RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Світ

Как авиация России бомбит мирных людей в Сирии: отчет о военных преступлениях

Сирийские правозащитники утверждают, что российские авиаудары ведутся по гражданским объектам

Сирийские правозащитники утверждают, что российские авиаудары ведутся по гражданским объектам Из-за массовых российских авиаударов, тысячи мирных жителей были вынуждены покинуть свои дома Фото: Civil Defense in Hayyan

В распоряжении "Апострофа" оказался отчет независимой сирийской неправительственной организации “Центр документации нарушений" (ЦДН, Violation Documentation Center). В нем представлены рассказы очевидцев, фото и видео свидетельства последствий российских авиаударов по населенным пунктам Сирии. Документ охватывает период с 30 сентября — времени начала российской военной операции в Сирии — и до 15 ноября. Центр провел 42 интервью со свидетелями, а также проанализировал сотни видеороликов и фотоснимков, касающихся более 100 фактов нанесения авиударов российской авиацией. В отчете представлены материалы о 24 случаях авианалетов российских военно-воздушных сил, все из которых были произведены по гражданским целям. Авторы отчета полагают, что такие действия российских военных могут быть приравнены к военным преступлениям.

С начала российской военной операции, с 30 сентября и по 15 ноября включительно, Центру документации нарушений удалось зафиксировать по крайней мере, 526 смертей гражданских лиц (в том числе — 137 детей и 71 женщин). Все эти люди погибли в результате бомбардировок российскими самолетами, утверждается в отчете. Имена большинства жертв авиаударов удалось установить, однако некоторые так и остались неопознанными. В документе также отмечено, что сбор доказательств касался исключительно российских налетов, действия правительственной авиации Башара Асада и альянса, возглавляемого США, за тот же период не анализировались.

"Мы публикуем эти отчеты, чтобы представить факты и рассказать международному сообществу, соответствующим международным организациям и журналистам правду о том, что происходит в Сирии, заявил "Апострофу" спикер Центра документации нарушений Бассам Аль Ахмад. Мы хотели бы также проинформировать правительство и российских граждан о том, что мы собираем и обрабатываем эти факты. Мы рассчитываем, что наши отчеты вызовут реакцию и заинтересованность международного сообщества, и это поможет защитить гражданское население Сирии, в первую очередь, от российских авиаударов".

По словам Бассама Аль Ахмада, Центр провел тщательные расследования каждого российского авианалета, в ходе которых удалось выяснить, что множество пораженных целей не имели никакого отношения к военным объектам или дислокации сил, которые противостоят друг другу в Сирии. "Наша обеспокоенность растет, мы понимаем, что в стране идет военный конфликт, но ведь существуют международные законы ведения войны, и уважать их должны все стороны, в первую очередь — россияне. К сожалению, российская сторона все отчеты о жертвах среди гражданского населения отвергает, вместо того, чтобы признать такие факты и позаботиться о том, чтобы подобных трагедий больше не происходило", — заявил Аль Ахмад.

Множество пораженных целей не имели никакого отношения к военным объектам (на фото - разрушенная взрывом мечеть) Фото: Majed Abdel Nour

Русская рулетка

Центр документации нарушений развернул мониторинговую миссию в апреле 2011 года, когда начались первые масштабные столкновения между армией президента Башара Асада и оппозиционных ему сил. С тех пор организация занимается сбором фактов и доказательств нарушений прав человека в Сирии. Ее активисты уверены, что более 90% российских авиаударов были направлены не на те области, которые контролирует ИГИЛ. Центр провел 42 интервью со свидетелями, врачами, спасателями и гражданскими активистами по всей Сирии; активисты посещали места атак, а также проанализировали сотни видеороликов и фотоснимков, касающихся более 100 случаев нанесения ударов российской авиацией. В отчете представлены лишь 24 случая авианалетов российских военно-воздушных сил, доказательная база по остальным оказалась недостаточно полной. Однако все атаки, по которым удалось собрать факты, были произведены по гражданским целям, а также густонаселенным районам сел и городов. В первую очередь, страдали жилые дома, школы, мечети, убежища для внутренне перемещенных лиц и рынки. Центр подтверждает, что бомбардировки всех этих мест велись вслепую, а это указывает на явные нарушения международного гуманитарного права, которые можно приравнивать к военным преступлениям.

