Венецианская комиссия фактически встала на сторону Украины и не поддержала претензии Венгрии к нашей стране относительно закона "Об образовании". Как теперь будут развиваться отношения двух государств и продолжит ли Венгрия ставить палки в колеса того велосипеда, на котором Украина движется в сторону ЕС, разбирался "Апостроф".
Юридический позитив
Международный скандал между Украиной и Венгрией на почве нового закона "Об образовании", напомним, разгорелся в начале осени, когда парламентарии приняли документ. Всему виной - статья 7 данного закона, в которой задекларировано, что "языком образовательного процесса в учреждениях образования является государственный (то есть украинский)". При этом национальным меньшинствам сохранили право на получение образования на родном языке, но только в дошкольных учреждениях образования и начальных классах школы. "Это право реализуется путем создания отдельных классов (групп) с обучением на языке соответствующего национального меньшинства вместе с государственным языком", - говорится в тексте закона.
Сразу после принятия ВР закона, Венгрия обрушилась с жесткой критикой на Украину, мол, языковые права этнических венгров, проживающих на Западе Украины, ущемляются. Опасения Венгрии разделили и другие страны: Румыния, Болгария, Молдова, Польша и Греция. Украинские дипломаты и чиновники Минобразования развернули широкую информационную кампанию, в ходе которой объясняли возмущенным европейцам, что на самом деле языковые права нацменьшинств новый закон не затронет, а, напротив, позволит детям стать более успешными в системе высшего образования Украины. Ведь недостаточно совершенно зная государственный язык, выпускники школ хуже сдают ВНО и не имеют возможности поступить в престижные вузы.
Но эти аргументы чиновники недовольных стран, в частности Венгрии, не хотели слушать, пообещав заблокировать украинские интеграционные инициативы в ЕС и НАТО. Зарубежные противники закона обратились в ПАСЕ: как следствие, парламентская ассамблея приняла неутешительную для Украины резолюцию. "Новое законодательство, похоже, не соответствует надлежащему балансу между государственным языком и языками национальных меньшинств. В частности, новый закон влечет за собой значительное сокращение прав, ранее узаконенных за "национальными меньшинствами" в отношении их собственного языка образования", - говорилось в тексте документа.
Однако расставить все точки над "і" и вынести финальный юридический вердикт должна была Венецианская комиссия, что и произошло 8 декабря. Согласно решению комиссии, злополучная 7 статья закона является рамочной, а детализировать ее необходимо уже в законе "Об общем среднем образовании". Кроме того, Венецианская комиссия отмела обвинения Венгрии относительно сужения прав нацменьшинств законом "Об образовании".
"Венецианская комиссия подчеркнула, что вопросы содержания и объема прав относятся исключительно к компетенции Конституционного суда Украины", - поясняют в пресс-службе Минобразования.
Но тот факт, что Украина одержала юридическую победу, совсем не означает, что Венгрия готова с этим мириться.
Что выкинет Венгрия
"Представители правительства Венгрии еще до решения Венецианской комиссии говорили, что их претензии не изменятся", - сказал "Апострофу" эксперт Международного центра перспективных исследований Евгений Ярошенко.
"Сейчас Венецианская комиссия стала на нашу сторону. Но приняла бы она позицию Венгрии или было бы компромиссное решение – это не играет роли для внутренних политических целей Будапешта. Кардинально политика Венгрии не изменится", - подчеркнул в разговоре с "Апострофом" дипломат, эксперт Майдана иностранных дел Александр Хара.
Однако решение Венецианской комиссии способно успокоить более широкий круг партнеров Украины в ЕС.
"Решение Венецианской комиссии может снять напряжение, которое сложилось в общении между Украиной и многосторонними институциями: Советом Европы, ОБСЕ", - отметил Ярошенко.
По мнению Хары, разжигая конфликт с Украиной, венгерские политики играют на внутреннего потребителя.
"Есть электорат, для которого эти языковые вопросы важны, поэтому некоторые политические силы пытаются использовать эту тему, чтобы получить политические дивиденды", - убежден дипломат.
"Сейчас вопросы должны идти к господину Петеру Сийярто (главе МИДа Венгрии, - "Апостроф"), Виктору Орбану (премьер-министру Венгрии, - "Апостроф") и всем тем политикам, которые используют этот закон для самопиара, нагнетания антиукраинской истерии, на самом деле, подготавливаясь к собственным парламентским выборам, - соглашается экс-министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко. – Но я бы посоветовал им искать другой способ поднятия собственных рейтингов. Это нормальный украинский закон, который отвечает всем нормам международного права, в частности конвенциям, регулирующим права национальных меньшинств. В своем решении Венецианская комиссия это подтвердила".
Кроме блокирования евроинтеграционных инициатив Украины, по мнению Ярошенко, Венгрия может активизировать процесс раздачи своих паспортов украинцам, проживающим на территории Закарпатья, который и так уже запущен.
Правда существует вероятность, что Венгрия все же даст "задний ход" и откажется от претензий к Украине. Ведь на днях Еврокомиссия подала в суд на Венгрию за ее собственный закон об образовании, который ограничивает свободу европейских университетов.
"Поэтому тут тема закрыта, к ней не стоит возвращаться, но если Венгрия будет продолжать делать то, что она делала, она очень быстро получит разъяснения не от Украины, а от Брюсселя", - заявил "Апострофу" Огрызко.
Что касается других стран, которые пошли на конфронтацию с Украиной из-за нового образовательного механизма, то здесь ситуация выглядит более спокойной.
"Например, для поляков целостное, суверенное украинское государство, которое стремится стать членом ЕС и НАТО - это идеальный вариант. Фрагментация Украины для них является крайне негативным вариантом. Ведь поляки в сознании не говорят, что существуют какие-то территории, которые исконно польские, они хотят их вернуть и поэтому они поддерживают этническое меньшинство. А вот венгры живут в другой реальности, не понимая, что мир изменился и Украина не несет угрозы ни венгерскому этническому меньшинству, ни самой Венгрии, - подытожил Хара. – Естественно, что нельзя принимать язык ультиматумов, даже будучи в слабом состоянии. Украинская власть избрана украинскими гражданами. Соответственно, прежде всего, она должна ориентироваться на удовлетворение их требований. Россия на протяжении 25 лет нам постоянно указывала, как нам нужно вести себя с этническими русскими, русскоязычными. Это был постоянный повод лезть в наши внутренние дела, чтобы держать Украину на коротком поводке".