RU  UA

суббота, 27 апреля
  • НБУ:USD 39.35
  • НБУ:EUR 42.00
НБУ:USD  39.35
Внешняя торговля

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Конец зернового кризиса? Что происходит с экспортом в ЕС

Европейские партнеры предупреждали о серьезности проблемы

Европейские партнеры предупреждали о серьезности проблемы Фото: Pixabay

Запрет на импорт украинского зерна, который ввели несколько европейских стран, в том числе, Польша, стал самым настоящим шоком, как для властей, так и для простых граждан. В ситуацию вмешалась Европейская комиссия, и на сегодня она близка к разрешению, однако осадок, что называется, остался. Тем не менее, как рассказали источники "Апострофа", винить за случившееся следует не только и не столько наших европейских партнеров, сколько собственное правительство.

Польша сняла запрет на транзит по своей территории украинской аграрной продукции, который был введен 15 апреля. Об этом сообщает информационное агентство "Интерфакс-Украина" со ссылкой на "Укрзализныцю".

В сообщении говорится, что "Укрзализныця" возобновила экспортные транзитные перевозки украинских сельскохозяйственных грузов железнодорожным транспортом по территории Польши после получения уведомления об отмене ограничений на указанные перевозки от польского перевозчика PKP Cargo.

Кроме того, Польша увеличила до пяти количество своих портов, которые могут принимать украинское зерно, следующее транзитом через ее территорию, - с 28 апреля в порты Гданська, Гдыни, Свиноуйсьця и Щецина добавится еще и Колобжег.

Таким образом, "зерновой кризис", который произошел в отношениях с одним из наших главных союзников, похоже, удалось разрешить.

Читайте: Если не прилетит "черный лебедь": каким будет курс гривны к лету

Напомним, в середине апреля Польша, а вслед за ней Венгрия, Словакия и Румыния ввели временный запрет на импорт зерна и некоторых других видов сельскохозяйственной продукции из Украины, а Болгария была близка тому, чтобы применить аналогичные меры. Правительства этих стран утверждают, что из-за поставок на их внутренние рынки украинской аграрной продукции убытки несут местные фермеры.

Официальный Киев отреагировал на такие, мягко говоря, недружественные шаги, достаточно сдержанно, что и понятно, - во время войны, а также в свете предстоящих переговоров о вступлении Украины в ЕС ссориться с европейскими партнерами было бы неосмотрительно.

Тем не менее, не секрет, что украинцы были шокированы решением о запрете импорта нашей продукции. И, если позиция Венгрии не стала таким уж большим сюрпризом, учитывая пророссийскую политику Будапешта, то, например, от поляков подобного не ждали.

Еврокомиссия решает проблемы

Решение о запрете украинского аграрного импорта в большой степени было связано с политикой.

Осенью этого года в Польше пройдут парламентские выборы, а правящая партия "Право и Справедливость", как известно, опирается на голоса жителей провинции, в том числе, сельского населения. И терять эту поддержку она, разумеется, не хочет.

Кроме того, "зерновой кризис" – прекрасная возможность для европейских правительств выторговать дополнительные субсидии для своих аграриев.

Ожидается, что в ближайшее время Еврокомиссия примет решение о выделении помощи фермерам из пяти указанных стран на общую сумму 100 миллионов евро. При этом 30 миллионов евро из этого пакета помощи должна получить Польша.

Кроме того, до июня планируется запретить поставки украинского зерна в Польшу, Венгрию, Румынию, Словакию и Болгарию. Правда, запрет не должен будет распространяться на реэкспорт этой продукции в другие страны, в том числе европейские. Но односторонние запреты, которые ввели эти страны, должны быть отменены.

Еврокомиссия также намерена упорядочить транспортировку украинского зерна по железной дороге и автомобильным транспортом в направлении европейских портов с тем, чтобы оно оттуда направлялось на мировые рынки.

"Апостроф" ранее рассказывал, каким образом украинское зерно попадает в Европу, которая, в принципе, не является для него рынком сбыта.

