RU  UA  EN

Неділя, 22 грудня
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Світ

The New York Times: «Вооруженные силы Пакистана призывают к спокойствию после гибели протестующих»

Фото: twitter.com/SaimaMohsin

Воскресные политические протесты на улицах столицы Пакистана переросли в национальный кризис после столкновения полиции и протестующих, которые попытались взять штурмом резиденцию премьер-министра страны. В результате, трое человек погибли, а более 500 – получили травмы.

Противостояние, во время которого полиция применила резиновые пули и слезоточивый газ против демонстрантов, вооруженных палками, спровоцировало вмешательство вооруженных сил, которые уже захватывали власть во время хаоса. В воскресенье вечером главнокомандующий вооруженных сил провел чрезвычайное заседание с высшим военным руководством, на котором обсуждалась стремительно ухудшающаяся ситуация в Исламабаде.

В итоговом заявлении военные отметили свою приверженность демократии и призвали враждующих политиков к разрешению противоречий «без промедления». Утверждение, что «дальнейшее использование силы только ухудшит ситуацию», увеличило давление на премьер-министра страны Наваза Шарифа, ограничив набор доступных вариантов для прекращения хаоса.

Тысячи протестующих, ведомых оппозиционным политиком Имраном Ханом и религиозным лидером Тахиром уль-Кадри, находятся на улицах Исламабада уже более двух недель, требуя отставки господина Шарифа.

Наваз Шариф, пришедший к власти после сокрушительной победы на выборах всего 15 месяцев назад, заявил, что такие требования «неприемлемы» и «неконституционны». Но ему не удалось достичь консенсуса в переговорах, что парализовало столицу и значительно ослабило позиции правительства.

В свете серьезности противостояния премьер-министр в четверг обратился к командующему вооруженными силами генералу Рахилю Шарифу с просьбой о помощи в снижении напряжения. В результате были начаты переговоры. Но после их провала на выходных протестующие попытались усилить свою позицию и взять под контроль символически важные объекты. В субботу вечером господин Хан и господин Кадри призвали демонстрантов преодолеть кордон полицейских в «красной зоне» столицы – зоне повышенной безопасности, которая включает здания парламента, Верховного суда и многих дипломатических представительств.

Тысячи людей направились к официальной резиденции премьер-министра. Другие разрезали ограду из колючей проволоки вокруг парламента и протаранили грузовиком металлический забор. В столкновениях, длившихся всю ночь, полицейские применяли против демонстрантов слезоточивый газ и резиновые пули. Свое наступление протестующие остановили лишь тогда, когда военнослужащие, размещенные внутри зданий, сделали предупреждение об открытии огня.

Министр обороны Пакистана Хаваджа Мухаммад Асиф заявил, что правительство было вынуждено применить силу для защиты зданий, символизирующих государство. Один из протестующих упал в канаву и скончался от сердечного приступа, заявил пресс-секретарь больницы Пакистанского института медицинских наук Васиим Хаваджа. Двое других госпитализированных скончались от полученных повреждений.

На протяжении воскресенья Имран Хан несколько раз произносил речи, взобравшись на грузовой контейнер. «Для вас, Наваз Шариф, я – террорист потому, что вы чувствуете страх»,– отметил господин Хан в ответ на обвинения правительства.

В воскресенье премьер-министр Наваз Шариф прибыл в Исламабад из Лахора для проведения совещания с кабинетом министров. По информации источника в правительстве, пожелавшего сохранить анонимность, ни господина Хана, ни господина Кадри арестовывать не собираются, их просто планируют «вытеснить из красной зоны».

Вооруженные силы четыре раза захватывали власть в Пакистане с 1958 года, в основном в периоды политических волнений. Для господина Шарифа это знакомо, так как его последнее пребывание при власти завершилось в 1999 году, когда генерал Первез Мушарраф осуществил военный переворот.

В этот раз Наваз Шариф пришел к власти после победы его партии на выборах в мае 2013 года. Однако в этом году у него были разногласия с военными относительно таких важных вопросов, как мирные переговоры с Талибаном и политика в отношении Индии.

Что касается Тахира уль-Кадри, то этот проживающий в Канаде мусульманский лидер является главой небольшой пакистанской политической партии, которая не представлена в парламенте. В отличие от господина Хана, который выступает за проведение новых выборов, господин Кадри призывает к созданию правительства единства, которое сменит администрацию господина Шарифа. Критики отмечают, что господин Кадри связан с военными. Однако он это отрицает.