По данным Министерства обороны РФ, российские военно-воздушные силы выполнили за полтора месяца кампании порядка 1400 вылетов и уничтожили более 1600 террористических целей.

В отчете ЦДН отмечается, что российские военные самолеты можно легко идентифицировать по их форме, высокой скорости, высоте, на которой они находятся, а также по серьезным разрушениям на местности после авиаударов, особенно когда используются вакуумные и кассетные бомбы. Один из сотрудников Центра, находившийся в пригороде Хамы, описал несколько атак, во время которых было использовано оружие с огромной разрушительной силой. Центр изучил множество подобных бомбардировок, которые привели к большим потерям среди мирного населения данных о том, что в этой местности могла находиться военная цель, найти не удалось.

Один из полицейских, попросивший называть его Надер Абу Мохаммед, показания которого задокументированы в отчете, заявил, что сначала их подразделение использовало старые радиостанции, чтобы отслеживать правительственные военные самолеты, которые бомбили сирийские города и села. Полицейские делали это для того, чтобы успеть предупредить мирное население о возможных ударах. До 30 сентября они фиксировали в воздушном пространстве преимущественно правительственные военные самолеты. Однако потом ситуация изменилась.

Согласно отчетам Министерства обороны РФ, российские ВВС выполнили за полтора месяца военной кампании в Сирии порядка 1400 вылетов Фото: syria.mil.ru

"Спустя некоторое время беглые солдаты (из армии Асада) и ушедшие на пенсию пилоты помогли нам закупить более современную аппаратуру, так называемые сигнальные сканнеры, которые позволяли отследить сигналы самолетов, вылетающих на задание с военных авиабаз, в том числе, Латакии, Хамы, Хомса, Дамаска, Эс-Сувайда. У каждого такого аэродрома для вылетающих на задание самолетов есть своя частота, рассказал Надер Абу Мохаммед. Когда самолет приближается к месту назначения, он получает другую частоту от военного командования в каждом секторе. Когда началась российская военная операция 30 сентября, многие русскоговорящие люди помогали нам расшифровывать переговоры российских пилотов, термины, которые они использовали, особенно в момент вылета самолетов. Так мы получали возможность предупредить местных жителей об опасности". Одно из свидетельств Абу Мохаммеда касается атак россиян 3 октября, когда четыре истребителя поднялись с взлетной полосы военной базы в аэропорту Базель Аль-Асад. "Российские военные самолеты атакуют не так, как сирийские, они всегда идут группой, рассказал Абу Мохаммед. Двое из этих четырех истребителей отделились и нацелились на район в Джебель Завия. Из того, что мы услышали во время разговоров пилотов, один из самолетов идентифицировали как "Номер 48". Мы были очень удивлены, когда пилоты выбрали для атак местность, где вообще не было и намека на присутствие военных. Это была птицеферма, переоборудованная под убежище для внутренне перемещенных лиц из города Эхсим".

После вмешательства России в войну правительственные военно-воздушные силы Асада практически прекратили боевые вылеты, утверждают источники Центра. То, как выполняли боевые задачи российские истребители, их построение в воздухе, отличающееся от сирийского, высокая скорость, большие размеры самолетов, приказы, звучавшие в эфире на русском, все это помогло идентифицировать причастность россиян к тем или иным авиаударам. Более 50 наблюдателей, таких как Надер Абу Мохаммед, от Дамаска до Алеппо собирали эту информацию. Когда о перехватах разговоров в радиоэфире стало известно, пилоты сирийских МиГ-21 и МиГ-23 прекратили всякое общение друг с другом во время вылетов. Центр документации нарушений также нашел подтверждение того, что перед появлением российских истребителей зачастую сначала на местность вылетают самолеты разведки. Сирийские правительственные военно-воздушные силы обычно работают без такой предварительной рекогносцировки, говорится в отчете.

