RU  UA  EN

Неділя, 24 листопада
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Суспільство

​Андроид на районе

В прокат вышел фантастический фильм «Робот Чаппи»

В прокат вышел фантастический фильм «Робот Чаппи» Кадр из фильма «​Робот Чаппи»

Фантастический боевик южноафриканского режиссера Нила Бломкампа «Робот Чаппи» невольно заставляет вспомнить многие ленты, созданные в этом жанре ‒ прежде всего «Робокопа» Пола Верхувена и «Искусственный разум» Стивена Спилберга. Впрочем, сам постановщик главным образом ориентируется на принесший ему пять лет назад мировую известность «Район №9», вновь превращая трущобы Йоханнесбурга в полигон для кровавых перестрелок.

Сняв в 2009 году «Район №9», фантастический экшн о схватке инопланетян с землянами на улицах криминогенного Йоханнесбурга, молодой режиссер Нил Бломкамп тут же завоевал симпатии тысяч киноманов ‒ своей бешеной энергией, фантазией и свежей для вполне истасканного жанра социальностью. На талантливого постановщика сразу обратили внимание в Голливуде, доверив ему работу над блокбастером «Элизиум» (2013), который поклонники режиссера сочли явным художественным компромиссом ‒ не утратив присущей ему экспрессии, режиссер в этой картине все же отдал слишком высокую дань штампам, за что, к слову, потом публично просил прощения. Впрочем, тот Нила Бломкампа имел немалый коммерческий успех, который, по-видимому, принесет автору и «Робот Чаппи», хотя режиссера наверняка и будут поругивать за сценарные погрешности и некоторые тривиальные решения. Но этот постановщик, несмотря на всю свою отвагу, не боится иногда выглядеть банальным, используя засаленные козыри, уже приносившие удачу и ему самому, и его коллегам. Учтя ошибки, допущенные в «Элизиуме», Бломкамп, не стесняясь собственной прагматичности, возвращается в знакомую ему среду родного Йоханнесбурга, а центральный образ фильма вообще заимствует из своей дебютной короткометражки «Tetra Vaal» (2004). Именно там появился робот-полицейский, внешне практически идентичный андроиду Чаппи, которого молодой изобретатель Деон Вильсон (Дев Патель, наконец воспрявший для новой серьезной роли после своей знаменитой работы в «Миллионере из трущоб») наделил способностью чувствовать и самостоятельно мыслить.

Впрочем, воспитанием Чаппи занимается не его создатель, а группа местных мелких гангстеров, похитившая очаровательного андроида в период его, скажем так, младенчества, когда роботу еще предстояло постигать законы человеческого мира и нравов. Это, безусловно, главная фишка картины, тем более что функции наставников берут в ней популярные южноафриканские рэперы из группы Die Antwoord Уоткин ‒ Тюдор Джонс по прозвищу Ниндзя и его жена Йоланди Виссер. Эта пара, как и третий член банды по кличке Америка (Хосе Пабло Кантильо),‒ очень естественны в кадре, поскольку (поверим знатокам биографий этих музыкантов) просто изображают самих себя. Надо сказать, что и режиссер не наделяет их героев какими-то сложными психологическими мотивациями, да, в общем-то, для вполне безыскусного «Робота Чаппи», где упор сделан на оголтелое действие, это совершенно лишний груз. Зато фильм неожиданно обогащается уморительными сценами обучения металлического, напичканного электроникой существа развязной пацанской походке, нюханью кокаина и заботе о бандитских фетишах вроде массивной золотой цепи на шее. Разумеется, обретает наивный Чаппи и сугубо бандитские навыки, становясь, что называется, первым парнем на районе, третирующим местных обывателей, отбирая у них кошельки и автомобили.

В современном мейнстримном кинематографе, будем откровенны, крайне редко борются добро и зло. Точнее, видимость такого конфликта искусно имитируется, но, по сути, в схватку просто вступают меньшее и большее зло. Симпатии автора в «Роботе Чаппи», естественно, находятся на стороне милого андроида и его друзей, но они, конечно, такие же негодяи и убийцы, как и персонажи, с которыми им предстоит сражаться. Главный враг ‒ непризнанный изобретатель Винсент Мур (Хью Джекман), работающий в той же корпорации, что и герой Дева Пателя. Он сконструировал ужасного монстра, способного разить преступников даже кассетными бомбами, и готов разбиться в лепешку, чтобы испытать своего механического Франкенштейна в деле. Такая возможность ему сценаристами, разумеется, предоставляется, и примерно треть фильма, в которой этот огромный дрон начинает топтать и расстреливать всех, кто попадает ему на мушку, снята Нилом Бломкампом невероятно зрелищно. К тому же, он выпускает на арену еще и полчище колоритных головорезов, старающихся экспроприировать Чаппи у его родителей. Примечательно, кстати, что предводитель гангстеров гибнет вовсе не от пуль или осколков кассетных бомб ‒ Ниндзя расправляется с ним с помощью элементарной лопаты, доказывая тем самым, что и самое совершенное оружие ‒ не более чем символ извечно царящего в мире культа грубой силы. А мораль оказывается непрочным старомодным намордником, неспособным сдерживать звериные по своей природе инстинкты.

Сам режиссер, отдавая неуклюжую дань традиции, вносит в свою эклектичную картину, где свободно совмещает что-то похожее на хай-тек с эпизодами в духе эстетики цыганских баронов, аллюзии на христианскую доктрину. Чаппи, как и его создатель, пытается задумываться над вопросами смысла жизни и смерти, а калеча своего главного противника, даже сопровождает этот акт насилия репликой о прощении, но звучит она, разумеется, как бесстыжее кощунство. Потому-то и финальные кадры фильма, где роботы, воспользовавшись открытием Деона Вильсона, успешно овладевают сознанием людей, воскрешая в своем металлическом теле структуру личностей погибших положительных (с точки зрения Нила Бломкампа) героев, кажется отличным зачином для грядущего фантастического триллера, где зло обещает стать окончательно тотальным и неуязвимым.