должны будут перерегистрироваться в Киеве, а оплата за товар будет производиться лишь по факту его получения, при этом зарплата шахтерам будет перечисляться на их персональные карточки.

Кроме того, в ближайшее время будут налажены и поставки электроэнергии из России. Прямой контракт в дополнение к уже действующему подпишут «Укринтерэнерго» и «ИнтерРАО». Он отметил, что были попытки ввести посредника при поставках электроэнергии из России, однако правительство этого не допустило. «Были попытки сделать прокладку. Поэтому правительство приняло решение о прямом контракте, чтоб ни у кого руки не чесались»,‒ сказал премьер. Отвечая украинскому журналисту, задавшему вопрос на тему энергетики на русском языке, господин Яценюк решил, что с ним общается представитель российских СМИ. «Вы понимаете по-украински?» ‒ переспросил премьер, начав говорить по-русски. Убедившись, что язык значения не имеет, он продолжил уже на украинском.

В итоге Арсений Яценюк сообщил, что дал министру энергетики и угольной промышленности Владимиру Демчишину месяц на то, чтоб он решил все проблемы с энергопоставками, дабы избежать необходимости веерных отключений потребителей, а также на то, чтобы тот навел кадровый порядок в министерстве. «Я официально на заседании правительства дал министру энергетики месяц на то, чтоб он взял под контроль отрасль и свое министерство. В противном случае я буду предлагать парламенту принять кадровое решение. В том числе, чтобы он (Демчишин.– А’) взял под контроль назначение руководителей государственных энергетических компаний. Представителей российских граждан типа Григоришина (российский бизнесмен Константин Григоришин.– А’) там не будет»,‒ заявил господин Яценюк в ответ на вопрос о назначении руководителем ГП НЭК «Укрнэнерго» Юрия Касича, которого в СМИ называют человеком Григоришина.

Есть ли разногласия между премьером и президентом?

В завершении пресс-конференции господин Яценюк заявил, что его публичная позиция по всем вопросам совпадает с позицией президента Петра Порошенко, а если и есть расхождения, то они не выносятся на публичное обсуждение: «Я официально заявляю как премьер и как человек: мы с президентом Украины ‒ едины, и вы это увидели на протяжении последних месяцев нашей работы ‒ как до выборов, так и после них. У нас могут быть разные видения. У нас есть дискуссия за закрытыми дверями, но публичная президентская позиция и позиция премьера являются общей. Нам еще только не хватало, не дай Бог, каких-либо недоразумений между двумя ключевыми ветвями власти».

Общение с прессой длилось чуть более двух часов, после чего господин Яценюк, пришедший в хорошее расположение духа, решил лично поблагодарить журналистов за вопросы. Он спустился в зал и пожал руку всем, до кого сумел дотянуться через плотно выставленные ряды кресел. В пресс-службе сказали, что это был экспромт, не предусмотренный программой мероприятия.

Оказавшись последним, кого премьер встретил на выходе из зала, корреспондент А’ поинтересовался у господина Яценюка, если ли какие-то предпосылки осложнения ситуации с поставками газа, в частности из-за того, что «Газпромбанк» требует от Оstchem погасить до 31 декабря 2014 года $842,5 кредита, взятого в прошлом году на закупку газа или же вернуть почти 5,7 млрд кубометров топлива, которое находится в хранилищах Украины. «Слова “Газпром” и “Газпромбанк” уже осложняют ситуацию. Я в курсе этого вопроса. Скажу лишь, что мы будем делать все, чтобы обеспечить энергетическую независимость и баланс газа»,‒ ответил премьер, перестав при этом улыбаться.

Читайте також