С одной стороны, ЕС временно снял с нашего экспорта таможенные пошлины и квоты, что, безусловно, способствует увеличению поставок украинской продукции, в том числе, аграрной, в Европу, с другой, - для многих трейдеров экспорт через ЕС нерентабелен, а потому они ищут другие способы реализовать свой товар, и наиболее простой и дешевый – продавать его в соседние страны.

Свою "посильную лепту" в усугубление кризиса вносит и Россия.

По словам бывшего исполняющего обязанности министра экономики Украины Павла Кухты, РФ, которая также является крупным экспортером аграрной продукции, пытается лишить Украину ее традиционных рынков в Африке, на Ближнем Востоке и в Китае.

"Именно оттуда Россия пытается вытеснить наших производителей, устроив сначала полную блокаду морских портов, а теперь саботируя нормальную работе зернового коридора, - сказал он в комментарии изданию. - И при этом россияне вываливают на эти рынки свое зерно по демпиногвым ценам, пытаясь вытеснить оттуда украинскую продукцию".

Кроме того, как известно, РФ не отказывается от шантажа и грозит разорвать "зерновую сделку".

Сложная евроинтеграция

Но было бы неверно возлагать всю вину за возникший кризис на враждебную Россию и дружественную, но неверную Польшу.

Сегодня есть все основания предъявить претензии и украинским властям.

Очевидно, что ситуация с наплывом украинской сельскохозяйственной продукцией в Европе возникла не на ровном месте, и в Киеве должны были понимать, что что-то подобное могло произойти.

Как минимум, необходимо было создать благоприятные условия для отечественных производителей по вывозу их продукции на экспорт, а также во взаимодействии с европейскими партнерами наладить стабильные и надежные маршруты доставки такой продукции в европейские порты.

По словам экономиста, бывшего члена Совета Национального банка Украины (НБУ) Виталия Шапрана, сегодняшние проблемы – это последствия действий, а, точнее, бездействия украинских властей.

"К сожалению, неспособность некоторых чиновников просчитать шаги наперед приводит к ситуациям, которые еще год назад были прогнозируемы", - написал он в Facebook.

Тем более, что, как сообщают источники "Апострофа", из Брюсселя в Киев передавались сигналы о том, что бездействие украинских властей приведет, в конечном итоге, к серьезным проблемам.

"Но в ОП (Офис президента) и у Сольского (министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Сольский – "Апостроф") это спустили на тормозах", - сказал собеседник издания, пожелавший остаться неназванным.

В результате, как говорил первый украинский президент Леонид Кравчук, "маємо те, що маємо".

Следует отметить, что с таким подходом очень сложно отстаивать национальные интересы, а это как видим, необходимо делать, даже ведя переговоры с самыми близкими союзниками, у которых, оказывается, тоже есть интересы, которые не всегда совпадают с нашими.

В связи с этим можно не сомневаться, что проблема импорта в ЕС не раз еще возникнет на пути нашей евроинтеграции.

"В ходе этого процесса различные страны будут пытаться выстраивать препоны на пути украинской продукции в самых разных отраслях. И нашему правительству придется научиться эти проблемы решать и договариваться с партнерами", - сказал в комментарии "Апострофу" заместитель главы Всеукраинского аграрного совета Денис Марчук.

От себя отметим, что, если власти будут действовать так же, как и в ситуации с аграрным экспортом, шансов на успех у нас немного.

Читайте: Вместе легче: как и когда Россию выбросят с рынка ядерных технологий

Новини партнерів

Читайте также

Зерном и пшеном: кто и что стоит за польскими протестами

Проблемы с Евросоюзом польские фермеры пытаются решить за счет Украины

Они возвращаются: как остановить новую блокадную волну на границе Украины и Польши

Требования европейских перевозчиков и фермеров, которые блокировали границу с Украиной пока не выполнены, протесты могут возобновиться

Польские "качели": что происходит на границе

Украина может воспользоваться переговорами о вступлении в ЕС для решения проблемы блокирования границы польскими перевозчиками