Из-за налетов российских истребителей в Сирии одни мирные граждане гибнут, другие — потеряли свои семьи, третьи пытаются выживать без элементарных удобств, а многие просто спасаются бегством. Местные не понимают, почему Россия прибегла к бомбардировкам сирийской территории. Как сообщает корреспондент "Апострофа", за это простые сирийцы называют Россию "преступной страной", поддерживающей президента Башара Асада, который убивает свой народ.
Махмуд Эллоз, 23-летний сирийский студент, еще недавно изучал в институте гидроэнергетику. Его братья отдали предпочтение медицине, а отец семейства Абдул Фаттах долгие годы работал инженером по коммуникациям. Но из-за войны братьям пришлось бросить учебу. Младший, 19-летний Халид, решил заняться журналистикой, и некоторое время освещал последние события в родной деревне Термаль, которую правительственные войска президента Башара Асада и российские силы последнее время подвергали массированным воздушным налетам. Когда Махмуд рассказывал "Апострофу" о своей нынешней жизни под авиаударами, в его дом попал снаряд. Несмотря на разрушения, никто из его родных, находившихся дома, не пострадал. Однако уже спустя несколько минут Махмуду сообщили о гибели Халида, работавшего в тот день на улицах села. "Мы все пытаемся выжить в этой резне, которую устроили силы Асада в нашей деревне Термаль. Наше село некоторое время было в относительной безопасности, начиная с 2011 года, мы пережили три мощных авианалета, потому что люди вышли на улицы, они протестовали против Асада и хотели, чтобы он подал в отставку. Теперь вот уже десять дней российские военно-воздушные силы постоянно совершают налеты на населенный пункт, разбито три мечети, пекарня, десятки гражданских убиты, в том числе и дети, — рассказал Махмуд "Апострофу". — Я хочу, чтобы кто-то объяснил мне, почему Россия делает это с нами? Все, что когда-то нас окружало, разрушено, село полностью уничтожено, нет света, воду можно добыть только в колодцах, но что бы с нами ни случилось, мы не сдадимся на милость Асада и Путина, ведь это наша страна, наша земля. Мой брат погиб, пытаясь донести миру правду о российских преступлениях. Я продолжу его работу, пусть мир узнает, как мы страдаем".
Но сделать это Махмуду так и не удалось, и на свои вопросы он так и не получит ответа. Спустя буквально три дня после этого разговора он был ранен во время очередного авиаудара , спустя сутки — скончался. Его отец, Абдул, узнал о смерти еще одного сына на похоронах младшего, Халида. "Сохраняйте спокойствие и будьте терпеливы, — сказал Абдул Фаттах, услышав еще одну скорбную новость. — Не забудьте о том, что делал Махмуд, всегда поддерживайте друг друга, чтобы в конце концов избавиться от этого преступного режима".
Осада Асада
Мирное население в Сирии переживает одну из самых тяжелых трагедий в истории, и иногда кажется, что беды простых людей не закончатся никогда. Гражданские оказались самой уязвимой частью сирийской военной кампании, это признают все, а мировые лидеры каждый день продолжают выражать обеспокоенность и сожаление по этому поводу, не проявляя должной воли, которая положила бы этому конец. Россия в этой ситуации ведет себя несравнимо хуже — она направляет свои ракеты на простых людей и гражданские объекты, в том числе — на больницы, мечети и жилые кварталы.
Задокументированные отчеты указывают на то, что сотни людей на сегодняшний день убиты и ранены, не говоря о тех, кто оказался среди беженцев, покинувших свои дома и бежавших за пределы своей страны.
Амин Авад, директор ближневосточного отделения Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ), заявил, что российские авиаудары и усиливающиеся бои вокруг Алеппо (крупнейший город в Сирии) стали одной из главных причин "активного перемещения гражданского населения". В то же время издание Washington Post сообщило о том, что администрация президента США Барака Обамы сейчас активно обсуждает вопрос о размещении в Сирии американских военных сил для создания зон, над которыми будут запрещены полеты, и которые смогут стать безопасными островками для защиты сирийских граждан, застигнутых врасплох жерновами этой гражданской войны.
Аммар Абси, учитель из Алеппо, — один из тех, кто отчаянно пытается выжить в условиях постоянных боевых действий вместе со своей женой и детьми. "Мы стараемся жить и как-то обходиться в условиях недостатка воды, топлива, электричества, всевозможных привычных для мирного времени удобств, — рассказал он "Апострофу". — Мы просто пытаемся сохранить свою семью, не потерять друг друга, как это случилось с большинством наших соседей, которые уже похоронили одного или нескольких родных, погибших под беспорядочными обстрелами и "бочковыми бомбами" (кустарная авиабомба с большим радиусом поражения). Мы уже и забыли, что такое электричество. Иногда люди здесь используют генераторы, но горючее стоит очень дорого".
