RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Політика

Максим Карижский: Как Зеленскому планировать третий президентский срок

Известный политический консультат о глобальных задачах для новой власти

Известный политический консультат о глобальных задачах для новой власти Фото: Ігорь Терік

Даже те немногие украинские политические комментаторы и блогеры, которые не являются участниками наемных армий политических офисов, обсуждают повестку президента Зеленского и партии "Слуга народа" в крайне короткой перспективе. Тексты о повестке новой власти своей главной рамкой имеют, прежде всего, вопрос о том, что следует новому руководству страны делать в ближайшее время, и только в ближайшее время, для сохранения власти. По факту украинские комментаторы не перешагивают горизонт в один год. А что же находится за этим горизонтом? Этот вопрос "Апостроф" обсудил с известным украинским политическим консультантом Максимом КАРИЖСКИМ.

- Каждый раз при смене президента в Украине наблюдается одинаковая тенденция: власть словно бы забывает о своих стратегических обещаниях и планах и начинает жить исключительно сегодняшним днем, концентрируясь лишь на насущных вопросах. Как вы считаете, оправдан ли такой подход?

- Я не склонен преуменьшать значение ситуативной политической тактики. Однако считаю, что лишь наличие плана хотя бы на 5, 10 и 20 лет являет необходимым условием для успешных кратковременных действий.

Новейшая история свидетельствует, что именно далекий горизонт политических целей позволял лидерам государств удерживать власть, переизбираться на вторые и третьи сроки, и выходить из власти под звуки фанфар, а не оскорблений или выстрелов. Успешный государственный лидер (президент) запускает процессы изменений в стране на десять-двадцать лет как минимум, и эти процессы выносят его на волну популярности на очередных выборах. Думая лишь о тактических успехах, президент оставляет свое переизбрание на волю случая.

- Если рассматривать сегодняшнюю повестку нового президента и ЗЕ-команды, можно ли считать ее стратегической и направленной в будущее?

- Предметно тексты о повестке новой власти сосредоточены на оппонентах и противниках как на физических лицах – украинских "олигархах", Путине, боевиках ЛНР-ДНР. Пожалуй, единственный институт, который берется во внимание – это Российская Федерация как государство и как политическая система. Да и то не далее тезиса "успешная Украина опасна для России". Однако без анализа целей и оснований среднесрочной и долгосрочной политики РФ – выработать адекватные контрмеры вызовам со стороны РФ можно лишь наугад.

Данный подход никак не помогает ни новой власти, ни ее оппонентам сформировать сколь-либо обоснованный набор сценариев будущего, а значит и сколь-либо обоснованную личную стратегию и государственную политику.

- Хорошо. Какими тогда должны быть элементы подобной стратегии?

- Давайте я предложу несколько ключевых рамок, внутри которых может и должна формироваться жизнеспособная и эффективная государственная политика, а также личные стратегии политиков и общественных деятелей.

Некоторые указанные рамки/вызовы отвечают современным отчетам об источниках угроз в мире. Иные же основаны на истории и оперативной действительности Украины.

Предлагаемые тезисы опираются на одну простую идею: устойчивая жизнеспособная Украина возможна только и исключительно как общество либеральное и предельно республиканского толка. Политически и экономически левая Украина в среднесрочной перспективе либо вовсе невозможна, либо попросту обречена на прозябание на обочине мировой жизни; и, в конце концов, на этой обочине станет жертвой, а не участником глобальных процессов. А оставшись социалистической, Украина неминуемо проиграет соперничество в целом социалистической России.

Максим Карижський: "Стійка життєздатна Україна можлива тільки і виключно як суспільство ліберальне і гранично республіканського спрямування" Фото: Ігорь Терік

И еще: мне хотелось бы не давать рецепт, а скорее спровоцировать дискуссию о приоритетах государственной политики более интересную, нежели она есть сейчас.

- С чего предлагаете начать? С той же России?

- Пожалуй, нет. Давайте начнем с процессов, которые затрагивают не исключительно Украину, а весь мир. Например - с климатических изменений.

Сегодня уже очевидно, что глобальное потепление является вызовом для всей планеты, и в частности для Украины. Обычно обозреватели склонны обсуждать климатические изменения как риск для экономического процветания. Однако речь идет не о риске процветанию или благосостоянию, а об угрозе жизнеспособности для огромных территорий и масс населения. Этот вызов выводит нас напрямую к государственной безопасности.

