RU  UA  EN

Вівторок, 26 листопада
  • НБУ:USD 41.10
  • НБУ:EUR 43.00
НБУ:USD  41.10
Суспільство

Новини

25 листопада

Всі новини

Скандал с "Дозорами": военный эксперт указал на новые недостатки

Военный эксперт, директор информационно-консалтинговой компании Defence Express Сергей Згурец прокомментировал ситуацию, сложившуюся вокруг возможной приостановки процесса принятия на вооружение Минобороны Украины боевых машин "Дозор-Б".

Об этом Згурец написал в своем Facebook.

"Новая информация о состоянии работ над проектом появилась во время общения с представителями Минобороны, Генерального штаба, "Львовского бронетанкового завода" и Харьковского конструкторского бюро по машиностроению им. А. Морозова на демонстрации образцов продукции отечественного оборонно-промышленного комплекса президенту Украины в конце мая на полигоне в Девичках. Среди прочего львовяне привезли на демонстрацию что-то подобное выставочному "Дозору" в светлой цифровой "раскраске", с новым дистанционным боевым модулем и другими интересными нововведениями. Машина выглядела достаточно вылизанной, потому, собственно, была направлена на одну из зарубежных выставок. Однако выставочный "Дозор", как выяснилось, имеет существенные отличия от машин, которые изготавливаются по государственному заказу", - рассказывает эксперт.

Работа над ошибками-2

По словам Згурца, ход устранения недостатков и подготовки рабочей конструкторской документации для изготовления "Дозоров" по гособоронзаказу исследовала межведомственная комиссия, которая завершила свою работу в конце марта 2016 г.

"В ее состав вошли представители всех сторон, вовлеченных в разработку, изготовление и поставку на вооружение ТКБМ "Дозор". Был принят итоговый документ с замечаниями и рекомендациями - учитывая результаты прошлогодних государственных испытаний "Дозора". Часть из этих замечаний касается вещей, которые должны быть исправлены за счет корректировки рабоче-конструкторской документации. Как, например, зафиксировать замену радиостанций на американские Harris и "Лыбидь" (украинизированная "Моторола"), приобщить всю эксплуатационную документацию, которой не хватает", - делится подробностями эксперт.

"Также отмечалось, что сохраняются отклонения опытного образца от требований рабоче-конструкторской документации на ТБКМ "Дозор-Б". В частности, на машине установлены другие колесные редукторы, чем те, что указаны в РКД; другие ведущие мосты; не вставлен обогрев кормовых и боковых окон; не та марка фильтровентиляцинной установки; другие радиаторы; тягловая лебедка другой марки. Собственно, отличия вроде бы не являются существенными – одна цифра в индексе, однако с точки зрения требований военные настаивали на четком однообразии и соблюдении ЖКД. Часть изменений в конструкцию "Дозоров" планировалось ввести уже после первой серии – с 11 машины и дальше", - пишет Згурец.

"Учитывая то, что корпус бронемашины изготовлен из польской стали Armstall 500, Львовскому ремзаводу совместно с ХКБМ Межведомственная комиссия также рекомендовала подготовить проект совместного решения МО Украины и "Укроборонпром" разрешение на использование этой стали вместо украинской, на основе которой и были сделаны расчеты как насчет прочности корпуса, так и его пуле- и противоминной стойкости", - рассказывает о ходе разработки автомобиля эксперт.

Новое-старое

"По нашей информации, военное представительство и ранее информировало руководство Минобороны, что изготовление как опытного образца ТБКМ "Дозор-Б", так и других машин первой партии осуществляется с отклонением от имеющейся рабоче-конструкторской документации. Так, например, перечень различий на июнь еще 2015 г. касался ряда комплектующих и материалов, которые использовались для изготовления "Дозоров", включая бронестекло и, собственно, уже упомянутую броню. Тогда утверждалось, что производство "Дозор-Б" не соответствует требованиям бронирования, ибо в документации говорилось про отечественную сталь "71", а корпус машины был изготовлен из польской стали марки Аrmstal 500", - продолжает Згурец.

"Со стороны "Укроборонпрома" был озвучен аргумент, что оговоренная в документации отечественная сталь у производителей отсутствует, а ее изготовление в небольшом количестве для первой партии в нужные сроки является проблематичным. В свою очередь, военное представительство настаивало на том, что если использовать польскую сталь, то Львовскому бронетанковому заводу совместно с ХКБМ надо определить возможности ее применения, а особенно - провести исследования на противопульную стойкость сварных швов конструкции, выполненных из специальной стали марки Аrmstal 500", - объясняет он.