Подготовка к вылетам самолетов российской авиагруппы на аэродроме Хмеймим в Сирии Фото: syria.mil.ru

Невзирая на лица

Дияя Абу Мусааб, служащий гражданской обороны, 30 сентября находился в Тальбисе. Налет произошел утром, около 11:00. Абу Мусааб узнал о появлении двух самолетов от своих коллег с наблюдательного пункта. "Тогда я взял фотоаппарат и пошел на крышу. До этого с наблюдательных пунктов поступил приказ, чтобы гражданское население покинуло улицы, рассказал Центру Абу Мусааб. Далее сообщили, что летчики говорят по-русски. Прошло несколько секунд, и восемь вакуумных бомб упали на деревню, а именно на северный район, где живет много людей, и где находится центр выдачи хлеба. Поблизости не было никаких военных объектов".

Когда он пришел на место падения бомб, то обнаружил три большие воронки глубиной от одного до 2,5 метров. "Я видел собственными глазами, как ракеты разрушили дома. Абдуллатиф Аддахик, мой коллега, сотрудник гражданской обороны, оказался среди погибших. Он спешил к месту взрыва, чтобы потушить пожар после попадания ракеты. Но, к сожалению, в это время рядом с ним разорвалась другая ракета, и он погиб", вспоминает Абу Мусааб. Врач центральной больницы Тальбисы Абу Хишам заявил представителям ЦДН, что тогда погибли 18 человек, в том числе четыре ребенка и две женщины, 65 человек были ранены. Большинство людей погибли из-за сильного перепада давления и разлетевшихся осколков ракеты. По словам Абу Хишама, у трупов были разорваны барабанные перепонки, тела сильно пострадали от взрывов. В отчете отмечается, что использование термобарических боеприпасов не запрещено международным гуманитарным правом, но их применение в черте населенных пунктов приводит к катастрофическим последствиям.

Один из сирийских активистов, Тарек Абдулла, предоставил Центру документации нарушений видео разрушенной после авиаудара, который пришелся по мечети. Съемка была опубликована 1 октября, она также содержала интервью представителя Гражданской обороны Сирии. 30 октября на официальной странице Минобороны России в Facebook и на сайте ведомства были представлены результаты военной кампании, продолжавшейся на тот момент уже месяц. Там были фото со спутника, на которых, как утверждали россияне, была мечеть имени Умара ибн аль-Хаттаба аль-Фарука, якобы не пострадавшая от налета. На самом деле, расследование Центра, которое было проведено с участием местных свидетелей, подтвердило, что на снимке россиян другая мечеть аль-Фарука, расположенная в километре от уничтоженного храма.

Команда Центра документации нарушений выяснила, что на снимке мечети, представленном российскими военными как мечеть имени Умара ибн аль-Хаттаба аль-Фарука, на самом деле показан другой храм: первый расположен справа, и на его минарете нет купола, второй, также именуемый аль Фарук - слева, и там купол есть
1 / 1
Команда Центра документации нарушений выяснила, что на снимке мечети, представленном российскими военными как мечеть имени Умара ибн аль-Хаттаба аль-Фарука, на самом деле показан другой храм: первый расположен справа, и на его минарете нет купола, второй, также именуемый аль Фарук - слева, и там купол есть
1 / 1

13 октября, около 6:30 утра российские истребители дважды ударили по городу Хайян (северный пригород Алеппо). "Было четыре самолета, один атаковал Хайян, другие близлежащие села и города. Ракеты врезались в некоторые дома, полностью их разрушая, сообщил Центру местный медиаактивист Ахмад абу ан-Нур. Семеро гражданских, включая женщин и детей, были убиты, некоторые ранены. Но у нас там никакого ИГИЛа и близко нет!"