- Речь о глобальном потеплении?

- Прежде всего – о сокращении плодородной земли. Любой известный сценарий глобального потепления предполагает, что сокращение плодородных земель на планете является неизбежным процессом. Вопрос будет состоять лишь в том, насколько быстро и резко климатические изменения повлияют на мировое сельское хозяйство. Одним из самых ценных ресурсов для стран станет земля, способная приносить урожай.

Хотя в мировом масштабе плодородные земли будут сокращаться, Украина имеет возможность закрепить за собой статус "аграрной сверхдержавы". В общем климатологи утверждают, что существуют два основных сценария изменения климата: "сухой" или "влажный". Если изменения пойдут по "сухому" сценарию, то Украина окажется в списке стран, чьи плодородные угодья будут требовать орошения даже для получения одного урожая в год. Если же по "влажному" сценарию, то расположение Украины предоставит возможность выращивать по два урожая за сезон, а также выращивать многие культуры, сейчас не свойственные нашей стране.

- Очевидно, что подобный сценарий серьезно поднимет ценность плодородной земли…

- И даже спровоцирует борьбу за нее. На те страны, в составе которых ещё будет находиться плодородная почва, ляжет бремя обеспечивать сельскохозяйственными товарами всю планету. Украина наверняка окажется в числе этих государств. Это будет не только преимущество, но и ответственность. Сегодня Украина абсолютно не готова к этой роли. Если сейчас производительность труда в аграрном секторе Украины является исключительно вопросом экономического процветания нашей страны, то вследствие глобального потепления это может стать вопросом нашей национальной безопасности.

От того, как Украина будет распоряжаться своими землями, будет зависеть уровень обеспечения продовольствиями других стран. Поэтому за нашей страной будет установлен тщательный контроль со стороны других стран, особенно тех, кто больше всего будет "обижен" природой. От Украины будут ожидать максимизации урожая.

Если правительство нашего государства не будет справляться с задачей максимизации урожая, то и гарантий территориальной безопасности у нас не будет. Мы не будем застрахованы от превращения нашей страны в общую "кормушку". Умение эффективно обрабатывать сельхозугодья станет не вопросом благосостояния, а вопросом выживания.

Как сейчас в Индии и в Африке между местными жителями происходит борьба за питьевую воду, так и земля уже в 2040 году рискует стать предметом для сражений между странами. Когда почва твоей страны осушена, а граждане страдают от голода, то нормы международного права отходят на второй план. На первом - продовольственная безопасность государства. Поэтому Украина должна быть готова отстаивать свои земли, не надеясь на защиту международных структур. Риск интервенции как со стороны России, так и со стороны другого заинтересованного государства (или их союзов) будет крайне велик.

Максим Карижський: "Україна повинна бути готова відстоювати свої землі, не сподіваючись на захист міжнародних структу" Фото: Ігорь Терік

- Итак, земля, как глобальный стратегический ресурс. Как, вы предлагаете, Украина должна обращаться с этим ресурсом?

- Прежде всего, пора начать заботиться о земле, воспринимать ее как особую ценность. Исходя из того, что вскоре земля станет одним из самых важных ресурсов на планете, необходимо понять, сколько в Украине её имеется и в каком она состоянии.

Нужно провести очистку земельной поверхности и привести её в полную готовность к выращиванию урожая. Украинская земля должна ассоциироваться с экологической безопасностью, а не с радиацией и мусором. Мусорные свалки должны быть ликвидированы, а их дальнейшее появление - предотвращено посредством утилизации мусора.

Разумным и полезным представляется введение уголовной ответственности за свалку мусора. К примеру, через 5 лет. Это решение будет содействовать строительству мусороперерабатывающих заводов (сегодня в Украине их всего 2). Так чтобы через 5 лет практика свалки мусора на землю исчезла.

И важной задачей является прибавление минимум одной (а в пределе) ступени добавленной стоимости к украинской аграрной продукции. С тем чтобы максимизировать прибыль.

- В чьей собственности должна быть земля в Украине?

- Я считаю, что необходимо закрыть рынок земли для тех, кого принято в Украине называть "олигархами". Инициатива Зеленского о создании рынка земли выглядит разумной, но кто ее купит?

