Имплементация соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом предусматривает большой блок гуманитарных вопросов. Они касаются разработки стратегий развития сфер здравоохранения, культуры и молодежной политики. В частности, в медицинской сфере Кабинет министров обязан обеспечить качество медикаментов в соответствии с европейскими нормами, создать механизм реимбусации ‒ частичной компенсации стоимости лекарств за государственный счет. В сфере культуры необходимо разработать ограничения по застройке буферных зон объектов культурного наследия и присоединиться к Европейскому фонду поддержки кино. Вместе с тем, эксперты указывают на целый ряд препятствий. Например, Министерство культуры не располагает необходимым штатом специалистов для разработки ограничений, а вступлению в фонд мешает необходимость внесения финансового взноса, что запрещено самим Кабмином.
О здоровье
План Кабмина по имплементации соглашения об Ассоциации Украины с ЕС был принят Кабинетом министров 17 сентября. Он включает большой блок гуманитарных вопросов, состоящий из 19 пунктов. Ряд министерств во главе с Минздравом должны разработать и утвердить новую концепцию и стратегию реформирования системы здравоохранения уже до декабря 2015 года. Между тем, Минздрав уже разработал новую концепцию реформирования системы здравоохранения, сообщил корреспонденту А' начальник управления реформы системы здравоохранения Минздрава Константин Надутый. Документ уже был обсужден с общественностью и прошел этап согласования в разных ведомствах. «Концепция ‒ это всего лишь видение, поэтому уже начата разработка плана действий с привлечением экспертов ‒ стратегии реализации и пошагового плана выполнения определенных пунктов с четким временным сроком»,‒ рассказал господин Надутый. В частности, согласно разработанной Концепции, будут применены новые методы финансирования и способы оплаты медицинских услуг через страховую медицину, зарплата врачей будет зависеть от качества их работы, установят гарантированный уровень бесплатных медицинских услуг, передадут определенные управленческие функции от Минздрава профессиональным корпоративным организациям врачей, провизоров. «В частности, самоуправленческим органам может быть передано лицензирование профессиональной деятельности, вопросы оценки квалификации. Однако самоуправление не может появится моментально, существует много рисков в случае, если эта реформа будет воплощаться быстро. Эта процедура может быть растянута во времени, предоставляя простые полномочия с переходом к более сложным»,‒ отметил начальник управления. Кроме того, согласно Концепции, в Украине планируют создать Национальный центр контроля над общественным здоровьем путем объединения Госсанэпидемслужбы, Госслужбы социальных заболеваний, Центра медстатистики Минздрава. Именно реализацию последнего пункта правительство намерено осуществить до 2017 года. При этом, в случае имплементации до 2020 года поданной концепции реформирования, в Минздраве ожидают увеличение средней продолжительности жизни на 0,7 ‒ 1 год (в 2013 году продолжительность жизни украинца составляла 71,36 год). «Это действительно в интересах европейского сообщества ‒ быть здоровыми не только самим, но и меть здоровых соседей»,‒ подчеркнул Константин Надутый.
Кроме того, уже в декабре 2014 года Кабмин планирует разработать дорожную карту по адаптации законов Украины под стандарты ЕС в сфере регистрации и учета лекарственных средств. Экс-глава Государственной службы лекарственных средств Алексей Соловьев утверждает, что гармонизация норм украинских и европейских законов очень важна. «Таким образом обеспечивается качество лекарств на всех этапах производства и реализации по нормам, которые работают в ЕС уже более 30 лет. Это плюс для пациента»,‒ говорит господин Соловьев. Впрочем, по его словам, практически все нормы европейского законодательства, касающиеся регистрации и оборота лекарств, уже имплементированы в украинское законодательство. Вместе с тем, заместитель директора Государственного фармакологического центра при Минздраве Ольга Баула пояснила А`, что соответствующие европейские нормы предусмотрены подзаконными актами, которые могут быть изменены после смены состава правительства. «Необходимо прописать их в отдельном законе»,‒ говорит госпожа Баула.
В течение трех лет Украина с помощью Евросоюза также должна разработать универсальный доступ к лекарствам украинцев через механизм реимбурсации (частичной компенсации стоимости медикаментов). По словам Ольги Баулы, программа реимбурсации с 2012 года уже действует в Украине для гипертоников. «В этом году программы свернулись из-за того, что в бюджете не выделено на это средств. Если будет политическая воля, то к 2017 году будут разработаны и запущены еще несколько программ»,‒ говорит госпожа Баула. По ее словам, программы реимбурсации делают жизненно необходимые лекарства более доступными для пациента.
Кроме того, в целях улучшения общественного здоровья к августу 2016 года Кабмин планирует имплементировать директиву 2001/37/ЕС от 5 июня 2001 года о приближении законодательных, нормативных и административных актов по изготовлению, рекламы, презентации и продажи табачных изделий. Однако имплементация именно этого документа говорит о непрофессионализме представителей Кабмина, считает заведующий отделом контроля над табаком Украинского института стратегических исследований Минздрава Константин Красовский. По его словам, в этом году ЕС принял новую директиву, которая заменит старую от 2001 года. «Согласно новому документу, предостережения о вреде курения должно занимать на обеих сторонах пачки не 50% площади, как прежде, а уже 65%. Кроме того, эти надписи должны быть размещены не внизу, а вверху пачки»,‒ сообщил эксперт.