Во время налета были использованы термобарические боеприпасы, тогда мало кто из местных представлял себе, что это такое. "Я впервые увидел такое оружие, когда ракета взрывается, врезавшись в землю, а потом спустя буквально секунду происходит еще один взрыв. Мы идентифицировали российские самолеты, потому что они двигались группой, а еще они были белого цвета, не такие, как у Асада, рассказал активист. Да и технически они все делали по-другому стреляли с большей высоты, чем правительственные самолеты, ракетами совершенно нового типа".

После налетов российских самолетов на Хайян, гражданским активистам и медикам пришлось собирать останки тел, разбросанные среди обломков зданий, некоторые мирные жители оказались погребенными заживо под обрушившимися стенами Фото: Civil Defense in Hayyan
1 / 1
После налетов российских самолетов на Хайян, гражданским активистам и медикам пришлось собирать останки тел, разбросанные среди обломков зданий, некоторые мирные жители оказались погребенными заживо под обрушившимися стенами Фото: Civil Defense in Hayyan
1 / 1
После налетов российских самолетов на Хайян, гражданским активистам и медикам пришлось собирать останки тел, разбросанные среди обломков зданий, некоторые мирные жители оказались погребенными заживо под обрушившимися стенами Фото: Civil Defense in Hayyan
1 / 1

Беги, сириец, беги

Одно из многочисленных свидетельств описывает трагедию, случившуюся после налета российских истребителей 15 октября на убежище в Аль-Ганту (северный пригород Хомса), в результате которого погибли более 40 человек, все они, согласно данным Центра документации нарушений, были гражданскими. Кроме прочих свидетельств, был задокументирован рассказ доктора Канаана Абдула Мавлы, который незамедлительно прибыл на место бомбежки. “Я работал в полевом госпитале в двух километрах от места атаки. 15 октября около часа дня мы услышали гул со стороны города. Было похоже, что окраины подверглись массированному авиаудару", вспоминает доктор, который видел российские истребители в небе. Через несколько минут в месте, куда угодили бомбы, поднялся столб черного дыма. Вместе с другом доктор поехал в этот район.

"Убежище, которое принадлежало семье Ассаф, было полностью уничтожено", заявил Канаан Абдул Мавла. Строение было хорошо укреплено, вкопано на глубину пяти метров, его крыша была сделана из железных решеток, однако это не спасло людей — когда доктор прибыл на место, убежище было полностью разрушено и погребено под трехметровым слоем земли. "Я увидел 11 обугленных тел, разбросанных вокруг, а местность превратилась в яму трехметровой глубины. Пострадали и дома в округе. Остатки тел были повсюду, мы потратили три дня, чтобы собрать их по частям, они сильно обгорели из-за взрыва". В конце концов было установлено, что под бомбами погибли более 40 гражданских, в том числе 22 ребенка и 11 женщин. Доктор подтвердил, что в этой местности находятся только гражданские, в округе нет военизированных частей. Он также добавил, что все жертвы были из семьи Ассаф и являлись родственниками одного из командиров Свободной Армии Сирии Абу Аббы, который, очевидно, и являлся целью. Однако среди погибших его не обнаружили.

Ночью 21 октября и утром 22 октября истребители совершили несколько авиаударов возле города Хайян с использованием четырех ракет, каждая из которых была начинена 36 кассетными боеприпасами. Эту информацию Центру подтвердили представители сирийской гражданской обороны, предоставив фото- и видеодоказательства. В месте, куда упали ракеты, находились несколько стоящих в стороне друг от друга домов. После авиаудара с некоторых зданий сорвало крыши, один человек был ранен, также погибло много скота. Спустя некоторое время, боеприпасы, приземлившиеся в этом районе, взорвались. Не сдетонировали всего пять бомб, они были обнаружены на земле с прикрепленными к ним парашютами. Использование кассетных боеприпасов подтвердил и сирийский гражданский активист Абу Наур Ахмед, который в тот день находился в городе. По его словам, взрывы разрушили несколько домов.