Считаю, что у иностранных инвесторов больше шансов подготовить почву к её усиленной эксплуатации, чем у фермерских домохозяйств. Они выступят каналом новых инноваций и технологий, которые недоступны сейчас украинским землевладельцам в силу своей дороговизны. Использование современных технологий в АПК иностранными инвесторами позволит получать максимальную отдачу в процессе обработки украинских черноземов.

Ценой ухода земли к иностранным лицам может быть потеря суперприбыли украинским государством и украинскими компаниями. Однако с другой стороны - в случае открытия рынка земли без права ее приобретения иностранными лицами, большинство плодородных земель рискуют оказаться во власти украинских "олигархических" структур. История свидетельствует о том, что они вряд ли смогут повысить производительность труда в АПК. Их будет интересовать получение прибыли при минимальных инвестициях. Или же выгодная перепродажа земли иностранцам позже, когда ограничения на право владения землей будут сняты. Поэтому главной задачей открытия рынка земли будет не допустить концентрацию земли в руках "олигархов" и постепенный вывод земель на рынок с тем, чтобы не обвалить цену.

- Вы упомянули, что украинская земля станет ценностью, а вследствие этого - объектом интереса для захвата другими государствами. Способны ли мы будем ее защитить?

- Действительно, при любом уровне подготовки украинской территории к вызовам глобального потепления она будет подвержена захвату. Украинцам придется защищать свои земли и государственную независимость. Для этого необходимо иметь в наличии свою собственную боеспособную армию, которая могла бы отбить атаку значительно более мощной армии.

Справится ли профессиональная армия с, например, российским ударом? Профессиональная армия была придумана в концепции войны на чужой территории, а не на своей. Первому удару мощного противника способна противостоять лишь страна с высоким уровнем мобилизации и обученности военному делу.

Надежным способом сохранить целостность Украины является создание армии, в которой каждый граждан Украины является её солдатом. Каждый взрослый украинец обязан владеть собственным оружием, а также уметь обращаться с основными огневыми средствами, знать тактику ведения боя.

Максим Карижський: "Кожен дорослий українець зобов'язаний володіти власною зброєю" Фото: Ігорь Терік

Также среди очевидных вещей - необходимость построить собственное военное производство. В частности, тот факт, что за 5 лет в Украине не появился собственный патронный завод – приговор всей промышленной оборонной политике прежней власти.

Несмотря на стереотип о том, что быть аграрной страной в XXI веке постыдно, завтра возможность самостоятельно обеспечивать продовольственную безопасность своим гражданам и возможность защитить эту возможность будет вопросом национальной безопасности.

- Вы обрисовали довольно непростую для Украины картину - перспективу возможности захвата. Сегодня мы уже имеем факт российской агрессии, неужели возможны подобные попытки и со стороны других стран?

- Сегодняшнее положение Украины шатко не только из-за внешней агрессии. Расшатывает положение Украины тот факт, что, возможно, процесс распада СССР до сих пор не завершен. В течение всей своей истории части Украины были в составе разных стран. Украине в ее нынешних территориях с Крымом, восточными и западными областями – менее 100 лет.

Те территории, которые Украина сейчас имеет, были даны ей в результате захватнических войн российской империи. Поэтому Украина также подвержена историческому регрессу.

Дело в том, что соседние страны еще помнят украинские земли в своем составе.Многие из стран, которым еще недавно принадлежали территории Украины, существуют и сегодня. Так, Польша имеет крепкую связь и притязание на Прикарпатье, Румыния – на Северную Буковину, а Венгрия – на Закарпатье. Россия о своих притязаниях уже громко заявила.

Европейские страны действуют более тонко. На территории Украины они ограничиваются пока что только тем, что выдают свои паспорта, карты "поляков", защищают национальные языки и продвигают свою культуру. Украинцы, проживающие вблизи пограничной зоны, и сами "заигрывают" с иностранными соседями, когда принимают их паспорта и разговаривают на их языке.