Господин Красовский утверждает, что в парламент нового созыва могут прийти представители общественности, которые всегда лоббировали антитабачные законы, и в стране могут быть приняты новые нормы, внедряемые сейчас и в странах ЕС. «Между тем, Украине необходимо поднимать табачный акциз. Сейчас в ЕС часть акциза в стоимости пачки сигарет достигает 1,28 евро, в 2018 году по всей Европе она будет составлять 1,8 евро. В Украине же она равна около 0,4 евро»,‒ рассказал эксперт.
О молодежи
В сфере образования и молодежной политики до 2018 года Украина должна расширить свое участие в программе ЕС «ERASMUS+», которая направлена на увеличение мобильности украинских студентов и преподавателей посредством работы и учебы в европейских странах. Кроме того, Украина намерены изучить опыт функционирования европейских инструментов ‒ Europass (состоит из резюме, языкового паспорта с оценками знаний иностранных языков, паспорта мобильности, а также ряда приложений), а также Youthpass (документ, который свидетельствует об участии человека в различных молодежных организациях, его опыте и навыках, приобретенных там). Это станет базой для внесения изменений в Закон Украины «Об образовании» в части признания неформального образования. Президент Национальной академии педагогических наук Василий Кремень сообщил, что уже начата работа над новым законом «Об образовании», в котором депутаты, чиновники и эксперты попытаются совместить украинские реалии и европейский опыт. Кроме того, один из пунктов касается разработки плана внедрениядо 2016 года закона «О высшем образовании», который уже разработан и роздан для ознакомления в вузы страны.
К сентябрю 2015 года правительство должно разработать госпрограмму молодежной политики до 2020 года. Как рассказал член парламентского комитета по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма Николай Жук («Экономическое развитие»), президент Виктор Янукович в 2013 году подписал стратегию молодежной политики до 2020 года. Этот документ вызвал широкое обсуждение из-за ряда норм, например, понижения возраста молодежи с 35 лет до 28 лет. На данный момент действует целевая социальная госпрограмма «Молодежь Украины» до 2015 года. «Никаких наработок касательно программы до 2020 года нет»,‒ рассказал господин Жук.
И о кино
Одним из базовых пунктов является разработка к 1 июня 2015 года стратегии развития сферы культуры до 2025 года. Министр культуры Евгений Нищук заявил А', что стратегия уже была презентована в двух частях, а именно в разрезе антикризисных мер до 2015 года. «Свмая главная задача для нас ‒ это интеграция Украины в европейские культурные программы и организации, например, в фонд поддержки кино ЕВРИМАЖ, международный центр изучения, охраны и реставрации культурного наследия (ICCROM). Кроме того, у нас есть планы создания единого культурного фонда, через который бы привлекались грантовые средства для кино, балета, театров и других сфер»,‒ рассказал министр культуры.
Отметим, что планом предлагается рассмотреть возможность присоединения к Европейскому фонду поддержки кино ЕВРИМАЖ до декабря 2015 года. Как рассказал начальник управления госрегулирования и реализации кинопроектов Госагентства по вопросам кино Станислав Притула, чтобы вступить в ЕВРИМАЖ необходимо подать в Совет Европы национальный отчет о состоянии кинопроцесса. На базе этого отчета можно будет проводить расчет финансового взноса, который страна должна сделать для вступления в ЕВРИМАЖ. «Когда мы думали над этим вопросом, эксперты рассчитали приблизительную сумму взноса в размере 400 тыс. евро. Однако начать процесс вхождения в такую структуру уже сейчас нам мешает постановление Кабмина № 65 от 1 марта 2014, которое, в целях экономии бюджетных средств, запрещает рассматривать вопросы вступления государства в любые международные организации, требующие внесения денежного взноса»,‒ рассказал господин Притула. Он отметил, что сам фонд ЕВРИМАЖ направлен на совместное производство фильмов, и отметка ЕВРИМАЖа свидетельствует об определенном знаке качества продукта. «Поэтому мы все равно будем готовить отчет для Совета Европы о нашем кинопроизводстве, а потом, возможно, будем просить внести изменения в постановление Кабмина»,‒ пояснил господин Притула.
Кроме общих фраз о продвижении национального культурного продукта и участия в программах и проектах ЕС в плане также прописаны и более конкретные вещи ‒ например, в течении 2014-2017 годов Министерству культуры необходимо разработать ограничения по застройке с учетом охранных зон объектов культур наследия и требований градостроительной документации на региональном и местном уровне. Член президентского совета Союза архитекторов Украины Елена Олейник считает эти сроки реальными, но сетует на недостаток специалистов. «В Минкультуры после реструктуризации этим могут заниматься около 20 человек, но в Украине 60 заповедников, 140 городов с историческим наследием и много городков и сел, в которых находятся никем не зарегистрированные объекты. Для них необходимо будет определить охранные зоны и ограничения, поэтому без других министерств и общественных профессиональных организаций не обойтись»,‒ считает госпожа Олейник.
К слову, Кабмин планирует закончить работу по созданию электронного реестра нематериального культурного наследия в декабре 2015 года. Член Международного совета по сохранению памятников культуры и достопримечательностей (ИКОМОС) в Украине Неля Куковальская рассказала, что полноценные электронные перечни с разнообразными материалами об объектах существуют и в Литве, и в России, и в Беларуси. В Украине же чиновники мало занимались этим вопросом, лишь пытаясь изъять объекты из имеющегося перечня и обосновать целесообразность лишения культурного памятника статуса. «Подобные перечни необходимо было создать не только по недвижимым объектам, но и по музейным фондам! Языками чесать у нас все могут, но необходимо привлекать к этой работе специалистов, а также иметь политическую волю для этого шага»,‒ считает эксперт.