Представители общественности выступают за изменение антитабачных изображений на сигаретных пачках и приведение украинского законодательства о производстве и употреблении табака в соответствии с новыми требованиями Евросоюза. Одно из таких требований – к 2016 году увеличить на 15% предупредительные надписи о вреде курения на пачках сигарет и размещать их с обеих сторон пачки. Еще одним требованием активистов является смена уже привычных для курильщиков антитабачных картинок. Участники рынка согласны провести в 2015 году плановую ротацию изображений, но со всеми требованиями общественников не согласны.
Сегодня представители общественных организаций через СМИ обратились в Кабинет министров и к кандидатам в народные депутаты с требованием обновить антитабачные картинки на сигаретных пачках. «Необходимо обязательно внедрить ротацию картинок. Сейчас в законодательстве указано, что каждые 2-3 года необходимо их менять, но самого механизма нет. Мы готовы сотрудничать с будущим парламентом в этом плане, потому что это наиболее эффективный и дешевый для государства способ борьбы с распространением курения через уменьшение привлекательности пачки сигарет»,– заявил журналистам эксперт Украинского центра контроля над табаком Андрей Скипальский. Он напомнил, что парламент еще в 2009 году ввел запрет на производство и оборот на территории Украины табачных изделий без графических медицинских предупреждений. Но в течение нескольких лет на уровне Кабмина блокировалось утверждение цветных пиктограмм и фотоиллюстраций, в результате – документ возвращался на доработку в Минздрав. Однако в 2012 году вышло правительственное постановление о размещении на 50% передней части пачки сигарет надписи «Курение убивает», а на оборотной стороне на половине пачки –10 вариантов изображений с предупреждающей надписью о вреде курения.
Следует отметить, что в Украине в 2013 году было 8 млн курильщиков. Заведующий отделением контроля над табаком Украинского института стратегических исследований Константин Красовский напомнил, что еще в 2008 году курильщиков в стране насчитывалось 10 млн человек. «Уменьшение произошло за счет не только предупреждения, но и повышения акцизов, и запрета рекламы, освобождения общественных и рабочих мест от курения. Но предупреждения в первую очередь работают на молодежь. К слову, ее эффективность доказывает позиция табачной индустрии – они оказывали бешеное сопротивление рисункам с предупреждением и потом делали все для того, чтобы затормозить процесс введения таких картинок»,– отметил эксперт. В свою очередь эксперт по евроинтеграции Мария Голуб отметила, что в 2014 году утверждена новая Европейская директива по регулированию рынка производства, употребления табака в ЕС, а в соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом вошла старая директива 2001 года. Согласно новому документу, графическое предупреждение о вреде курения должно занимать не менее 65% площади упаковки сигарет с обеих сторон (сейчас 50% площади с одной стороны), а также надпись на боковой части пачки (не менее 50% площади). На переход к новым нормам странам ЕС дали два года. Менеджер по связям с общественностью Imperial Tobacco Украина Наталья Миколаенко отметила, что соглашение об ассоциации четко прописывает процедуру согласования законодательных норм – сначала создается Совет ассоциации, представители ЕС и Украины обсуждают, что меняется и за какой период времени. «Совет ассоциации может отодвинуть внедрение той или иной инициативы – по выравниванию акцизов, например, другим странам давались переходные периоды – это 15-18 лет», – заявила госпожа Миколаенко.
Господин Красовский также добавил, что необходимо добавить на пачки сигарет и номер горячей линии, которую необходимо было бы создать при Министерстве здравоохранения. Специалисты ведомста могли бы консультировать людей о том, как бросить курить.
Пока участники рынка планируют проводить утверждение новых графических изображений в 2015 году по действующему сейчас законодательству с переходным периодом 18 месяцев. Директор отдела корпоративных вопросов JTI Украина Александр Когут обратил внимание, что любые изменения пачки требуют от производителя дополнительных затрат. «В текущих сложных экономических условиях, учитывая, что акциз на сигареты, и, соответственно, цены на них повышались трижды с начала года, дополнительные затраты на изменение пачки мы считаем излишними»,– добавил он. По словам менеджера по корпоративным связям «Бритиш Американ Тобакко Украина» Ирины Куринной, для производителей замена графических изображений на пачке занимает от 12 до 18 месяцев. В тоже время, участники рынка отмечают, что чрезмерное увеличение предупреждений о вреде курения не сказывается на уменьшении потребления табака. «В то время, как мы поддерживаем размещение на сигаретных пачках предупреждений о вреде курения для здоровья, мы против чрезмерно больших предупреждений. Ученые и эксперты, изучавшие этот вопрос, пришли к выводу, что это не уменьшает потребление табака», - отмечает менеджер по регуляторным вопросам компании Филипп Моррис Украина Марина Закревская. Она также подчеркнула, что изменение требований к маркировке сигаретных упаковок будет происходить согласно плану имплементации Соглашения об Ассоциации и приведения стандартов маркировки в соответствие с требованиями ЕС.