Сильным «клеем», который мотивирует жителей западных украинских областей, является возможность неуплаты налогов со своих личных заработков. Украинцам, проживающим на границе с другими странами, более интересно зарабатывать деньги заграницей, не платя высокие европейские налоги, а тратить их у себя на родине. Если в Украине ещё возможно не платить налоги, то в странах ЕС такое не прокатит. Собственно поэтому украинские граждане и вяло интересуются расходами государственного бюджета, поскольку своими руками подавляющее большинство не положило в него ни копейки.

Впрочем, Украина не единственная страна, которая до сих пор переживает процесс распада СССР. Последствия распада способны затронуть и Россию…

- Хорошо, каковы, по вашему мнению, возможности "закрепить" страну, исключить ее дальнейшее "расшатывание"?

- Для того, чтобы такая страна как Украина оставалась на карте больше чем десять лет, требуется найти незыблемую причину, которая смогла бы прочно "склеить" украинские территории в одно государство.

Долгосрочным решением по объединению страны может стать создание эффективного государства, которое станет настоящим слугой народа. Правящая партия уже имеет соответствующее название. Сейчас ее задача состоит в том, чтобы реализовать эту концепцию.

В первую очередь, нужно признать, что вся система борьбы с коррупцией является неэффективной и несостоявшейся. Предотвращение коррупции сегодня является вопросом безопасности. Ведь коррумпированность украинских чиновников российская пропаганда использует как один из аргументов, что Крыму и Донбассу в составе Украине делать нечего.

Чтобы предотвратить коррупцию в стране, нужно ликвидировать ее предпосылки. А именно, приватизировать все государственные активы и прекратить практику десятков программ размытой отраслевой помощи. Когда у государства нет крупных активов, то резко сужается число возможностей для коррупции. А также исчезает мощный коррупционный мотив идти в политику и власть (чтобы управлять госактивами). Поэтому выход государства из хозяйственной деятельность является важным шагом именно в рамках борьбы с коррупцией.

Максим Карижський: "Щоб запобігти корупції в країні, потрібно ліквідувати її передумови" Фото: Ігорь Терік

Кроме того, при входе на государственную должность каждый кандидат должен проходить детектор лжи, который поможет узнать его истинные мотивы и цели на государственном посту. Это надежнее, чем нанять чиновника без предварительной проверки и затем плодить антикоррупционные органы для слежки за ним и за его расходами.

- Поговорим об экономике. Обычно, когда обсуждают успех стран, которым удалось в течение короткого времени стать серьезными игроками на глобальной мировой арене, упоминают термин "экономическое чудо" - китайское, корейское и так далее. Способны ли мы на собственное "украинское экономическое чудо"?

- Перед Украиной стоит непростой вызов: как включиться в мировое разделение труда. Не буду останавливаться подробно на сути Четвертой индустриальной революции, так как это займет слишком много времени. Суть в том, что прежняя система разделения труда себя исчерпывает. Она перестала приносить человечеству значительный рост производительности труда, который, собственно, и ведет к увеличению национального благосостояния. Нынешняя промышленная революция, как и все предыдущие, будет сопровождаться трудностями перехода от старой экономики к новой. Кто-то оказывается за бортом, а кто-то на гребне волны. Богатые богатеют, а бедные беднеют. Это будет касаться и стран, и домохозяйств внутри стран.

Сегодня Украина включена в мировое разделение труда, в общем и целом, лишь тремя основными каналами: через экспорт сельскохозяйственных товаров, экспорт рабочей силы и импорт продуктов высокой степени обработки.

Поэтому, если сейчас не намечать свое место в мировой экономике, оно может сложиться попросту как производная от индустриальных программ других стран, которые свое экономическое будущее пытаются программировать.

- Многие экономисты считают серьезной проблемой, что Украина и сегодня, спустя 28 лет после обретения независимости, в экономическом плане остается во многом советской страной. Так ли это, по вашему мнению?

- Действительно, нам достался отпечаток советского хозяйства, который был создан ещё в 20-30-х годах XX столетия. Советские экономические институты выполняли функцию не развития экономики, а функцию занятости людей. Украинское правительство до недавних пор держалось за эту модель экономики. Это проявлялось в поддержке госаппаратом неэффективных отраслей посредством госпрограмм и дотаций ради того, чтобы тысячи людей не потеряли свои рабочие места (тоже кстати источник коррупции). Но неэффективные предприятия все равно умирают.

