Борьбе с коррупцией в Украине мешают медленное создание новых органов, которые должны противостоять этому негативному явлению, и путаница в работе традиционных институтов, таких как МВД, Генпрокуратура и СБУ.
Об этом пишет в статье для «Апострофа» директор департамента внутренней политики Международного центра перспективных исследований Ярослав Ковальчук.
«Учитывая негативное влияние коррупции на экономическую и внутриполитическую стабильность, украинская власть не может позволить себе затягивать с формированием новых органов, а любые действия в этой сфере должны быть максимально прозрачны и объяснены обществу. Увеличение числа институциональных звеньев в цепи борьбы с коррупцией не повлияло на ее качество. Новые органы, такие как Национальное антикоррупционное бюро (НАБ) и Национальное агентство по предупреждению коррупции, находятся лишь на начальном этапе создания (выбор руководителя и процедуры отбора руководителя соответственно), а потому первые конкретные результаты их работы можно будет оценивать только в конце года»,– отметил эксперт.
Вместе с тем, по его словам, «Генпрокуратура, МВД и СБУ, которые традиционно занимались этими вопросами в Украине, не могут четко распределить полномочия и координировать собственные усилия». «Это, в конце концов, приводит к тому, что коррупционные схемы, независимо от того, связаны они с нынешней властью или с прошлой, должным образом не расследуются и не передаются в суд. Однако, даже при условии надлежащего и полного расследования, справедливое наказание виновных остается под вопросом в связи с отсутствием изменений в судебной власти»,– пояснил Ковальчук.
Он также обратил внимание на то, что сейчас назначение председателя НАБ «задерживается в связи с желанием власти пролонгировать конкурс и получить более лояльных кандидатов на такую важную должность». При этом эксперт приводит слова одного из кандидатов на пост главы бюро, Виктора Чумака, который уверен – первые дела от НАБ можно будет ожидать не ранее, чем через девять-десять месяцев работы органа.
«Недавно решением Кабмина было создано Национальное агентство по предупреждению коррупции, была определена процедура отбора его руководителя. Как и в случае с НАБ, отбор претендентов на пост главы агентства будет осуществлять конкурсная комиссия, в состав которой войдут представители Верховной рады, Администрации президента, Кабмина, Национального агентства по вопросам государственной службы и четырех общественных организаций, работающих в сфере борьбы с коррупцией. Аналогичный путь – от процедуры формирования конкурсной комиссии к обучению соответствующих кадров нового агентства – нужно пройти и для начала работы Специализированной антикоррупционной прокуратуры.
Система государственных институтов, которые будут заниматься борьбой с коррупцией – очень запутанная. Кроме НАБ, Национального агентства по предотвращению коррупции, специализированной антикоррупционной прокуратуры, планируется создать Государственное бюро расследований (ГБР). Соответствующий законопроект № 3042 был зарегистрирован еще 12 февраля 2015 года»,– также отметил Ярослав Ковальчук.
Он напоминает, что «ГБР будет заниматься предотвращением и расследованием организованной преступной деятельности, террористических и других особо тяжких преступлений, случаев пыток представителями правоохранительных органов, военных преступлений и случаев коррупции, совершенных работниками НАБ и прокурорами Специализированной антикоррупционной прокуратуры. При этом руководителей ГБР назначает Кабмин по представлению премьер-министра, который делает его на основе работы конкурсной комиссии, состоящей из трех представителей от Верховной рады, Администрации президента и Кабмина (всего девять членов)».
«ГБР, директора которого назначает Кабмин, будет расследовать коррупционные преступления, совершенные работниками НАБ, председателя которого назначает президент. Это закладывает основу для институционального противостояния между президентской администрацией и правительством и свидетельствует о недоверии власти к сотрудникам новых институтов, которые они же и создали. Эксперты, отстаивающие необходимость создания ГБР, утверждают, что «должна существовать "цепь контроля": коррупционные преступления следователей НАБ будут расследовать следователи ГБР, коррупционные преступления последних будут расследовать следователи СБУ; в свою очередь коррупционными преступлениями последних будут заниматься следователи полиции»,– описывает сложную схему эксперт.
«В то же время такая сложная цепочка не обеспечивает независимый контроль за всей системой: все равно ГБР и полиция будут оставаться в орбите влияния Кабмина, а руководители НАБ и СБУ назначаются президентом»,– особо отметил он.
Кроме того, по мнению Ковальчука, ГБР будет во многом дублировать функции СБУ, а путаница с новыми правоохранительными органами еще более обостряется недавними заявлениями Арсения Яценюка, что «МВД должно стать двигателем борьбы с коррупцией».
Больше о проблеме читайте в статье "Апострофа": Украина в поисках главного борца с коррупцией.