Офис гражданской обороны в Хайяне опубликовал видео, на котором видно, как один из сотрудников обезвреживает кассетные боеприпасы.

Центр документации нарушений нашел множество подтверждений того, что российские истребители сбрасывали кассетные бомбы на густонаселенные районы сирийских городов и сел Фото: Civil Defense in Hayyan
1 / 1
Центр документации нарушений нашел множество подтверждений того, что российские истребители сбрасывали кассетные бомбы на густонаселенные районы сирийских городов и сел Фото: Civil Defense in Hayyan
1 / 1
Центр документации нарушений нашел множество подтверждений того, что российские истребители сбрасывали кассетные бомбы на густонаселенные районы сирийских городов и сел Фото: Civil Defense in Hayyan
1 / 1
Центр документации нарушений нашел множество подтверждений того, что российские истребители сбрасывали кассетные бомбы на густонаселенные районы сирийских городов и сел Фото: Civil Defense in Hayyan
1 / 1
Центр документации нарушений нашел множество подтверждений того, что российские истребители сбрасывали кассетные бомбы на густонаселенные районы сирийских городов и сел Фото: Civil Defense in Hayyan
1 / 1
Центр документации нарушений нашел множество подтверждений того, что российские истребители сбрасывали кассетные бомбы на густонаселенные районы сирийских городов и сел Фото: Civil Defense in Hayyan
1 / 1
Центр документации нарушений нашел множество подтверждений того, что российские истребители сбрасывали кассетные бомбы на густонаселенные районы сирийских городов и сел Фото: Civil Defense in Hayyan
1 / 1

Российское Министерство обороны признало, что 22 октября российские истребители совершили 23 вылета в Сирии, атаковав 72 "террористические цели". В своем заявлении арабскому телеканалу RT генерал-майор Игорь Конашенков, начальник Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ, отметил, что в тот день на боевые вылеты были отправлены Су-34, Су-24 и штурмовики Су-25. Они нанесли удары по населенным пунктам Хама, Идлиб, Латакия, Дамаск, Алеппо, Дайр-эз-Заур. Однако Центру не удалось найти свидетельств того, что в это же время в воздухе совершали операции правительственные силы либо силы международной коалиции во главе с США.

Из-за массовых российских авиаударов тысячи мирных жителей были вынуждены покинуть свои дома, говорится в отчете Центра документации нарушений. Особенно это касается тех мест, где бомбардировки были очень жестокие — пригородов Хамы, Идлиба, Алеппо, а также в тех районах, которые контролируются ИГИЛ. Один из свидетелей, Ахмед Аль Ахмад, работал в мониторинговой миссии, которая пыталась оценить, сколько внутренне перемещенных лиц оказались за чертой бедности в городах и селах военной зоны. Он назвал цифру в 100 тыс. человек. "Большая часть из тех, кто бежал от бомбежек, направилась в северные пригороды Алеппо. Другие на север Идлиба, это люди, покинувшие Блаз, Миримин, Банис, Хальсу, Зарбу и т.д.". По данным наблюдателей, по крайней мере 1000 семей были вынуждены спасаться бегством от российских бомбежек с начала военной кампании Кремля.

Читайте також

Війна між Ізраїлем та Іраном: чим завершаться ракетні "обміни"

Конфлікт між Ізраїлем та Іраном з самого початку був контрольованим

Кінець війні в Газі: чи варто очікувати на нову серію

Не виключено, що після нетривалого перепочинку військові дії на Близькому Сході знову продовжаться