Проблема не в умирании старого хозяйства, а в отсутствии культуры предпринимательства. Если угодно, моды на предпринимательство. «Государство нам должно» - этот подход никуда не делся. Старый социалистический уклад не стимулирует людей к предпринимательству и увеличению роста производительности. Между тем, главную роль во всех предыдущих индустриальных революциях играли предприниматели. Никогда индустриальные революции не обеспечивались государственной экономической политикой. Более того, если государство пытается себя вести как предприниматель, то индустриализация в исполнении чиновников неэффективно потребляет колоссальные ресурсы и в итоге терпит крах.

- И как вы предлагаете изменить эту ситуацию?

- Считаю, что приоритетом госполитики должно стать создание моды на предпринимательство и обеспечение благоприятных условий для развития бизнеса.

Мода на предпринимательство не может появится, пока люди "сидят на игле" государственной помощи. Когда государство и политики публично обещают обеспечить двум третям населения социальную защиту, стимул для создания своего бизнеса пропадает (а защита, по сути, так и не появляется). Поэтому программы социальной помощи должны быть пересмотрены в сторону снижения и стимулирования занятости.

Максим Карижський: "Мода на підприємництво не може з'явиться, поки люди" сидять на голці "державної допомоги." Фото: Ігорь Терік

Государство должно создавать конкретные возможности для того, чтобы каждый человек смог попробовать себя в бизнесе. Некоторые государства постепенно приучают своих граждан пробовать раскрывать свои предпринимательские навыки. Швеция, к примеру, уже на протяжение 20 лет разрешает своим работникам взять отпуск на полгода и попробовать начать свой бизнес. Если у работника не выходит реализовать свой предпринимательский потенциал, работодатель обязан взять его обратно на работу. Таким образом, столица Швеции стала ещё и европейской столицей стартапов. Стокгольм является вторым городом после калифорнийской Силиконовой долины по числу миллиардных технологических компаний на душу населения.

Другим примером является экспериментальная программа в Новой Зеландии. Руководство одной из компаний решило устроить своим работникам 4-дневную рабочую неделю, вместо привычной 5-дневной. Таким образом, работники получили больше свободного времени для самореализации и возможность начать свой собственный бизнес.

Новая промышленная революция также требует свободной рабочей силы, которая не находится в зависимости от старой экономики. Промышленная революция будет опираться, как говорил Маркс, на "резервную армию труда". Сегодня к этой армии относятся самые разные слои населения: студенты, пенсионеры, трудовые мигранты, фрилансеры и представители "креативного класса". Они и сформируют новый класс участников экономической системы. Отсутствие постоянной работы, финансовой стабильности, социального пакета и всяких гарантий пенсионного обеспечения – вполне вероятно, что это наше ближайшее будущее.

Для описания подобных процессов уже придумали новый термин - Gigeconomy. Это новая модель экономики, которая предполагает свободную и краткосрочную форму "занятости" – фриланс. Основным различием между традиционной моделью экономики и gigeconomy - это то, что последняя предлагает человеку лишь временную работу и работодатель платит только за конкретный труд. Сегодня две эти системы существуют параллельно, но вскоре так называемая "гигномика" может доминировать над занятостью с понедельника по пятницу.

Не следует бояться высоких показателей безработицы. Наши граждане хорошо приспосабливаются к новым условиям рынка труда. Украина включается в мировой экономический тренд. Наша страна входит в пятерку стран с самым высоким развитием рынка фриланса. Я убежден, что термин «социальная незащищенность» должен быть применим исключительно к одиноким пенсионерам и одиноким людям с ограниченными возможностями.

- Что вы видите среди драйверов новой украинской экономики?

- В первую очередь необходимо обеспечить повышение обязательных стандартов качества жизни в городах. Ведь очагом зарождения новой экономики обычно являются большие города, так было во все предыдущие промышленные революции. Города являются инкубаторами технологических прорывов. Но ценные кадры, которые смогли бы осуществить прорывную деятельность в стране, уезжают из украинских городов, недотягивающих до стандартов жизни других мировых полисов. Для того, чтобы предотвратить утечку кадров, нужно повышать следующие стандарты жизни: качество воды, воздуха, безопасность, удобство передвижения, электронное администрирование отношений с властями (электронное правительство), доступ к дошкольному образованию.