Здесь, как и в деревне Термаль, вода стала дефицитом, мирное население обреченно ждет прихода зимы, не понимая, как отапливать свои дома. В холодный период года средняя температура в этих регионах составляет 6-8°С. "Люди тут используют все, что может гореть, чтобы хоть как-то согреться, при этом в школах тепла нет. Мои дети ходят на занятия, но это очень опасно, ведь школы тоже нередко оказываются под прицелом. Каждый год две или три школы у нас практически полностью уничтожаются авианалетами".
Аммар Абси признается, что всех поразило такое стремительное и грубое российское вмешательство в войну. "Мы знаем, что Россия поддерживает Асада с самого начала, но нас шокировало то, что российские военно-воздушные силы начали бомбить нас! Это российские пилоты, российские ракеты и бомбы! Несколько дней назад муниципальный совет города Алеппо обстреляли российские истребители, а ведь это абсолютно гражданский объект, который обеспечивает людей на определенной территории обычными муниципальными услугами", — возмущается Аммар.
Он считает, что целью сирийского режима долгое время были все те гражданские структуры, которые могли оказать поддержку оппозиционным силам на подконтрольной повстанцам территории. Правительство всячески пытается помешать оппозиции в обеспечении мирного населения всем необходимым, наказывая тех, кто лоялен повстанцам из "Свободной Армии Сирии" (САС). Асаду выгодно, чтобы эти регионы оставались разрушенными и не могли развиваться, становиться безопасными для жизни и сохранить свою независимость. "Но почему Россия выбрала своей целью гражданские здания, неужели по той же причине, что и Асад? Мы хотим, чтобы Россия поддерживала народ, его волю, ведь мы хотим сменить преступный режим, но она продолжает стоять за спиной этого убийцы, помогает ему всеми мыслимыми способами, и в конце концов сама вмешивается в войну против лучшей для сирийцев жизни. Такое отношение — это стыд и позор", — считает Аммар.
Без вины виноватые
По словам Мохаммеда Сибая, изучавшего деловой менеджмент, он, как и многие его одногодки, также был вынужден бросить учебу из-за гражданской войны. Мохаммед живет в Эль-Варе, провинция Хомс. Тут, как и на многих осажденных правительственной армией территориях, нет элементарных удобств. Многие голодают, международные организации, к примеру, ООН, пытаются как-то помочь с продуктами, но как только начинаются первые авианалеты, миссия вывозит своих сотрудников из опасного района. Местные жители вырубили в округе почти все деревья, чтобы хоть как-то согреть жилища. "Иногда мы вынуждены жечь пластик, чтобы приготовить еду на костре, а сейчас, с приближением зимы, нам придется как-то решать проблему с отоплением, — заявил Мохаммед "Апострофу". — Российские военно-воздушные силы направляют свои авиаудары на мирное население, используют термобарические боеприпасы, которые уже убили почти 50 человек, среди которых была и семья Аль Асаф в Эль-Ганто, там выжил только один человек".
Речь идет об авиаударе 15 октября. Местные уверены, что он был нанесен российскими истребителями. В результате налета погибли 59 гражданских, в том числе — 33 ребенка. Целью мог быть командир местного подразделения САС. Он также оказался среди погибших. Больше всего в тот день пострадала семья Асаф, которая жила в селе Ганту. Там погибло 46 человек, 32 детей и 12 женщин. Все эти люди были гражданскими и также являлись родственниками командира формирования, которое связывают с САС. Второй авиаудар был нанесен по расположенному рядом с Ганту городу Тер-Маал. По некоторым данным, там погибло не менее 13 гражданских.
Абу Абас, единственный выживший в семье, погибшей в Ганту, позже рассказал, что его семья пыталась спрятаться от бомбежек в убежище, но один из снарядов попал в укрытие. Вся семья погибла. Большая часть тех, кто не пережил тот день — женщины и дети. "Россия — преступная страна, которая поддерживает человека, убивающего свой же народ, — заявил "Апострофу" Мохаммед Сибай. — Иран и Хезболла сражаются ради Асада, поддерживают его, но они начали проигрывать в этой борьбе. Однако и России тут не победить, ведь она сражается с народом, с нацией, а нации никогда не проигрывают, хотя и страдают, и истекают кровью, но никогда не сдаются в своей борьбе. Посмотрите, история знает немало примеров, когда нации говорили свое слово, а агрессорам лишь оставалось слушать. Я хочу сказать Асаду и его сторонникам, что даже если в нашем небе будет полно ваших истребителей, мы все равно победим, ведь наша земля будет нам опорой".