Несмотря на стремление западных лидеров к урегулированию конфликта на востоке Украины дипломатическим путем, недавняя эскалация ситуации заставила многих усомниться в возможности политического решения. Призывы о предоставлении Украине летального оружия звучат все громче, однако у мировых лидеров есть ряд опасений, которые не дают им пойти на такой шаг немедленно. Они полагают, что президент РФ Владимир Путин предпримет ответные шаги.
Кризис в Украине продолжается уже практически год. С прошлой весны правительство страны всячески пытается способствовать урегулированию конфликта, умиротворению пророссийски настроенных сепаратистов и введению режима прекращения огня на Донбассе. Однако, как показало время, любые попытки дипломатического урегулирования ситуации оказались тщетными. В то время как западные лидеры отчаянно пытаются найти политический способ разрешения конфликта, призывы о предоставлении Украине летальных видов вооружения звучат все громче.
Под особым давлением, в частности, оказался президент США Барак Обама. Главу Белого дома призывают вооружить Украину еще с сентября прошлого года, когда Вашингтон посетил президент Украины Петр Порошенко. С того времени ситуация на Донбассе изменилась к худшему: по данным ООН, количество погибших на востоке Украины с начала конфликта составило более 5,3 тыс. человек, а число переселенцев достигло отметки в 980 тыс. Учитывая эти данные, активизацию сепаратистов и захват ими новых территорий, члены Конгресса США взяли инициативу в свои руки. Они приняли законопроект, предусматривающий, среди прочего, поставки Украине летальных видов вооружения, который позже подписал Барак Обама.
Впрочем, несмотря на практически единогласное согласие американских законодателей, глава Белого дома не спешит с предоставлением вооружения Украины. В первую очередь, пишет американский политолог Джон Мершаймер в своем материале в The New York Times, некоторые западные политики опасаются, что такой шаг не только не поспособствует урегулированию конфликта, но даже наоборот, приведет к его эскалации.
«Украинские военные, бесспорно, уступают сепаратистам в огневой мощи. Для того чтобы уровнять их позиции, Вашингтону придется предоставить украинским военным значительные объемы оружия. Однако это не станет концом конфликта. Россия предпримет меры по контрэскалации ситуации и нивелирует, таким образом, все преимущества, которые получит украинская сторона. В краткосрочной перспективе американское оружие не принесет Украине победу на поле боя»,– отметил эксперт.
Впрочем, как утверждают сторонники вооружения Украины, целью предоставления стране оружия является не победа над сепаратистами, а «увеличение цены за ведение боевых действий» на территории Украины для России. Это, по их мнению, заставит Москву вывести свои войска с Донбасса и позволит Украине вступить в НАТО и Европейский союз. Критики такой идеи считают данный сценарий маловероятным.
«Нежелание Владимира Путина изменить свою политику относительно поддержки сепаратистов, даже с учетом введения в отношении России экономических санкций, показывает, что он намерен удержать влияние над Украиной любой ценой. Если же вследствие вооружения Украины РФ окажется в критической ситуации, не исключено, что господин Путин начнет угрожать ядерным оружием»,– подчеркнул Джон Мершаймер.
Не исключают такой вариант и сторонники вооружения Украины. Именно поэтому они неоднократно подчеркивали, что поставлять предлагается оружие не наступательного, а оборонительного характера. «К сожалению,– отмечают американские аналитики,– между этими категориями нет серьезных различий. Они могут применяться как в ходе наступательных, так и оборонительных операций. Москва, желающая изменить статус-кво, не будет рассматривать американское оружие как "оборонительное", а просто расценит это как предлог к активным действиям».
Именно поэтому западные лидеры до сих пор сомневаются в целесообразности предоставления летальной военной помощи Украине. Они стремятся к дипломатическому урегулированию ситуации, судьба которого может проясниться уже завтра во время встречи лидеров Украины, России, Франции и Германии в Минске.