Сами по себе новые стандарты создадут спрос на продукцию и услуги с более высокой добавленной стоимостью. Это один из мощных стимулов развития экономики.

Кроме того, на поверхности лежит идея добавления ко всему экспорту минимум одной ступени переработки, то есть увеличения добавочной стоимости экспортируемых товаров. Это будет драйвером если не прорыва, то устойчивого роста.

- Достаточны ли, по вашему мнению, в Украине образовательные стандарты, чтобы обеспечить значительный экономический рост?

- Не вполне. Образование в Украине также должно быть адаптировано к новым требованиям. Современная образовательная система готовит кадры, которые обеспечивают остатки старых экономических укладов. Один раз получил знание о своей профессии и работаешь на основе этой информации всю жизнь. Но в новом быстротечном мире такой образовательный формат – лишен смысла.

Человек за свою жизнь будет менять профессии несколько раз за свою жизнь. Поэтому главной задачей образования станет не передача знаний, а обучение навыку самостоятельного обучения и гибкости, способности принимать нестандартные решения в нестандартных ситуациях. Новая рабочая сила должна быть готова к переквалификации, быть гибкой.

Максим Карижський: "Людина за своє життя буде міняти професії кілька разів за своє життя" Фото: Ігорь Терік

- Вы упомянули, что многие украинцы покидают страну. Насколько, по вашему мнению, это серьезная для страны проблема?

- В 2020 году мы узнаем, сколько на самом деле украинцев осталось в Украине и сколько их было "потеряно" с последней переписи населения 19 лет назад (52 млн). Но все данные говорят о том, что ежегодно выезд украинцев за рубеж превышает рождаемость. Примерно 1 млн украинцев каждый год решают отправиться в другую страну за лучшими условиями жизни. Согласно исследованию Центра экономической стратегии, Украина входит в десятку стран-доноров международных мигрантов в мире. Сегодня приблизительно 9% граждан (1,3 млн) хотят уехать работать заграницу и никогда не возвращаться. Ещё 3,8 млн хотят уехать заграницу на подработку.

Помимо этого, проблемой является снижение рождаемости. По данным Госстата 2018 года, рождаемость в Украине ниже, чем смертность. А прогноз ООН от 2019 года свидетельствуют о том, что население Украины только лишь в следствии низкой рождаемости сократится на 20% к 2050 году. В это же время общее население планету возрастет до 10 млрд. Увеличение количества людей будет происходить неравномерно и выпадет по большей части на африканский континент, а также азиатские страны. Европейские государства, и Украина в том числе, наоборот будут переживать замедление рождаемости.

Третья проблема - это старение нации. Сегодня Украина находится в тридцатке "стареющих" стран мира. Доля людей пенсионного возраста растет высокими темпами. Согласно национальному демографическому прогнозу, до 2030 года люди старше 60 лет будут составлять 26% от общего количества населения. В 2015 году этот показатель был на уровне 21,8%. Старение приведет к тому, что на пенсионный фонд добавится нагрузка по выплате пенсий, а трудоспособное население будет сокращаться.

В условиях, когда в любой момент против нашей страны может быть совершена военная агрессия, падение демографической кривой является вопросом безопасности. Стареющая и постоянно сокращающаяся нация, которая не пополняется мигрантами, не способна противостоять империалистическим замашкам других стран. Каждый раз, когда украинец уезжает из страны, отказывается заводить ребенка или выходит на пенсию - украинская армия и экономика становятся слабее.

- В чем вы видите решение проблемы сокращения населения?

- Несмотря на то, что европейские страны так же, как и Украина, страдают от низкой рождаемости и старения нации, их человеческий капитал постоянно пополняется за счет мигрантов. Украине как стране, которая сама является донором мигрантов, придется найти свой собственный источник человеческих ресурсов.

На роль самого подходящего источника мигрантов подойдет Россия. Россияне, которые не согласны с правлением Путина, являются самой близкой к украинцам по менталитету нацией. Привлекая россиян в более свободную и экономически перспективную страну, Украина решает несколько проблем. Во-первых, россияне смогут заменить мигрирующих украинцев и быстро ассимилироваться в общество без особых сложностей. Столкновений цивилизаций, как в Европе, куда больше всего мигрантов приезжает из африканских и мусульманских стран, не произойдет.

