RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Політика

Донбассу дали три года особого режима

Захваченные районы двух областей будут жить по отдельному закону

Захваченные районы двух областей будут жить по отдельному закону Парламент решил узаконить особый режим на контролируемых боевиками территориях Донбасса Фото: Украинское Фото

Парламентарии одобрили исторический законопроект президента Петра Порошенко, выполнение которого, по мнению главы государства, будет способствовать восстановлению мира и урегулированию ситуации в Донецкой и Луганской областях. Для этого планируется на три года наделить местные власти особым статусом и полномочиями, гарантировать гуманитарные права региона, позволив жителям областей участвовать в политической жизни. Впрочем, в документе содержатся резонансные нормы о недопущении преследования участников событий на Востоке страны, а также о формировании отрядов народной милиции из местных жителей. Несмотря на то, что гарантии выполнения положений законопроекта отсутствуют, политологи называют его «хрупким шансом» на выход из кризиса.

В режиме секретности

Верховная рада в первом чтении и в целом приняла проект закона №5081 «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», зарегистрированный президентом Петром Порошенко в парламенте сегодня. Документ, которым Донбасс получает особый статус и полномочия, а также широкий спектр прав на самоопределение и обеспечение «экономического, социального, культурного развития» региона, поддержали 277 народных избранников. Рассмотрение и голосование законопроекта проходило за закрытыми дверями ‒ прессу и гостей в сессионный зал не допустили.
Парламентарии ввели на три года особый порядок управления отдельными районами, городами, селами и поселками двух областей, гарантировали «недопущение уголовного преследования, привлечения к уголовной и административной ответственности и наказания лиц-участников событий на территории Донецкой, Луганской областей». Кроме того, государство, в соответствии с законом «Об основах государственной языковой политики», гарантирует жителям региона право на языковое самоопределение, равноправное использование в общественной и частной жизни любых языков, в том числе и русского, а также их развитие.

При этом, ст. 10 законопроекта предполагает проведение внеочередных выборов депутатов в районные, городские, сельские советы, которые пройдут в Донецкой и Луганской области в воскресенье, 7 декабря. Право на их проведение предусмотрено ст. 85 Конституции Украины. Следует отметить, что в отдельных районах Донбасса местное самоуправление будет осуществляться в соответствии с Конституцией Украины и украинским законодательством, а в некоторых ‒ по решению правительства будет реализован «особый порядок назначения руководителей органов прокуратуры и судов, который предусматривает участие местного самоуправления в решении этих вопросов».

Спектр прав и объем финансов

Кроме того, для обеспечения отдельных районов двух областей местные власти получат право заключать с центральными органами власти договора об их дальнейшем социально-экономическом и культурном развитии ‒ прежде всего, с Кабинетом министров. В свою очередь, правительство рассматривает предложения, поданные местными властями по реализации таких договоров, и в 10-дневный срок проводит консультации с легитимными представителями Донбасса. Проект такого соглашения вступает в силу после его одобрения Кабмином или профильным министерством. При этом правительство намерено контролировать выполнение положений таких договоров на указанных территориях.

Чиновникам также предстоит разработать и одобрить государственную целевую программу, в которой будут определены основные задачи, направленные на «создание условий комплексного и сбалансированного территориального развития, восстановление производственного и экспортно-промышленного потенциала региона». Финансировать реализацию такой программы планируется за счет средств государственного бюджета. При этом «Украина гарантирует определение затрат общего фонда госказны защищенными расходами, объем которых не может изменяться при сокращении утвержденных бюджетных назначений». Средства на проведение выборов в регионе планируется выделить из резервного фонда госбюджета. Напомним, нескольими днями ранее вице-премьер Владимир Гройсман на встрече с послами европейских стран заявил, что в ходе военного конфликта пострадала инфраструктура 35 городов и 21 района Донецкой и Луганской областей. На их восстановление, по словам чиновника, потребуется не менее 12 млрд грн.