По словам эксперта, кроме вышеназванных проблем, также был разнобой в комплектующих деталях для "Дозоров", когда аналогичные узлы и агрегаты закупались у разных поставщиков.

"Руководство Львовского бронетанкового завода подчеркивало, что такова рыночная реальность. В свою очередь, военные, которые отвечали за контроль качества сборки машин, утверждали, что де-факто создается ситуация с рисками по трем направлениям. А именно: - постоянное уточнение поставщиков делает невозможным определение военных представительств, которые бы осуществляли контроль за качеством изготовления (поставки) комплектующих составляющих единиц, агрегатов, деталей, сырья и материалов и определения уровня цен на продукцию;
- комплектующие составные единицы, агрегаты, детали, сырье и материалы на ТБКМ "Дозор-Б" поставляются без приемки военными представительствами;
- предприятия отказываются поставлять комплектующие на "Дозор-Б" с контролем качества и проверкой уровня цен военными представительствами", - перечисляет Згурец.

"Межведомственная комиссия от марта 2016 г. юридически зафиксировала, что эффективность как старых, так и новых изменений, внесенных в конструкцию "Дозоров", должна быть проверена как в ходе приемо-сдаточных испытаний первых десяти машин – с внесением всех изменений в рабоче-конструкторскую документацию, так и учитывая опыт подконтрольной эксплуатации этой партии. То есть речь шла об обычном способе доработки военной техники до максимально возможного идеала", - объясняет он.

Штрафной круг

По словам Згурца, согласно заводскому графику, изготовление 10 единиц ТБКМ "Дозор-Б" должно было быть завершено к 31 марта этого года, а их передача заказчику в рамках государственного контракта должна была состояться до 30 апреля.

"На 25 апреля ситуация выглядела так: Львовский бронетанковый завод предъявил заказчику на приемо-сдаточные испытания 10 ТБКМ "Дозор-Б". В ходе испытаний были обнаружены дефекты, которые повторялись сразу на нескольких машинах. Это касалось неисправностей тормозной системы; рулевого управления; противопожарной системы; колесных редукторов; панели управления; отсутствия обеспечения избыточного давления в середине бронемашины; трещин корпуса на трех ТБКМ "Дозор-Б", - перечисляет все недостатки эксперт.

"В ходе контроля за процессом устранения недостатков и замечаний, как утверждали военные, в очередной раз были "выявлены проблемные вопросы". А именно: - не выполнение требования по обеспечению установленного предельного уровня шума не более 80 дб (по результатам государственных испытаний было зафиксировано 95 дб в салоне);

- не обеспечено уплотнение для создания в обитаемых отделениях давления не менее 25 мм вод. ст. при подаче воздуха от ФВУ;
- эффективность выполнения мероприятий по улучшению теплоизоляции и системы вентиляции для обеспечения комфортных условий обитаемых отделений в диапазоне температур окружающего воздуха от минус 40 до плюс 50 градусов требует дополнительной проверки в условиях эксплуатации при температуре окружающей среды плюс 30 градусов и выше. Такая проверка не проводилась;
- в полной мере не исследованы причины появления трещин на корпусах трех машин "Дозор" с пробегом от 120 до 400 км, следовательно, есть риск возникновения таких дефектов и на других машинах", - объясняет военный эксперт.

"Поэтому, когда наступило время "Ч" – 30 апреля, последний срок для передачи "Дозоров" Вооруженным силам – со стороны представителей заказчика было предложено объявить кардинальное решение. А именно - временно приостановить прием изделий ТБКМ "Дозор-Б" до выяснения причин возникновения дефектов, разработки и выполнения мероприятий по их предупреждению и устранению. Трасса "Дозоров" начала заворачивать на новый круг – но уже со штрафными очками...", - резюмирует Згурец.

Ранее представители украинской оборонной компании "Укроборонпром" опровергали появившуюся у "Апострофа" информацию о том, что поставка "Дозор-Б" в ВСУ вновь срывается из-за найденных в корпусах автомобилей трещин.

Также о недостатках нового украинского бронеавтомобиля читайте в материале "Апострофа" Броня дала трещину: почему боевая машина "Дозор-Б" не попадет в армию.