Идея упростить выдачу украинского гражданства россиянам может поспособствовать миграционному потоку.

- Это, возможно, решит часть проблемы, в секторе мигрантов. А как быть с сокращением рождаемости?

-Речь должна идти о возвращении к многодетности. Нужно восстанавливать модель традиционной многодетной украинской семьи, которая существовала вплоть до середины XX века. При нынешних условиях пятеро детей в семье – это минимальное число. Двое детей уезжают учиться заграницу. Причем уезжают они в разные страны первого мира для того, чтобы перенять опыт успешных стран. Таким образом, Украина не отказывается от роли экспорта трудовых ресурсов, а делает это своей стратегией. Три остальных ребенка остаются в Украине для того, чтобы заменить своих родителей. Это модель образцовой украинской семьи, в которой сейчас нуждается страна. Запрещающими мерами выезд из страны не остановить, поэтому нужно способствовать повышению рождаемости.

В целом считаю, что дети должны быть для старшего поколения гарантией обеспеченного будущего. Каким способом достичь такого уровня рождаемости? Например, отмена пенсий и любых социальных гарантий в престарелом возрасте будет стимулировать рождаемость детей. В таком случае именно дети, а не государство, становятся гарантией обеспеченной старости родителей. Поэтому для некоторых украинцев большое количество детей в семье станет единственным способом выжить в старости.

Максим Карижський: "Діти повинні бути для старшого покоління гарантією забезпеченого майбутнього" Фото: Ігорь Терік

Кстати, отмена пенсий точно поспособствует прививанию нам навыка сбережения и накопления богатства, планирования семейных бюджетов. А для власти частные пенсионные фонды станут стимулом высокого правопорядка в финансовой сфере. Попробуйте безнаказанно обанкротить пару фондов с пенсионными сбережениями людей, которые не гарантированы государством!

Перенять нестандартный опыт поощрения рождаемости у других стран. Например, в Грузии Патриарх объявил, что станет крестным отцом каждого третьего ребенка в семье и всех последующих. А правительство Италии с 2019 года дает в пользование на 20 лет земельный участок каждой семье, у которой рождается третий ребенок. Финляндия с 1930-х годов для каждого новорожденного ребенка дарит раскладную коробку, которая трансформируется в детскую кроватку. В этой же коробке родители смогут найти детскую одежду и другие полезные вещи для ухода за ребенком.

- А сам человек как должен меняться? Какие изменения требуются в этой области?

- Важно изменить подход к системе здравоохранения и физического воспитания. Сегодня установка медицины в Украине - лечить заболевшего. Но прежде всего медицинская система должна поддерживать хорошее здоровье украинцев. Для этого нужно изменить программу физического воспитания в средней школе и высших учебных заведениях. Программа должна быть направлена на изучение и освоение здорового способа жизни, знания своего тела и законов его долголетия. К примеру, обязательной частью физического воспитания следовало бы сделать практические занятия йоги.

Цель государственной медицинской системы состоит в сохранении человеку его трудоспособности до самого последнего дня. Здоровье граждан - это не вопрос морали, а область прямых государственных интересов. Болезни должны стать невыгодными самим людям. В западных странах страховая компания мониторит банковские транзакции своих клиентов. Если человека уличают в злоупотреблении алкоголем или сигаретами, стоимость страховки для него возрастает. Таким образом, гражданам приходится самим отвечать за отношение к своему здоровью.

- Если уж мы говорим о стратегических задачах, хотелось бы затронуть еще одну непростую для украинского общества тему - церковь. Каково может быть место церкви в успехе страны?

- В ходе рассуждения о перспективах экономического развития страны действительно часто опускается религиозный фактор. А он определенно имеет значительное влияние.

Факт в том, что по уровню ВВП православные страны в разы уступают передовым протестантским странам, католическим странам и странам с восточными религиями. Православные страны не входят даже в первую тридцатку экономически развитых государств, появляясь в списке только на 39 месте. Ведущей страной православного мира оказывается Греция, которая допустила дефолт и обвалила экономику всего ЕС. За ней следуют Румыния на 61 месте, Россия на 62, Болгария на 73, Сербия на 87 и Беларусь на 88 месте. Замыкают аутсайдерские ряды православных стран Украина с 128 местом и Молдова с 132-м.