Помимо введения особого статуса районов Донбасса, общественный резонанс вызвали и отдельные положения законопроекта. В частности, ст. 8 предусмотрено содействие органов местной власти развитию трансграничного сотрудничества не только между районами областей, но и «усиление добрососедских отношений с между территориальными общинами, территориальными единицами Российской Федерации на основании договоров про приграничное сотрудничество». А ст. 9 проекта разрешает по решению местных властей формировать в отдельных районах отряды народной милиции, на которые будет возложена «реализация заданий по охране общественного порядка в населенных пунктах». Такие отряды будут создаваться по принципу народных дружин на добровольных началах из числа граждан Украины, «которые постоянно проживают в соответствующих населенных пунктах».

Ситуация в рамках

Политологи неоднозначно оценивают инициативу власти, называя введение особого статуса регионов Донбасса то «созданием возможности достичь мира», то выполнением требований сепаратистов. «Предложенный Петром Порошенко вариант ‒ попытка создать шанс на постепенное мирное урегулирование,‒ отмечает глава Центра прикладных политических исследований “Пента” Владимир Фесенко.‒ Если не использовать этот путь, то остается еще два варианта: замораживание конфликта на территории Донбасса и формирования в Украине так называемого Приднестровья или война, итоги которой вероятнее всего приведут к потере не третьей части, а всего Донбасса». По его словам, нормы законопроекта являются рамочными и «нет никаких гарантий того, что они будут выполнены».

Отчасти слова эксперта подтверждаются заявлениями лидеров так называемых ДНР и ЛНР. «Одна из констант такова, что мы не можем принимать никакие политические союзы с сегодняшней Украиной. О федерализме и каких-либо прочих "измах" не может быть и речи»,‒ заявил сегодня первый вице-премьер самопровозглашенной ДНР Андрей Пургин в интервью телеканалу «Россия 24». При этом лидер сепаратистов отметил, что в нелегитимных формированиях «будут внимательно изучать этот рамочный закон, искать в нем точки соприкосновения для дальнейших переговоров и решения насущных вопросов».

Впрочем, предлагая такую инициативу парламенту, Петр Порошенко пошел на определенные политические риски, уверен старший аналитик по вопросам внутренней политики Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Ярослав Ковальчук. «Президент рискует, не объясняя общественности свои шаги. При этом, помимо поиска путей выхода из кризисной ситуации на Востоке, глава государства формирует имидж миротворца»,‒ уверен эксперт. Вместе с тем, по его мнению, документ содержит ряд положений, которые «соответствуют требованиям сепаратистов от 1 сентября». «Донбасс получил широкие полномочия и в вопросах бюджетного финансирования и функций местных властей. Таким образом президент выполняет условия минской встречи, но договариваться все же стоило бы с легитимными представителями региона. Возможно, Петр Порошенко пошел на этот шаг, чтобы впоследствии урегулировать ситуацию, поскольку люди должны на выборах определить состав местных органов власти»,‒ считает господин Ковальчук.

Услышанный Донбасс

Вместе с тем, господин Фесенко отмечает, что на введение подобных мер были вынуждены идти страны, на территории которых уже происходили внутренние конфликты. «Опыт Боснии, Чечни, Израиля показывает, что и амнистирование участников событий, и формирование отрядов народной милиции является допустимым. Безусловно, есть риск того, что боевики, поддерживающие сепаратизм, будут среди этих народных милиционеров, но лучше пусть они контролируют вопросы общественного порядка в регионе, чем берут в руки оружие и воюют с украинскими военными»,‒ предполагает эксперт.

Политологи сходятся во мнениях, что отчасти требования «услышать Донбасс» были выполнены. «Некоторые положения законопроекта соответствуют первоначальным требованиям жителей этих областей, тех требований, которые они озвучивали до момента, пока конфликт не перешел в военную стадию. Однако в политике бывает так, что возврат к исходным позициям можно назвать шагом вперед»,‒ говорит Владимир Фесенко. «Донбасс, может, и был услышан, но сам он не желает никого слышать,‒ говорит господин Ковальчук.‒ Сложно сказать, удастся ли восстановить мир на Востоке, но возможность заморозить конфликт и провести там выборы у президента есть».

Читайте також

Запоріжжя залишилося без облради: що відбувається і до чого тут колаборанти

Верховна Рада не розпустила Запорізьку облраду, але відібрала у неї всі повноваження

Якщо не прийде український закон на деокуповану територію, то прийде суд Лінча - екс голова Луганської ВЦА

Сергій Гайдай розповів страшні деталі про життя українців в окупації на Луганщині та вплив виборів Путіна на регіон