Причины сильного экономического разрыва между католическими/протестантскими и православными странами лежат в разных мировоззрениях на личное материальное благополучие человека. Эта разница стала проявляться лишь после Реформации и распространения лютеранства и кальвинизма по всей Европе. Православная же церковь никогда не поддавала сомнению свое учение и никогда не адаптировала его к современным реалиям жизни.

Эта разница касается трудовой этики. "Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное", - этим сказанием из Библии до начала Реформации руководствовались все верующие христиане. Смирение с экономической бедностью было признаком истинной веры.

Лютер и Кальвин стали первыми, кто распространил идею о том, что за честный и усердный труд Бог отблагодарит монетой. Согласно Жан Кальвину, если человеку выпадает возможность получить доход и он не воспользуется им, это будет большим грехом. Кальвин называл богатство Божией милостью.

Макс Вебер утверждал, что различные ветви протестантизма - в особенности кальвинизм - повлияли на рождение капитализма на протяжении XVI и XVII вв. Не случайностью является и то, что высокий индустриальный рост пришелся именно на протестантскую Англию, а католические Италия, Испания, итальянские города вскоре пришли в упадок. Эти католические страны до сих пор уступают протестантским.

Некоторые эксперты считают, что индустриальным революциям способствовал приток мигрантов, изгнанных из своих стран и городов. Эта оценка подходит Нидерландам 16-го века, подходит Англии (принявшей много протестантов вместе с голландцем Вильгельмом Оранским), и конечно подходит США. Все эти примеры сопровождались религиозной терпимостью и многообразием вероисповеданий.

Максим Карижський: "Деякі експерти вважають, що індустріальним революціям сприяв приплив мігрантів" Фото: Ігорь Терік

Тем временем православие сохраняет учение о том, что труд, в первую очередь, должен быть духовным. Труд же материальный, если он связан с жаждой выгоды или гордыней, признается непристойным. Православной церкви удалось избежать "переоценки" взглядов, а вместе с этим и религиозных войн. Но сегодня Реформация нужна православной церкви, и в первую очередь она должна произойти в головах политиков.

- Какого рода реформация?

Получая независимость, Украинская православная церковь стоит перед вызовом: что она привнесет позитивного в жизнь народа благодаря отделению от РПЦ? Украине нужно новое дыхание для экономического рывка. Материальные ресурсы не помогают строить государство при социалистическом наследии в головах. Старая экономика исчезла как явление, зародыши новой только появляются. Страна обескровлена из-за оттока за рубеж самого трудоспособного и квалифицированного населения. Кстати, РПЦ находится в похожей ситуации.

Православным странам необходимо преобразование человеческого балласта в человеческий капитал. Энергию для этого может дать ресурс нематериального характера. Духовный ресурс. У церкви едва ли не больше всего оснований и возможностей для решения этой задачи. Но справится ли церковь? Реформация всегда происходит вопреки. И чем больше вопреки, тем больше реформация и ее эффект.

В Византии, в отличие от Западной Европы, православная церковь не имела задачи заменить собой слабое государство. В Киевскую Русь православная церковь пришла по решению правителя, была по факту ему подчинена и содержалась милостью князей. Православная церковь была одним из инструментов правления государей. Получала покровительство от правителей и называла их наместниками Бога. В отличие от мира католического, где церковь была сильнее, чем государи.

Православие в Российской империи во многом было связано своей ролью официальной религии в условиях монархического строя и крепостного права. Так, накопление духовного багажа стало для простых прихожан основным смыслом жизни. Просто потому, что накопление материальных благ было невозможным. Церковь воспевала бедность, поддерживая власть правящих сословий. Такое положение дел, похоже, породило предпринимательскую несостоятельность православных прихожан.

В протестантизме и католичестве Бог существует не только в церкви. В США идея Бога и Веры присутствует в онтологической картине жизни общества и действий власти. В Конституции, в политике, на деньгах. В православном же обществе Бога как идеи нет ни в политике, ни в Конституции: бог существует в церкви, но не в ежедневном быту, а вера не является декларируемым основанием для поступков в публичной политике.

То есть церковь и вера – это сильнейший ресурс. Задействовать его для прорыва страныз прозябания к процветанию – не пожелание, а задача.

Читайте також